Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Управляемое соблюдение прав человека

Не случилось ли так, что по «гарантиям либеральности» президента Медведева был нанесён удар, исходивший из его собственной администрации?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЭлла Панфилова
Элла Панфилова
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Элла Памфилова — ведущая правозащитница Кремля — в пятницу подала прошение об отставке, что многие сочли ударом по «гарантиям либеральности» российского президента Дмитрия Медведева. Президент сразу же подписал прошение, даже не попытавшись уговорить уважаемую правозащитницу не уходить, и наблюдатели заподозрили, что она была вынуждена уйти в результате противоборства внутри политической элиты.

Элла Памфилова — ведущая правозащитница Кремля — в пятницу подала прошение об отставке, что многие сочли ударом по «гарантиям либеральности» российского президента Дмитрия Медведева. Президент сразу же подписал прошение, даже не попытавшись уговорить уважаемую правозащитницу не уходить, и наблюдатели заподозрили, что она была вынуждена уйти в результате противоборства внутри политической элиты. Наблюдатели указывают на обременённые сложностями отношения Памфиловой с покровителем «Наших» и идеологом Кремля Владиславом Сурковым как на возможную причину враждебности. Недавняя работа Памфиловой привела ко всё более и более заметным сварам с прокремлёвскими молодёжными организациями.

30 июля Элла Памфилова ушла с занимаемого ею в течение восьми лет поста главы кремлёвского совета по правам человека, и президент Дмитрий Медведев принял её отставку спустя считанные часы. Сначала Памфилова отказалась прокомментировать свой уход.

«Я уже довольно долго не чувствовала себя посредником между властями и выступающими против них активистами правозащитных движений», — написала Памфилова во вчерашнем выпуске ежедневной либеральной газеты «Новая газета».

«На неё ужасно сильно давили враждебные организации», — пояснила Людмила Алексеева, ветеран движения правозащитников и глава Московского Хельсинкского центра. — «В основном давили “Наши” и их лидеры, а у неё была слабая поддержка. Только президент её и поддерживал».

Прокремлёвские молодёжные организации давно добивались отставки Памфиловой, а недавно попытались подать на неё в суд. На прошлой неделе Памфилова выступила с осуждением устроенной в летнем лагере на озере Селигер небольшой прокремлёвской молодёжной группировкой «Сталь» выставкой пластмассовых бюстов тринадцати важнейших лидеров российского либерального движения, насаженных на деревянные шесты и одетых в береты штурмовиков-нацистов.

«“Наши” согласны с решением Памфиловой об уходе, потому что это даёт основания полагать, что она не выскочит на защиту этой пособницы фашистов — Людмилы Алексеевой», — говорилось в заявлении, опубликованном в пятницу на веб-сайте «Наших».

Враждебное отношение «Наших» нарастало ещё с февраля прошлого года, когда Памфилова пригласила в состав возглавляемого ей совета широко известных и крайне критично настроенных активистов. На регулярных встречах совета с администрацией президента обсуждаются такие темы, как нарушение прав человека на Северном Кавказе. Владислав Сурков, основатель и покровитель «Наших», — первый заместитель главы администрации.

«В составе совета много компетентных и достойных людей, но есть и такие, которые дискредитируют его функции, например, взяточник Дмитрий Орешкин и Людмила Алексеева, которая поддерживает фашиста Лимонова», — говорится в заявлении «Наших».

Орешкин был в числе группы либералов, ставшей в этом году мишенью аналогичной кампании, которая, по словам аналитиков, была проведена силами прокремлёвских молодёжных организаций.

Восьмидесятитрёхлетняя Алексеева вместе с бывшим националистом-большевиком, а ныне — лидером новой оппозиционной партии «Другая Россия» Эдуардом Лимоновым стояла у истоков «Стратегии-31» — акции протеста, проводящейся 31-го числа каждого месяца в защиту 31-й статьи российской конституции, провозглашающей свободу собраний.

Конфронтация между «Нашими» и Памфиловой забурлила в ноябре прошлого года, когда она бросилась на защиту бывшего советского диссидента и журналиста Александра Подрабинека. «Наши» пикетировали дом Подрабинека за то, что он оскорбил советских ветеранов войны, которые добились снятия «оскорбительной» вывески шашлычной. Шашлычная стояла напротив гостиницы «Советская» и называлась — в шутку — «Антисоветская».

Эксперт из московского Карнеги-центра Маша Липман считает, что отставка Памфиловой стала результатом «политических трений» между представителями политической элиты в рядах администрации президента.

«Это было не столько столкновение между “Нашими” и Памфиловой, сколько столкновение между Памфиловой и боссами “Наших”, в частности, Владиславом Сурковым, их главным вдохновителем. Отношения между Памфиловой и Сурковым были очень плохими», — сказала Липман.

Несмотря на сравнительно малую эффективность работы совета, Памфилова сумела добиться некоторых достижений за те восемь лет, пока она была его председателем, в частности, успешно боролась за смягчение принятого в 2006-м году закона об ограничении свободы иностранных неправительственных организаций. Закон этот укладывался в рамки общей правительственной кампании по борьбе с гражданским обществом, шедшей в соответствии с детищем Владислава Суркова — политической моделью «управляемой демократии».

«Я считаю, что [её отставка — ] это удар по правам человека», — сказала Липман, привлекшая внимания к «энергичности и настойчивости» Памфиловой. — «Дело не в том, что правозащитники могут много добиться — нет, не могут. И не в том, что при Памфиловой совет действовал не очень эффективно. Но хотя бы можно было чего-то добиваться, потому что совет был уникален, он работал с президентом лично».

Вчера Медведев заявил, что Памфилова и раньше несколько раз хотела уйти в отставку, а также отверг предположения о политической мотивированности её решения.

«Здесь нет трагедии и совершенно никакой политической интриги тоже нет», — сказал он, общаясь с журналистами в Сочи, о чём сообщили «РИА Новости».

Но Алексеева предупреждает, что свержение Памфиловой возымеет неприятные последствия для Медведева, потому что он не вмешался в происходящее несмотря на свои колоссальные полномочия как президента.

«Её отставка совершенно не повлияет на ситуацию с правами человека в России, ситуация плохая и останется плохой. Но нет сомнений в том, что это ослабит позиции президента в глазах общественности, потому что ответственность за управление всецело находится в руках Медведева», — считает Алексеева.

Владимир Жириновский, прославленный лидер правой Либерально-демократической партии России (ЛДПР), заявил, что готов заступить на освободившуюся должность, предположив перед этим, что Кремль будет искать более уступчивого кандидата. Несмотря на формальную оппозиционность ЛДПР почти никогда не нарушает воли Кремля и правящей партии «Единая Россия».Тем не менее, аналитики прочат на место Памфиловой её харизматичного заместителя Александра Аузана. В пятницу, выступая в эфире радио «Эхо Москвы», Памфилова сама высказала своё предпочтение кандидатуры Аузана.

Медведев не сказал, когда намерен выбрать преемника, но он должен быть внимательным при его выборе, если хочет продолжать считаться либералом.

«Совет — это редкий институт, наличие которого подтверждает: более либеральная ориентация Медведева по сравнению с Владимиром Путиным — это не просто слова, а возможность каких-то дел», — считает Памфилова.

Более того, президент должен показать, что его не смогут запугать и заставить назначить на эту должность марионетку Кремля с целью умилостивить старую гвардию путинского Кремля, а конкретнее — Суркова.

«Элла Памфилова была для президента Медведева ценностью, от которой он добровольно отказался», — сказала Липман.