Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему история с русскими шпионами действительно важна

© РИА Новостирусские разведчики
русские разведчики
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не придавать значения последнему шпионскому скандалу, называя его свидетельством того, что русские до сих пор безрезультатно ведут свою холодную войну, значит упустить из виду более масштабную картину. На самом деле, Москва весьма умело продвигает свои интересы на Западе, но не через разведку, а через бизнес, которому зачастую оказывают умелую поддержку промышленный шпионаж, агенты влияния и закулисные сделки.

Невидимые чернила, инструкции, спрятанные в изображениях на вебсайтах Интернета, ноутбук в кафе, с которого передаются сообщения на проезжающий мимо автомобиль… Все эти высокотехнологичные  шпионские методы, применявшиеся 10 арестованными в июне и ныне сознавшимися русскими разведчиками, интригуют нас, потому что это напоминает старый добрый шпионский роман. А обмен этих шпионов на четверых россиян, осужденных за шпионаж в пользу Запада, лишь усиливает данное ощущение. Но здесь больше фарса, чем драмы.

Бывший офицер КГБ, который в 80-е годы занимался в Вашингтоне самыми важными за всю историю этой организации шпионами - Олдричем Эймсом (Aldrich Ames) и Робертом Ханссеном (Robert Hanssen), называет это дело настолько абсурдным, что в него трудно поверить. "Это похоже на детский сад, который вдруг решил заняться шпионажем, - говорит Виктор Черкашин, - это не та разведывательная служба, которую я знал".

Но не придавать значения последнему шпионскому скандалу, называя его свидетельством того, что русские до сих пор безрезультатно ведут свою холодную войну, значит упустить из виду более масштабную картину. На самом деле, Москва весьма умело продвигает свои интересы на Западе, но не через разведку, а через бизнес, которому зачастую оказывают умелую поддержку промышленный шпионаж, агенты влияния и закулисные сделки.

Когда десять лет назад к власти пришел Владимир Путин, Россия, являющаяся крупнейшим в мире экспортером энергоресурсов, начала усиливать свою хватку на энергетическом рынке Европы, стремясь захватить контроль над трубопроводными сетями, хранилищами и распределительными компаниями, поставляющими российскую нефть и газ европейским потребителям. Делает она это зачастую за счет восстановления своего утраченного после холодной войны влияния в странах бывшего советского блока, ставших ныне членами НАТО и ЕС. "Российские энергетические компании используют свои старые контакты из коммунистической эпохи", - говорит бывший чешский министр по вопросам окружающей среды Мартин Бурсик (Martin Bursik).

В число таких контактов входит лоббист и бывший лидер чешских комсомольцев Мирослав Шлоуф (Miroslav Slouf). Его консалтинговая фирма Slavia в прошлом году поспособствовала заключению сделки с российской компанией "Лукойл" на поставку 20 процентов всего авиационного топлива, используемого в международном аэропорту Праги. Другие компании в тендере не участвовали, хотя тогдашний премьер-министр Мирек Тополанек (Mirek Topolanek) и обещал диверсифицировать поставки энергоресурсов. Будучи главным лоббистом "Лукойла" в Чехии, Шлоуф – так уж получилось – является правой рукой популярного в прошлом экс-премьера и социал-демократа Милоша Земана (Milos Zeman). Многие считают, что Земан планирует замахнуться на президентский пост.

Справедливости ради следует, пожалуй, сказать: многие официальные лица считают, что российские компании ведут себя точно так же, как и их западные конкуренты. "Не думаю, что обычные инвестиции из России, Соединенных Штатов, Италии, Китая, Японии, Бразилии, Германии, Франции и прочих стран представляют угрозу нашей национальной безопасности", - говорит другой бывший премьер-министр, социал-демократ Иржи Пароубек (Jiri Paroubek).

Но многие с ним не согласны. В отличие от западных фирм, которые занимаются лоббизмом в основном ради собственных интересов, российские государственные и частные предприятия играют существенную роль во внешней политике Кремля.

Безусловно, ни одна западная компания не согласилась бы потерять миллиарды долларов, прекратив поставки своим потребителям. Но именно так поступал российский "Газпром", когда Москва дважды прекращала подачу газа на Украину. Это было очень похоже на карательную меру против Киева за его прозападную политику.

Тайное влияние

Чтобы скрыть свои схемы и замыслы, Кремль опирается на огромное множество компаний-пустышек, которыми номинально владеют европейцы, но в действительности руководит Москва. Вот эти-то компании и осуществляют тайные нападения. Среди них есть трейдинговая газовая компания Vemex, которая с момента своего создания в 2001 году для торговли российским природным газом захватила 12 процентов чешского внутреннего рынка. Хотя, судя по сайту Vemex, этого не скажешь, компания является чешской только по названию. В действительности ею управляет "Газпром", который действует через целую серию компаний, зарегистрированных в Швейцарии, Германии и Австрии. Среди этих компаний - Centrex Europe Energy and Gas, которая помогает России в ее действиях по скупке европейских энергетических активов.

Centrex зарегистрирована в Австрии, и, согласно сообщению на сайте "Газпрома", основана она была его собственным подразделением "Газпромбанк". Но реальных собственников компании установить невозможно. По данным Еврокомиссии, компанией Centrex владеет зарегистрированная на Кипре Centrex Group Holding Ltd., контроль над которой принадлежит немецкому филиалу "Газпрома" и RN Privatsiftung. Это венский фонд, и акционеры этого фонда неизвестны.

К чему скрывать имена настоящих владельцев компаний, о которых либо известно, либо предполагается, что они принадлежат "Газпрому"? Vemex - это лишь одна из многих фирм, созданных "Газпромом" в странах Центральной и Восточной Европы для приобретения долей в европейских энергетических предприятиях. Скрывая реальных владельцев, "Газпром" делает свои действия более приемлемыми для европейцев, опасающихся расширения российского влияния.

Ведущий журналистские расследования репортер Ярослав Плесл (Jaroslav Plesl) указывает пальцем на своих соотечественников, заявляя, что это они помогают Москве. Чехи "готовы продать все", говорит он о мощной коррупции в своей стране. Российские компании умело пользуются этим фактором, а также преимуществами непрозрачных тендеров. Они также ведут лоббистскую деятельность, препятствуя созданию норм и правил, запрещающих такого рода действия, и по сути дела, экспортируют коррупцию, властвующую в России.

Бывший шеф внешней разведки Карел Рандак (Karel Randak) опасается, что противопоставить такой активности нечего. "Если русские захотят получить контроль над теми или иными стратегическими предприятиями в Чешской Республике, - говорит он, - то они сделают это через швейцарские или западноевропейские компании. И никто не сможет сказать, что они стоят за той или иной фирмой".

Коммерция как политика


В Западной Европе Москва в рамках своей деятельности заключает прибыльные сделки с иностранными энергетическими компаниями, которые фактически становятся лоббистами Кремля в собственных странах.

Германия, Италия и Австрия принадлежат к числу тех, кто стал участником проектов по прокладке двух новых крупных газопроводов из России. Эти газопроводы приведут к усилению зависимости Европы от Москвы. Проект "Северный поток" предусматривает строительство трубопровода напрямую из России в Германию в обход доставляющих беспокойство транзитных стран, таких как Украина. Возглавил его ни кто иной, как бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Он шокировал многих, заняв этот высокооплачиваемый пост спустя несколько недель после ухода в отставку. Его деятельности в Берлине помогает целая сеть из бывших агентов тайной полиции Восточной Германии "Штази". Среди них глава германского подразделения "Газпрома", который в 80-е годы работал вместе с Путиным, вербуя шпионов во время его командировки в Дрезден в качестве офицера КГБ.

Назначение Шредера, говорит Плесл, было равноценно "плевку в лицо Ангеле Меркель", несомненным напоминанием о влиянии России в рядах немецкой элиты. Она никак не могла проигнорировать такое. Выгода от такого влияния на страну, которая 30 процентов потребляемого ею газа получает из России, совершенно очевидна.

Придя в 2005 году к власти, Меркель жестко высказывалась в адрес России, требуя от капризного Евросоюза разработать общую энергетическую политику в отношении Москвы. Но страны ЕС так и не сумели договориться об общей политике в отношении России, а зависимость Германии от этой страны продолжает увеличиваться. Отчасти это вызвано тем, что Кремль убедил покупателей в рискованности поиска газа в других странах.

А когда Вашингтон в 2008 году повел кампанию за принятие бывших советских республик Украины и Грузии в состав НАТО, спровоцировав тем самым острое раздражение России, Меркель вполне успешно возглавила оппозицию данному плану, несмотря на всеобщее негодование по поводу российского вторжения в Грузию в том же году. Одновременно Германия заблокировала ряд предложений ЕС о наложении ограничений на иностранные компании, покупающие европейские энергетические предприятия, хотя такие меры могли приостановить наступление "Газпрома" на Западную Европу.

Для России, которая полностью зависит от своего нефтяного и газового экспорта, коммерческие энергетические интересы и политическая власть просто неразделимы. В 2008 году "Газпром" согласился приобрести контроль над всей энергетической отраслью Сербии, сделав это как раз в тот момент, когда президент Борис Тадич во время своей кампании по переизбранию добивался крайне важной для него поддержки от Москвы. В этом году Украина отвернулась от своей "оранжевой революции" при новом, с энтузиазмом поддерживающем Москву президенте, который продлил России аренду черноморской базы в Севастополе в обмен на 30-процентную ценовую скидку по газу. В конечном итоге, Москва расширяет свое влияние, расшатывая политическую автономию избранных ею стран.

России пока далеко до такого же влияния в Соединенных Штатах. Но Москва уже пользуется услугами крайне влиятельных лоббистов, таких как бывшие госсекретари Генри Киссинджер и Джеймс Бейкер, который работал консультантом "Газпрома" в российской трубопроводной монополии "Транснефть". "Они не шпионят. Они формируют американскую внешнюю политику абсолютно легально, - говорит политолог Андрей Пионтковский, - так зачем же Кремлю готовить десяток супер-шпионов, чтобы те собирали информацию, которую может найти любой компетентный журналист, не выезжая за пределы Москвы?"

Возможно, это была сеть обеспечения намного более масштабного проекта, о котором мы просто не знаем. Ясно одно: неуклюжие действия этих шпионов в манере "Кистоунских копов" не должны отвлекать нас от другого факта. Возможно, российские спецслужбы все еще ведут свою холодную войну. Но Россия в то же время очень активно действует на других фронтах, создавая эффективную сеть влияния далеко за пределами своих границ.

Грегори Файфер – старший корреспондент Радио "Свобода"/"Свободная Европа". В этом году была опубликована его книга "The Great Gamble: The Soviet War In Afghanistan" (Большая авантюра: Советская война в Афганистане). Взгляды, изложенные в статье, принадлежат только автору и могут не отражать позиции Радио "Свобода"/"Свободная Европа".