Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дебаты в Лондоне: как улучшить имидж России на Западе?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкРусские сувениры
Русские сувениры
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дело в том, что действительно хочется помочь британцам понять, что такое Россия. Причем мы делаем не лубочное мероприятие. К нам приходит один из самых жестоких критиков России – Эдвард Лукас из Economist. Как раз для того, чтобы дать людям определить свое мнение о России. Мы способствуем пониманию России, а когда что-то лучше понимаешь, то, как правило, лучше к этому относишься

Не только в Кремле озабочены тем, как улучшить имидж России на Западе. Дебаты на эту тему состоялись на днях в Лондонской школе экономики и политических наук (LSE).

Правда, одно из самых престижных высших учебных заведений Британии в данном случае лишь предоставило помещение своего главного лекционного театра для мероприятия, которое было заявлено как "интерактивные и междисциплинарные дебаты о том, как улучшить имидж России в Соединенном Королевстве".

Организованы они были Институтом государственных идеологий – исследовательским центром, созданным в Лондоне всего год назад. Мысль о необходимости улучшения имиджа России за границей – гораздо старше.

О ней говорили еще при Ельцине, и она же стала одним из ключевых элементов российской внешнеполитической доктрины уже в первые годы президентства Путина.

Таким образом, тема дебатов в Лондонской школе экономики слово в слово повторяла один из излюбленных слоганов Кремля.

Что это - просто случайное совпадение, спросил я ведущего эксперта Института государственных идеологий Наталью Лещенко?

Имидж зависит от реальности

"Это мероприятие не проводится по кремлевской инициативе, оно не поддерживается никаким государственным учреждением. Нам помогают британский МИД и российский МИД лишь тем, что они направляют своих официальных представителей", - говорит Лещенко.

Почему же в таком случае у сотрудников созданного в Лондоне исследовательского центра возникло желание включиться в кампанию по улучшению имиджа России?

"Дело в том, что действительно хочется помочь британцам понять, что такое Россия. Причем мы делаем не лубочное мероприятие. К нам приходит один из самых жестоких критиков России – Эдвард Лукас из Economist. Как раз для того, чтобы дать людям определить свое мнение о России", - объясняет Лещенко

"Тем, что мы даем две точки зрения, мы способствуем пониманию России, а когда что-то лучше понимаешь, то, как правило, лучше к этому относишься", - считает эксперт.

Упомянутый Натальей Лещенко обозреватель журнала Economist Эдвард Лукас два года назад опубликовал в лондонском издательстве Bloomsbury книгу "Новая холодная война", с подзаголовком "Путинская Россия и угроза Западу".

Что же думает столь непримиримый противник нынешнего российского режима по поводу шансов улучшить образ России в Британии?

"По-моему, постановка вопроса неправильна. Потому что имидж зависит от реальности. И если реальность плоха, то имидж почти невозможно улучшить", - сказал Лукас в интервью Би-би-си.

"Невозможно обойти вопрос о том, что нынешний режим в России – неприятен для нас. Мы не забыли об убийстве [бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко] и других очень сложных эпизодах в наших отношениях", - добавил Лукас.

Власти "хотят модернизировать Россию"

Другие участники дебатов в LSE придерживались менее категоричных взглядов.

Эдвард Лукас, Economist: "Имидж зависит от реальности. И если реальность плоха, то имидж почти невозможно улучшить"

Все началось с выступления дипломатов. Константин Шлыков из российского посольства зачитал бумагу о новой концепции европейской безопасности, предложенной президентом Медведевым.

Глава российского отдела Форин-офиса Дидри Браун говорила о важности диалога, заметив, что для этого необязательно подписывать новые договоры.

Затем слово взяли люди из лондонского Сити.

Специальный торговый представитель Британии в России Роджер Маннингс, больше 10 лет возглавлявший московское представительство аудиторской компании KPMG, выразил уверенность в том, что "и президент Медведев, и премьер-министр Путин хотят модернизировать Россию".

"Но этот процесс занимает время, - предупредил Маннингс. - И основная причина тут в том, что мы имеем дело с людьми – некоторые из которых стремятся к переменам, а другие – мечтают о возвращении прежней системы. А разрушить советскую систему и привести страну к западным принципам управления – это безумно сложный процесс".

О людях говорил и Алекс Бертолотти, представитель другой аудиторской компании, PriceWaterhouseCoopers, возглавляющий сейчас комитет "Россия-Британия" в Сити.

Бертолотти заверил собравшихся, что в России есть такие же талантливые и трудолюбивые люди, как и на Западе. И все же Россия – пока не Запад. В первую очередь из-за засилья бюрократии и коррупции.

Однако все больше российских компаний, по словам Бертолотти, хотят покончить с теневой экономикой и работать по западным принципам.

И снова ЮКОС


И тут размеренный ход этой осторожно-оптимистичной беседы прервал Эдвард Лукас.

Алекс Бертолотти, PriceWaterhouseCoopers: "Дело ЮКОСа – это безумно сложное и запутанное дело. Я бы не сказал, что мы отозвали наш аудит по политическим причинам. И это все, что я могу сказать об этом деле"

"Как же можно говорить о перспективах строить нормальный бизнес в России?" – спросил обозреватель Economist и напомнил, что в июне 2007 года российское подразделение PriceWaterhouseCoopers отозвало аудиторские заключения по отчетности ЮКОСа за 1996-2004 годы.

Аудитор объяснил тогда отзыв недостоверной информацией, предоставленной клиентом. В свою очередь, акционеры ЮКОСа и многие наблюдатели объяснили этот шаг PriceWaterhouseCoopers давлением со стороны российских властей.

"Я отвечу на этот комментарий, хотя мои возможности тут ограничены. Дело ЮКОСа – это безумно сложное и запутанное дело. Я бы не сказал, что мы отозвали наш аудит по политическим причинам. И это все, что я могу сказать об этом деле", - отреагировал Бертолотти.

История компании ЮКОС до сих пор тесно связана с формированием имиджа России на Западе. Причем иногда - самым неожиданным образом.

В октябре 2002 года, например, Российский союз промышленников и предпринимателей объявил тендер на программу по улучшению имиджа российского бизнеса за рубежом. Рабочую группу РСПП возглавил тогда Михаил Ходорковский.

Россия – не Советский Союз

Участники дебатов вспоминали и другие эпизоды, вызвавшие серьезную нервозность на Западе.

Мэри Дежевски, Independent: "Многие на Западе не поняли, что в России после 1991 года произошли огромные перемены. Что это не Советский Союз. Очень многие смотрят на Россию и видят Советский Союз"

Джонатан Стерн из Оксфорда, представленный как "главный в мире эксперт по "Газпрому"", говорил о "газовой войне" 2009 года, которая, по его словам, была очень односторонне – но с совершенно разных сторон – представлена в российской и западной прессе.

Разговор, естественно, переключился на журналистов, которые во многом и формируют этот самый имидж России в глазах широкой публики.

Помимо Эдварда Лукаса, на сцене лекционного театра Лондонской школы экономики сидела Мэри Дежевски из газеты Independent.

Дежевски многие в Британии называют "голосом Кремля", потому что ее комментарии, посвященные разным сложным эпизодам - от войны в Чечне до войны в Грузии и убийства Литвиненко – часто почти дословно повторяют официальную российскую позицию.

Мэри Дежевски знает о закрепившейся за ней репутации.

"У меня свои взгляды, - парирует она. - Многие на Западе не поняли, что в России после 1991 года произошли огромные перемены. Что это не Советский Союз. Очень многие смотрят на Россию и видят Советский Союз. И я просто с ними не согласна".

В своем выступлении на дебатах Дежевски заметила, что давно не общалась с такой дружественной аудиторией.

"Общественная работа не завершена"

"День России" в Лондонской школе экономики проходил рамках "Недели российского бизнеса", организованной одним из студенческих обществ LSE, Russia Business Society - "Российским бизнес-обществом".

В рекламном ролике, выложенном на сайте Russia Business Society, говорится о том, что это студенческое общество стремится, в частности, "укрепить образ Российской Федерации за рубежом".

"Мне лично это важно – потому что я чувствую некую ответственность перед Родиной своей, хочу, чтобы с нашей Родиной считались, и уважали, и знали о ней", - так объясняет свое участие в кампании по "укреплению образ России" глава Russia Business Society Филип Перкон.

По его словам, мероприятия, подобные "Дню России" и "Неделе российского бизнеса", помогают тем студентам LSE, которые хотели бы найти работу в российском правительстве или госкорпорациях.

Что касается собственных планов по поводу работы в России, Перкон заявил: "Я просто считаю, что моя общественная работа пока что не завершена здесь, на Западе. Но я точно могу сказать, что в ближайшие пять лет я перееду работать в Россию".

Эти слова Филипа Перкона довольно удачно подводят итог дебатов по улучшению имиджа России в Британии.

Большинство их участников считают, что позитивный образ России – это образ, понятный Западу, и предпочитают иметь дело с Россией, оставаясь на Западе.

Тут есть, правда, одна проблема, при обсуждении которой совпали позиции даже таких непримиримых противников, как Эдвард Лукас и Мэри Дежевски.

Оба они начинали журналистскую карьеру в Москве в начале 1990-х. В России тогда работали десятки британских корреспондентов.

Сейчас, по словам Лукаса, большинство репортажей о России пишутся в Лондоне на основе сообщений информационных агентств. А для того, чтобы понять, что происходит в России, и какой у нее должен быть имидж, этого явно недостаточно.