Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В поисках «дивидендов» мира после «холодной войны»

Новообретённое взаимопонимание между США и Россией становится всё более заметным. Это должно оказать влияние на целый ряд вопросов, связанных с безопасностью.

© ReutersКлинтон Лавров кнопка перезагрузки
Клинтон Лавров кнопка перезагрузки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Всё внимание по поводу успехов президента Барака Обамы на внешнеполитическом фронте приковано к Афганистану и Ирану, а в тени софитов скромно ютится сюжет о его большом успехе — «перезагрузке» отношений между США и Россией. Если не считать немногочисленного круга посвящённых в Вашингтоне и Москве, то всем видна только куча отходов, оставшаяся после эпохи Джорджа Буша-младшего, когда американо-российские отношения ухудшились до рекордно низкой отметки.

Всё внимание по поводу успехов президента Барака Обамы на внешнеполитическом фронте приковано к Афганистану и Ирану, а в тени софитов скромно ютится сюжет о его большом успехе — «перезагрузке» отношений между США и Россией. Если не считать немногочисленного круга посвящённых в Вашингтоне и Москве, то всем видна только куча отходов, оставшаяся после эпохи Джорджа Буша-младшего, когда американо-российские отношения ухудшились до рекордно низкой отметки.

Тем не менее, новообретённая атмосфера взаимопонимания ни шатко ни валко оказывает своё воздействие, что, безусловно, в громадной степени скажется на целом ряде вопросов безопасности как регионального, так и мирового значения — от Афганистана и Ирака до Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, а также режима нераспространения ядерного оружия и терроризма. Такие разные страны, как Иран, Грузия, Венесуэла, Украина, да и Китай и Индия тоже, просто не смогут не заметить, что то, что начиналось как осторожные фигуры вальса, приобретает всё большие и большие масштабы и грацию. Французский философ Монтень, живший в шестнадцатом веке, сказал бы, что танцоры держат друг друга так крепко, что их лица, возможно, скоро соприкоснутся.

На прошлой неделе в статье, озаглавленной «Российская дипломатия в изменяющемся мире» министр иностранных дел России Сергей Лавров признал растущие масштабы действа. Вот что он написал:

«В евроатлантическом регионе наметился конвергенционный тренд. Этот тренд проявляется в улучшенной атмосфере российско-американских отношений, в том числе — в усовершенствовании нового договора, заменяющего START-1, дальнейшего формирования стратегического партнёрства с Европейским Союзом и продолжающаяся нормализация в совете России-НАТО. Формируются условия для преодоления блокового менталитета времён “холодной войны” в европейской архитектуре и проистекающих из него страхов из-за сфер влияния».

Теперь предрассудкам «холодной войны» останется только медленно умереть. Многое будет зависеть от того, какое направление примут реформы НАТО, которые будут обсуждаться в ноябре на саммите альянса в Лиссабоне. Расширение НАТО остаётся скользким вопросом. Дивиденды в плане установления мира, которые должны были принести распад бывшего Советского Союза и односторонний роспуск Организации Варшавского договора, так и не поступили, потому что западные страны «не только сохранили фронт “холодной войны”, разделявший Европу на зоны с разной степенью безопасности, но и сдвинули этот фронт в восточном направлении», как высказался с сожалением Лавров. Россия пока ждёт ответа Запада на выдвинутую ей инициативу новой архитектуры безопасности в Европе. Также существуют новые факторы, в частности, укрепление позиций Китая в мировой экономике и финансах, а также превращение Азиатско-Тихоокеанского региона в локомотив мирового экономического роста.

В то же время «конвергенционный тренд», безусловно, действительно проявляется в отношениях между США и Россией. Приведём пример: только на прошлой неделе администрация Обамы предприняла два дополнительных шага для продолжения «перезагрузки». Во-первых, Обама передал в конгресс США пакт о ядерной энергетике с Россией, условия которого предусматривают обмен атомно-энергетическими технологиями, сотрудничество в совместных коммерческих предприятиях в этой сфере, а также совместную деятельность по достижению целей нераспространения ядерного оружия (этот пакт будет иметь последствия для Нью-Дели, потому что Россия сможет перерабатывать происходящее из США отработанное ядерное топливо на территории третьих стран, где применяются сделанные в США реакторы, включая Тайвань, Южную Корею, а возможно, и Индию). Во-вторых, Обама пригласил своего коллегу Дмитрия Медведева в июне посетить США — уже во второй раз в этом году, причём только в нём лидеры двух стран встречались уже дважды — в апреле в Праге, когда подписывали новый договор START, и в Вашингтоне во время «ядерного саммита».

В интервью, недавно данным Обамой российским СМИ, президент высказался в поддержку того, чтобы консультации между НАТО и Россией развивались «намного более систематически, чем мы наблюдали ранее... Я чувствую, что все партии Европы и все члены альянса НАТО хотят иметь крепкие сотруднические отношения с Россией». Большое значение имеет то, что Обама заявил, что США «крайне озабочены происходящим в Европе... А если нам удастся стабилизировать Европу, это будет полезно США, и это будет полезно России также». Продолжая свою мысль, Обама подчеркнул, что США «рассматривают ... и очень серьёзно» предложение президента России по созданию для Европы новой схемы безопасности на всём геополитическом пространстве от Владивостока до Ванкувера; реализация этого предложения фактически предусматривает отход НАТО на второй план и объединение евроатлантического и евроазиатского регионов под одной крышей.

Мышление Обамы отражено в целой череде шагов, предпринятых в последнее время Америкой. США фактически смирились с планами России покупать и продавать системы вооружений странам НАТО, чего до нынешних времён нельзя было и представить. В НАТО поставили на повестку дня вопрос о совместной работе с Россией над противоракетным щитом. В геополитическом аспекте энергоресурсов Каспия в подходе американцев тоже наметились сдвиги. США дистанцировались от Азербайджана и перестали соперничать с двумя запланированными Россией к строительству трубопроводами — "Северным потоком" и "Южным потоком" — которые создадут новые связи между европейскими рынками энергоносителей и российскими производителями. Всё говорит о том, что США не только не пытались торпедировать попытки Украины наладить более тесные связи с Россией, но даже координировали с Москвой усилия по стабилизации Украины, что для европейского расклада крайне важно. Необходимо отдать должное мастерству кремлёвских лидеров, создавших новую матрицу, в которой Россия и Украина снова смогут существовать в симбиотической связи, но и в Вашингтоне тоже чувствуют, что именно украино-российской дружбы хотят два братских славянских народа, и пытаться помешать этому — значит не только вести себя неестественно, но и провалить тест на благонамеренность США в отношении России.

Нельзя отрицать тот факт, что если и можно отметить какую-то точку в прошлом как отправной пункт отчуждения России от Запада в духе «новой холодной войны», то этой точкой станут окрестности 2004 года, когда в Киеве произошла «оранжевая революция». С точки зрения России это был акт «немотивированной злобы», в котором Москва увидела стопроцентное свидетельство осуществления Америкой в её отношении стратегии сдерживания. У США не было никаких внятных оснований свергать Эдуарда Шеварднадзе («Шевви», как его до сих пор называют герои «холодной войны») — если не считать того, что взявшему вместо него власть в Тбилиси Михаилу Саакашвили можно было доверить задачу последовательного минирования Кавказских гор, чтобы Россия увязла в них и не смогла поднять голову на мировой арене.

Если говорить кратко, то отказ Обамы видеть Украину как игру на поражение против России, ведущуюся в сердце Европы, имеет для Москвы серьёзнейшее значение. Этот отказ подчёркивает приход руководства США к представлению о том, что если не восстанавливать восходящую к временам «холодной войны» парадигму сфер влияния, то у США и России могут найтись «общие интересы» на пространстве Евразии. Позитивные последствия этого нового, творческого мышления уже видны в среднеазиатской стране Киргизии, проходящей через очередной виток «цветных революций». Выполнявшиеся в апреле дипломатические пируэты подчёркивают, что ни Москва, ни Вашингтон не спешат как можно скорее признать новое временное правительство в Бишкеке. Москва не пытается воспользоваться моментом нестабильности в Бишкеке, чтобы выгнать американцев с военной базы «Манас». Американцы тоже не хвалятся своим влиянием на главу временного правительства Розу Отунбаеву. Конечно, со стратегической точки зрения Киргизия имеет слишком решающее значение, чтобы можно было пустить его в свободное плавание клановой политики, но есть признаки, что великие державы, возможно, просто ищут пути удовлетворения взаимных жизненно важных интересов и устранения основных поводов для беспокойства.

Обама сделал очень важное заявление, когда общался с российскими СМИ: «Я думаю, важно признать, что вся концепция “перезагрузки” между США и Россией касается не только вопросов безопасности». Этот подход наводит на мысли о широком спектре партнёрских отношений, к которому стремилась и Россия. Знаменитый российский стратег Глеб Павловский, приближённый к Кремлю, недавно указал, что «устанавливается мир между нашими европейскими и юго-западными соседями ... Медведев пожинает урожай, который Путин долго и безуспешно сеял. Путину досталась страна во всех смыслах изолированная, в осаде. Он долго пытался вырваться оттуда. Но успех внешней политики Медведева создаёт возможность для новых успехов ... консолидированная политика Москвы и Вашингтона создаёт новые возможности для нас в постсоветскую эпоху. Это большой успех».

Конечно, американские военнослужащие, маршировавшие рядом с российскими солдатами по Красной площади в Москве в честь шестидесятипятилетней годовщины победы во Второй мировой войне, печатали шаг с определёнными историческими коннотациями. Обама подчеркнул, что память о «мощи [советско-американского] союза» шестидесятипятилетней давности всё ещё остаётся для него «одним из самых важных военных союзов всех времён». А президент Китая Ху Цзиньтао, стоя плечом к плечу с российскими лидерами на укреплениях Кремля, сказал Медведеву, что «есть глубокий смысл в совместном праздновании юбилея странами». К сожалению, индийская дипломатия дала сбой и пропустила эту демонстрацию аутентичности истории.

Обсуждение
Комментариев: 20
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
п
питерец
17 мая 2010, 00:42
кажется забавным, что “перезагрузка” с Росией странным образом совпала с обострением с Китаем. нет веры пендосам. было бы интересно послушать мнение Вольфыча в данном вопросе.
c
cnbikals0
17 мая 2010, 02:15
Скорее с ростом пацифизма у главных союзников США - Европы. А без одобрения воевать с Ираном нельзя.
B
Bumbarash23
17 мая 2010, 02:52
Почему это? Вот уж кто не при делах так это Европа, ее мнение всегда интересовало США в последнюю очередь. При самых худших для США раскладах все что сможет сделать европейцы это выразить громкий и однозначный протест :). Насчет Ирана США останавливает лишь собственная слабость, причем не столько военная сколько стратегическая. Ведь после военного конфликта с Ираном автоматически придется конфликтовать со всем исламским миром, да и мы с Китаем сложа руки сидеть не будем. Европа в плане мировой политики - пустое место, причем их пассионарности теперь даже на ничего не значащие крики не хватает.
c
cnbikals0
17 мая 2010, 03:22
Мне кажется вы ошибаетесь!) Как минимум потому, что Европа это сильная экономика. Германия, Франция и Великобритания, если вдруг они выступят против войны - будут иметь огромную политическую силу! Они главные военные и экономические союзники США. Европа не дала США поставить на вооружение нейронную бомбу в далеких 70-х). Для войны в Иране им не хватает повода, который был в 2001.. они вряд ли боятся воевать с Арабским миром, особенно если учесть что они уже давно это делают, но просто так начать войну они не могут. Да и денег нет. Минимум миллион в день уходит в Афганистане.. шутка ли? А на счет "мы с Китаем" - тут скорее только Китай. Китай не даст, это правда. Не даст пока, а вот что будет через, скажем, лет 10, когда США выйдет из Ирака и Афганистана, а инвестиции Китая окупятся - там и посмотрим.
B
Bumbarash23
17 мая 2010, 03:51
Если бы Европа была управляемой... Вы путаете ЕС с государством. Главное отличие теперешней Европы от Европы 70-х это отсутствие суверенитета, страны ЕС отказавшись ради этого самого ЕС от части своего суверенитета не наделили еэсовское правительство достаточном полномочиями. Для войны в Ираке поводов было гораздо меньше чем есть сейчас для войны с Ираном. С арабским миром США не воюют, они воюют с радикальной частью арабского мира которая не имеет четкой гос поддержки, к тому же арабский мир это прежде всего Египет - я не слышал чтобы Египет воевал или даже просто конфликтовал с США. Мы мешаем штатам начать новую войну уже самим своим существованием, даже ничего не предпринимая. Это как с шарами в бильярде, ударяя по одному шару нужно учитывать расположение не только луз-целей но и других шаров. Мы же шарик очень большой и тяжелый, да еще и расположены неудобно.
c
cnbikals0
17 мая 2010, 12:21
Это так, но.. ..но Египет - ближайший союзник США. Пример - Израиль!Ни для кого ведь не секрет, что арабов Израиль убивает Американским оружием. Но и Эмираты и Египет не сильно по этому поводу дергаются..) Тем более Эмираты хотели перекупить у нас с-300 для Ирана.. дружбой там не пахнет. Для Ирака было основание - 9/11. Люди боялись и хотели мести. Сейчас же они не готовы пойти на новую авантюру. Пока не готовы. Говоря же о ЕС - стоит выделить гос-ва сильные - названные мной раньше, и слабые - все остальные. Сильные суверенитет не теряли..) А про нас - на то нас и подкупают всякими "сокращениями" и "прорывами", чтобы когда ударить по мячу - наш мяч ни куда не катился а стоял на месте.
E
Eggen
17 мая 2010, 06:45
Вы рассказываете о виртуальных препятствиях, что типа кто-то с кем то не договорится, будет выгодно, договорятся. Зато игнорируете вещи объективные, у США просто нет армии, чтобы провести адекватную кампанию в ИРане, при всем занебесном бюджете - нету. А если бы и была, Иран не Ирак, и в любом случае логистика в регионе будет парализована, уверен, что Ормузский пролив тупо заминирован, а это мгновенная смерть для западной экономики. Чем Китай может поддержать Иран? А вот четыре комплекса С-300, которые можно подвести на одной барже через Каспий потребуют для вероятной бомбежки территории одновременного вылета полутысячи самолетов, потому что треть недолетит... А уж фактор экономической силы для боевых действий - это просто какая-то аналитика из компьютерной игры), у европейцев вообще намека нет на боеспособные подразделения, сами же янки постарались)
K
Karavan
17 мая 2010, 01:07
Руки прочь от путина ".. Медведев пожинает урожай, который Путин долго и безуспешно сеял. Путину досталась страна во всех смыслах изолированная, в осаде. Он долго пытался вырваться оттуда. Но успех внешней политики Медведева создаёт возможность для новых успехов ..." засранцы, почему так заведено, что когда один лидер у нас сменит другого, то предыдущего начинают обсир..ть во всех смыслах этого слова. где благодарность? а путин к слову, на коне, тандем работает исправно. правда живем мы от этого не намного-то и лучше
B
Bumbarash23
17 мая 2010, 04:03
Забавно Почитал я тут архивы прессы 90х, начала 2000-х. И очень четко понял что то что мы живем ненамного лучше - это уже чудо. Понятно что всегда хочется большего и поскорее, вот только нужно учитывать ресурсы имеющиеся в наличие. Наше общество больно, одна коррупция сверху донизу (даже среди бомжей коррупция процветает) чего стоит. То что мы до сих пор не скатились в пропасть как все предсказывали совсем недавно это уже удача или заслуга путинской команды. Конечно дела далеко не в порядке, проблем, в том числе и критических - море, но мы уже не тонем. И уж 100% раскачивание лодки, как бы нам не нравились некоторые обнаглевшие вип пассажиры, не приведет к положительным результатам.
g
gorodok
17 мая 2010, 07:42
Вumbarash23 "одна коррупция сверху донизу (даже среди бомжей коррупция процветает) чего стоит И мы понимаем, что ,безусловно ,Путин к этому никакого отношения не имеет. Большинство разумного населения видит разницу между властной вертикалью , которую он строил 10лет, и коррупционной вертикалью .Последняя стихийно возникла снизу от бомжей и двигалась наверх , несмотря на отчаянное сопротивление чиновников власти. С большим трудом эту коррупционную заразу удалось остановить на подступах к правительству. Даже такие сделки как Абрамови-Россия по продаже Сибнефти за 13милиард.дол государству перед кризисом ,не взывает и малейших подозрений в плане откатов.
J
JokerAlt
17 мая 2010, 09:10
И взлет цены на нефть в 10 раз здесь конечно ни причем. А ты стал жить лучше в 10 раз, хотя бы пенсии например выросли? Ах да, построили на эти нефтяные сверхприбыли кучи новых больниц, или проложили тысячи километров дорог. Или ня? Или может друзья премьера чуток побогаче стали?
t
thunder_409@list.ru
17 мая 2010, 09:33
Экспорт ТОЛЬКО ОДНОЙ НЕФТИ в 95-м году оставил 85% от всего экспорта (то есть не учитывая газ и металлы). А налоги на нефть были приближены к нулю. А сейчас экспорт НЕФТИ и ГАЗА всего 65%. Вывод ЕБН - ГНИДА УГРОБИВШАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Путин - управленец снизивший зависимость страны от сырья на 20-30%.
J
JokerAlt
17 мая 2010, 11:13
Ты за ЕБНа не переживай так. Помер он уже. Как и Гайдар. Про советскую промышленность можно долго дискутировать, умерла ли она в расцвете сил или от старости. Даже если взять твои оптимистические проценты. Сократил зависимость на 30%? Так в годы расцвета его правления цена на нее выросла в 10 раз. Продали нефти может и меньше ну а заработали? То же и газ и металлы но в меньших цифрах. А куда дели сверх прибыль? Копили. Деньги эти работали на другие государства. В страну их не вкладывали (дороги и прочая инфраструктура). Что сделали с этими накоплениями? Съели-раздали. Да кому раздали. Близким. Кстати, в начале кризиса управленец этот уверенно говорил нам что Россия останется тихой заводью в буре кризиса. И все это так официозно и все так за ним повторяли. Что теперь?
D
Deathmode
17 мая 2010, 11:31
ДжокерАльт ты неправ Причем тут взлет цены ? Цена на нефть идет зигзагами чуть ли не каждый день - в 98 был обвал в два раза по сравнению с 90-97 до 10 долл на 1 год и некорректно вести счет без поправок на инфляцию, расходы государства, две ВОЙНЫ и проч. и проч. Нефть важна но вообще то у нас еще и в стабфонд иден некислое отсечение и этот стабфонд спас нашу экономику год назад... Да и вообще ты должен требовать увеличения в 10 раз СВОЕЙ зарплаты только если ТВОЙ ЛИЧНЫЙ КПД повысится хотя бы раз в 5. Кароче нытье одно - кто работал нормально тот стал жить за эти 10 лет лучше в несколько раз точно.
s
sibnerro86
17 мая 2010, 12:21
кто работал нормально тот стал жить за эти 10 лет лучше в несколько раз точно. А где именно работал? В какой отрасли народного хозяйства? Из активно обсуждаемого, вот шахтеры например чего-то не очень довольны оказывается. А вообще тема избита, друг друга не убедить.
M
MaskOleg
17 мая 2010, 06:15
никто не наезжает на Путина по крайней мере тут. и недовольными могут быть те, кто "не хотят". не хотят, например, работать, или думать... Индия с нами! )
f
falkon1
17 мая 2010, 07:31
В целом по статье. Аналитика хорошая, автор думающий, корректный. Короче ему зачет.
f
fav74
17 мая 2010, 08:42
Продолжая свою мысль, Обама подчеркнул, что США �рассматривают ... и очень серьёзно� предложение президента России по созданию для Европы новой схемы безопасности на всём геополитическом пространстве от Владивостока до Ванкувера Если вспомнить о том, как раньше отзывались на западе о этой инициативе РФ - вежливо-презрительно, прогресс серьёзный. И, вообще, позитивные подвижки есть, только слепой не заметит. Понятно, аффтор собрал все положительное, что есть, "забыв" на время о минусах. Но ведь раньше и этого не было. Кроме того, здесь надо бы уловить тренд. Похоже, он уже просматривается. Пока, конечно, всякого хватает, и ястребы никуда не делись, куда их деть...сами вымрут. Сколько тем Маккейнам осталось. Будем надеяться, немного, дай ... им здоровья. Но ведь последнему ослу, имхо, понятно, что, как сказал Обама:�Я думаю, важно признать, что вся концепция “перезагрузки” между США и Россией касается не только вопросов безопасности�.. И, так уж сложилось, в том числе исторически, что от отношений м\у США и РФ зависит очень многое на этом шарике. Надеюсь, наметившийся тренд сохранится, сейчас в руководстве ответственные политики, а ещё лучше усилится. Несмотря на то, что РФ (может быть, через Китай) продаст С-300 Ирану )
С
Ставленник
17 мая 2010, 12:13
сюжет о его большом успехе — �перезагрузке� отношений между США и Россией. Офигеть... Сунули Лаврову побрякушку с надписью на ломаном русском.. .И это у них называется успех?
s
stakan
17 мая 2010, 14:10
Верить Америке- отстой! Кто сможет сказать: что партнерского они сделали за последнее время? То, что я вижу это инициатива Обамы, делающего его таким хорошим президентом. Где реальные шаги в сторону РФ: может в ВТО нас как вонючих щенков возьмут, или перестанут лезть во все дела наши, или героин начнут уничтожать в Афгане (хотя на счет героина понятно ? Во времена холодной войны, СССР в отличии от США реально занимались развитием атомной энергетики. Я читал про небольшие атомные установки, в которых при остановке застывает жидкий свинец и этот реактор становиться абсолютно безопасным. Я думаю, что на такие разработки у них слюнки текут. Вот вам и пожалуйста, пакт о ядерной энергетике. Когда сбербанк хотел OPEL купить, GM пошла на разрыв сделки. О каком обмене технологий идет речь – не смешите мой зад. РФ все лезет к западу как Ермакова к Глебу Клубничке, он ей пи.дит а она ему верит (жена смотрит). Как только Россия начала вести себя по-мужски, стала перегрузка. В 2008 не вмешались бы - сейчас в Казахстане вместо Назарбаева американский Сэмбаев сидел. Я надеюсь что в РФ нет ди.илов.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем