Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Просочившийся в печать российский документ заставляет задуматься о том, не будет ли эра Медведева более прозападной?

В просочившемся в прессу российском документе предпринимается масштабная переоценка приоритетов внешней политики страны во время правления президента Медведева. В конфиденциальном докладе Министерства иностранных дел содержится призыв к тому, чтобы Кремль отказался от излишне резких и склонных к изоляционизму подходов, характерных для эры Владимира Путина.

© РИА Новостидокументы
документы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кто-то Москве позаимствовал соответствующую страницу из американского сценария и организовал утечку в прессу секретных документов. Никто не знает, кто передал российскому изданию Newsweek 70-страничный документ, представляющий собой глубокую переоценку приоритетов российской внешней политики и составленный, судя по всему, какой-то группой внутри российского Министерства иностранных дел.

Москва.  Кто-то Москве позаимствовал соответствующую страницу из американского сценария и организовал утечку в прессу секретных документов.

Никто не знает, кто передал российскому изданию Newsweek 70-страничный документ, представляющий собой  глубокую переоценку приоритетов российской внешней политики и составленный, судя по всему, какой-то группой внутри российского Министерства иностранных дел.

Однако все уже говорят об этом конфиденциальном докладе, который призывает Кремль отказаться от излишне резких и склонных к изоляционизму подходов, характерных для эры Владимира Путина, и сделать выбор в пользу более тесного сотрудничества с развитым миром, прежде всего с Соединенными Штатами и Европейским Союзом.

«Похоже на то, что кто-то, обладающий американской логикой, организовал утечку этого документа, потому что это совершенно ненормально для России», подчеркивает Евгений Бажанов - проректор государственной Дипломатической академии, в которой готовятся кадры для российского внешнеполитического ведомства.

«Кто-нибудь может сказать, что это значит? – спрашивает он. – Нам не нужна новая доктрина внешней политики. У нас она уже есть, а такого рода вещи не принято менять через каждые два года».

Сотрудники Министерства иностранных дел подтвердили в беседе с журналистами подлинность  этого документа, однако никто не хочет говорить о его целях или порассуждать на тему о том,  зачем это может быть нужно Кремлю.

Почему этот документ был обнародован?

Насколько можно судить, никто не имеет ни малейшего понятия о том, кто обнародовал этот документ, и зачем это было сделано.

Большинство аналитиков говорят о том, что эта утечка была сделана умышленно, а некоторые из них считают, что это можно воспринимать как свидетельство увеличивающегося бюрократического раскола между все еще влиятельным премьер-министром Владимиром Путиным и более либеральным, но значительно менее популярным президентом Дмитрием Медведевым.

Основная проблема господина Медведева в полной мере проявилась  в опросе общественного мнения, опубликованном на прошлой неделе независимым московским Левада-Центром. Полученные данные говорят о том, что в середине срока его полномочий только 22 процента россиян считают, что президент проводит независимую политику, тогда как 66 процентов уверены в том, что он находится под  контролем господина Путина.

Эксперты полагают, что просочившийся в прессу доклад, вероятнее всего, представляет собой попытку  обновления российской внешнеполитической доктрины 2008 года с учетом призывов Медведева к тому, чтобы сделать экономическую и технологическую «модернизацию»  центральной темой своего президентства.

«Это оценка положения России в мире в результате (мирового экономического) кризиса, - отмечает директор Московского Центра Карнеги (Moscow Carnegie Center) Дмитрий Тренин. – Это признание того, что некоторые элементы самонадеянного подхода путинской эры должны быть смягчены. Это также признание того, что Россия  не может провести модернизацию своими собственными силами».

В преамбуле документа российский министр иностранных дел призывает к заключению «модернизационных альянсов» с теми странами, которые могут помочь России преодолеть ее традиционную технологическую отсталость и экономическую изолированность. «Самое большое внимание будет иметь… укрепление отношений взаимозависимости с ведущими мировыми и региональными державами на основе взаимопроникновения экономик и культур», отмечает российский министр.

Господин Лавров с похвалой отзывается о президенте США Бараке Обаме и называет его лидером, обладающим «трансформационным потенциалом», а его перезагрузка отношений с Москвой, по мнению российского министра, заметно улучшила тон диалога и привела к некоторым значительным результатам, включая подписание в прошлом месяце нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.

Однако он также озабочен тем, что популярность господина Обамы внутри страны падает, и это может побудить американских консерваторов к тому, чтобы сорвать перезагрузку. «Военный, разведывательный, а также внешнеполитический истэблишмент США  (пытаются) вернуться к конфронтационной политике, проводившейся предыдущей администрацией», подчеркнул Лавров.

Присоединение к ВТО, привлечение инвестиций

В документе содержатся свидетельства подхода, ориентированного в большей мере на Запад, что включает в себя присоединение ко Всемирной торговой организации (ВТО), а также достижение соглашения о безвизовом режиме между Россией и Европейским Союзом для обеспечения притока инвестиций, идей, а также высококвалифицированных кадров.

Насколько можно судить, в документе также содержатся предложения относительно перевода в более низкую категорию отношений с менее развитыми странами, а также довольно редкое для официальных документов замечание в отношении Китая. «Мы должны исходить из принципиальной важности закрепления  Китая на позициях совместных действий с Россией на международных форумах, где они больше нуждаются в нашей поддержке, чем мы в их»,  говорится в документе, опубликованном российским изданием Newsweek.

«Это довольнее редкая вещь, когда на официальном уровне высказываются такого рода оценки в отношении Китая, - отмечает господин Тренин. – Однако, в целом, имеет смысл сделать приоритетными наши отношения с развитыми странами, так как именно оттуда будут приходить инвестиции и инновации».

В еще одном спорном пассаже авторы этого документа выступают в поддержку более агрессивной экономической стратегии в отношениях с пострадавшими от кризиса государствами в постсоветском пространстве. Идея состоит в том, чтобы, воспользовавшись их сложным экономическим положением и «резким падением инвестиционной привлекательности» их национальных активов, скупать предприятия в прибалтийских странах, нефтяную и газовую инфраструктуру на Украине и в Белоруссии, а также объединить украинскую авиационную промышленность с российской.

«То, что представляется безвредным для немцев или американцев, может быть воспринято иначе людьми в прибалтийских государствах или на Украине, где люди, возможно, опасаются того, что они будут скуплены российским капиталом», подчеркивает Тренин.

«Но таков капитализм. Речь больше не идет о военном захвате, речь идет о продвижении корпорации под названием Russia Inc., - добавляет он. – В определенном смысле это свидетельствует о том, что Россия становится членом клуба».