Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский план усилить службу безопасности заставляет вспомнить о власти КГБ

© РИА Новости / Перейти в фотобанкГудков на заседании Государственной думы РФ
Гудков на заседании Государственной думы РФ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Депутаты российской Госдумы рассматривают вопрос о расширении полномочий ФСБ, преемника КГБ советской эпохи, которые дадут возможность его сотрудникам вызывать граждан повесткой и делать им устное или письменное предупреждение том, что их деятельность «неприемлема» и ведет к преступлению, даже если никакого насилия не было совершено.

Депутаты российской Госдумы рассматривают вопрос о расширении полномочий ФСБ, преемника КГБ советской эпохи,  которые дадут возможность его сотрудникам вызывать граждан повесткой и делать им устное или письменное предупреждение том, что их деятельность «неприемлема» и ведет к преступлению, даже если никакого насилия не было совершено.

Это поддерживаемое правительством предложение, поданное в субботу в Государственную Думу, нижнюю палату российского парламента, предусматривает  также наложение штрафа или краткосрочное тюремное заключение на 15 суток для граждан, не подчинившихся требованиям ФСБ (Федеральной Службы Безопасности). В России уже действуют аналогичные санкции в отношении граждан, оказавшим неповиновение сотрудникам милиции или тюремной администрации.

Эти предложения, поступившие в то время, когда терроризм усилил тревожные настроения в обществе, могут привести к тому, что агентство получит значительно большую возможность контролировать информацию или деятельность, рассматриваемую как «экстремистскую»; этот термин применим к религиозным и политическим группам, а также к журналистам. Текст, сопровождающий законопроект, гласит, что ФСБ документально засвидетельствовало рост радикализма среди российской молодёжи, а также 30% скачок «экстремистских преступлений» за период с 2007 по 2008 год.

Текст утверждает, что печатные и электронные средства массовой информации «открыто облегчают формирование негативных процессов в духовной сфере, распространяют культ индивидуализма, жестокости и неверия в способность правительства защитить своих граждан, фактически подталкивая молодежь к совершению экстремистских актов».

Оппозиционно настроенные члены Думы и журналисты с тревогой встретили частичную публикацию законопроекта в российских газетах. Эти предложения  заставляют вспомнить практику КГБ, часто используемую в отношении диссидентов, но уже стёршуюся из памяти за время, прошедшее после падения Советского Союза, заявил Никита Петров, историк, пишущий о советских службах безопасности.

«Мы думали, всё это уже в прошлом», - сказал г-н Петров, работающий в группе «Мемориал», которая борется за права человека. Если человек совершил или планирует  совершить преступление, его, конечно, следует наказать. Но если нет, о чём его предупреждать? Оставьте его в покое».

Геннадий В. Гудков, в прошлом сотрудник  КГБ, ныне заседающий в комитете Государственной Думы по безопасности, заявил, что надеется, что парламент одобрит законопроект, поддерживающий российское правительство. Неясно, будет ли вопрос поставлен на голосование. ФСБ уже имеет право делать предупреждения организациям, так что новый законопроект просто распространит это право на граждан.

Геннадий Гудков считает, что опасения, что новая мера будет использоваться против журналистов, преувеличены и заявляет, что КГБ использовал такого рода предупреждения для защиты от утечки информации – впрочем, он признаёт, диссиденты тоже получали предупреждения. Гудков отмечает, что из текста неясно, что влечёт за собой подобное предупреждение, какими могут быть его правовые последствия; по его мнению, это предложение нуждается в редактировании.

«Я бы не назвал это чрезвычайным этапом. Это одна из мер, которые, как полагают органы безопасности, поможет им предупредить преступления, - заявил он. – Всё зависит от того, как применять эту меру». 

За прошедшее десятилетие, приходом к власти бывшего полковника КГБ Владимира Путина, ФСБ стал поднимать голову. Многие сотрудники из этого агентства перешли на посты в министерства и государственные корпорации. Этот период был отмечен ужесточением мер социального контроля, многие из которых были приняты после атак террористов.  

В прошлом месяце после двойного теракта самоубийц-смертниц в московском метро депутаты Госдумы прошлись по новостным средствам массовой информации, угрожая санкциями против организаций, которые цитировали мятежников или показывали их видео. Борис Грызлов, спикер Государственной Думы, набросился на две газеты за критические статьи по отношению к правительству, заявив, что «возникают подозрения о связи между публикациями и действиями террористов».

Во вторник лидеры оппозиции высказали свою тревогу в связи с тем, что новые полномочия ФСБ могут быть использованы для подавления инакомыслия любого рода.

«В советские времена действительно за антисоветскую деятельность можно было получить предупреждение», говорит в интервью газете «Новые известия» И.Илюхин, депутат от коммунистической партии, работающий в комитете Госдумы по конституционному законодательству.

«Но даже тогда предупреждения мог выдать только прокурор, - заявил Илюхин. – Теперь они на всё это наплевали. Любого гражданина можно назвать экстремистом, если у него есть своя гражданская позиция, если он проявляет политическую активность. Предупреждение можно дать любому, кто критикует существующую власть. Если вы опубликуете это интервью, они заявят, что Илюхин – экстремист».