inoСМИ.Ru
inoСМИ.Ru

Гегемонии США наступает конец?

("Wirtualna Polska", Польша)
россия сша китай

14/01/2010Прочитать позже

Россия и Китай одновременно борются и сотрудничают друг с другом. Их главным соперником являются США, а их целью – построение многополярного мира. Как будет выглядеть геополитика в XXI веке?

Многовековые отношения Китая и России, направление которым задавали многочисленные конфликты и борьба за влияние, являются одним из фундаментов современной геополитики, связывающим прошлое с будущим. Союз державы будущего и потерпевшей поражение империи XX века не только показывает, как изменился образ мира, но также задает геополитические тренды на следующие десятилетия.

В российско-китайских отношениях как в увеличительном стекле проявляются важнейшие вызовы современности в сфере жесткой и мягкой безопасности: от терроризма и сепаратистских движений до проблем энергетической безопасности, сырьевой политики, а также посткризисной борьбы за восстановление баланса экономики. На самом деле для обеих сторон этот странный союз, заслуживающий названия "оси удобства", отмеченный, по меткому определению Доминика Муази (Dominique Moïsi) амбивалентными геополитическими чувствами, служит реализации партикулярных, нередко противоречащих друг другу интересов.

Наступление Китая


Кода в марте 2007 года председатель КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao) открывал в Москве Китайскую национальную выставку, приуроченную к году Китая в России, говорилось о самой большой в истории Пекина выставке китайского искусства за границей и экономическом прогрессе. Если оценивать российско-китайские отношения по звучащим о них словам, включая деформирующее образ реальности "стратегическое партнерство", могло бы показаться, что будущее видится обеим сторонам бесконфликтно.

Китай, игравший долгое время роль сателлита Москвы, добился независимости в мире, и сейчас, на самом деле, он диктует направление взаимных отношений. В результате геополитической перетасовки Китай стал сейчас (прежде всего в экономическом измерении) ближе к США, чем к России. Процесс глобализации, в том числе и в геополитике, привел к тому, что мышление в категориях политики и военных сфер влияния отошло на второй план.

Экономическое наступление Китая в считавшейся ранее сферой российского доминирования Центральной Азии, осуществляемое при помощи Шанхайской Организации Сотрудничества, убедительнее всего демонстрирует, что бывшие советские республики и Китай в равной мере стремятся найти новый язык сотрудничества, базирующегося в первую очередь на экономике. Прямые и косвенные инвестиции Китая взамен за доступ к месторождениям или за поставки нефти и газа дают государствам Центральной Азии возможность вырваться из политических объятий Москвы. Уже более трех лет в Китай поступает нефть из Казахстана, а подписанный в июне 2009 года договор с Туркменистаном гарантирует Пекину увеличение поставок газа. Китай, завладев первенством в отношениях с Россией, ведет себя тонко и тактично, что проистекает из геополитического расчета: Москва нужна Пекину там, где его собственное поле для маневров ограничено.

Мечты России

Позиция России на международной арене основана сегодня не на силе самой Москвы, ее военных способностях и политическом давлении, а на способности найти соответствующую позицию в билатеральных отношениях с Китаем и США. Отношения в этом т.н. "треугольнике мировой геополитики" определят, вернет ли себе Москва хотя бы подобие былого политического статуса. 

Многие эксперты полагают, что более тесные отношения на линии Китай − Россия возможны благодаря наличию определенных общих ценностей, находящих отражение в недемократическом характере их политических режимов. Такой подход к отношениям Пекина и Москвы, однако, подразумевает наличие более глубокого идеологического фундамента этого союза, которого, откровенно говоря, не существует.

Основной связующий элемент между этими государствами − это использование противоположной стороны для реализации собственных интересов. Россия осознает, что ухудшение отношений с Китаем положило бы конец ее самой главной геополитической мечте со времен распада СССР о построении многополярного мира.

Следовательно, Пекин, активно поддерживающий эту мечту о могуществе, необходим Москве. США, третья вершина "треугольника мировой геополитики", до настоящего времени воспринимаются Москвой как основной стратегический противник, что одновременно радует Китай, который может отодвинуть на второй план военное соперничество за Центральную Азию и сконцентрироваться в основном на экономической деятельности. На самом деле "холодная война" для Москвы так и не завершилась, она лишь приняла иную форму и ограничила свой географический радиус. Упомянутая трактовка Москвой США без сомнения стала ошибкой, приведшей к тому, что, стремясь к реализации идеи о многополярности, Россия была вынуждена играть роль младшего брата Пекина. К этой ситуации привело не только экономическое отставание от китайцев, но и явное отсутствие долговременной стратегии поиска союзников.

Москва (если не считать несколько исключений вроде Венесуэлы) стала для мира и для своих соседей в Центральной Азии, государством, не имеющим пакета привлекательных предложений. Она стала одним из полюсов многополярного мира, лишившись, однако, магнетизма. Самым показательным примером является тот факт, что ни один из ее давних союзников, входящих в контролируемую Москвой  Организацию Договора о коллективной безопасности, не признал независимости Абхазии и Южной Осетии.

Более того, Белоруссия и Узбекистан отказались от подписания договора о создании совместно с Россией сил быстрого реагирования для борьбы с терроризмом, что показывает, насколько ограничено влияние Москвы на территории бывшего СССР, в том числе, и в военной сфере. Тем не менее, Россия продолжает оказывать значимое влияние на международной арене, при том, что она сама уже больше напоминает региональную, а не мировую державу.

Позиция постоянного члена в Совете безопасности ООН, влияние на конфликт в Афганистане, потенциальная возможность решения спора об атомной программе Ирана – это лишь некоторые имеющиеся у России козыри. Однако стоит помнить, что у Москвы, в отличие от Пекина, их становится все меньше.

G2, G3, G4?

Многие аналитики уже предрекают России маргинализацию и уменьшение ее значимости, что было бы связано даже с потерей статуса региональной державы. Геополитическое будущее определял бы тандем США и Китая, то есть уже находящаяся на слуху группа G2. В области экономики это даже может казаться реальным, представить же такой расклад в военной и политической сферах сложно.

Хотя мир в настоящее время взял направление на многополярность, в конечном счете он, скорее всего, будет иметь неполярный характер. Таким образом, ни группа G2, ни G3 (включающая в себя также Россию) не будут в долговременной перспективе играть ту роль, какая им приписывается сейчас. С нынешней перспективы представляется, что Россия, продолжая реализовывать свою идею о многополярности, будет вынуждена в первую очередь налаживать более тесные отношения с Европейским Союзом, что позволит ей уравновесить свое положение между Китаем и США.

 
* Доминик Янковский − главный редактор издания "Komentarz Międzynarodowy Pułaskiego" Фонда им. Казимежа Пулаского, сотрудничает с Аналитической группой "Amicus Europae" Фонда президента Александра Квасьневского (Aleksander Kwaśniewski), публицист (в частности, в "Polska Zbrojna", "Nowa Europa Wschodnia", "Sprawy Polityczne", "Euroekspert"). Выпускник Главной коммерческой школы (Szkoła Główna Handlowa) в Варшаве и Дипломатической академии в Вене. Специализируется на проблематике международной безопасности, внешней политики ЕС и геополитики.

Оригинал публикации: Nadchodzi koniec hegemonii USA?

Опубликовано: 13/01/2010 16:19

* — поля, обязательные для заполнения



 
Ссылки по теме

 

 

У вас нет аккаунта? Создайте его сейчас.
  • baloo:(без заголовка)
    14/01/2010, 16:37
    Даже комментировать не хочется, достаточно взглянуть на фразу "Москва (если не считать несколько исключений вроде Венесуэлы) стала для мира и для своих соседей в Центральной Азии, государством, не имеющим пакета привлекательных предложений"
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 4. Раскрыть ветку
  • Daedr:Поляки...
    14/01/2010, 16:39
    Вот читаю я то, что пишут поляки и вспоминается мне давняя фраза - "Не мир я вам принес, но меч". Хм... российские танки сминающие на своем пути все, что осталось после сброса вакуумных бомб на Варшаву. Может я не прав, может я просто злой человек, тупой варвар с севера, но эта картина невероятно притягательна для меня.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 2. Раскрыть ветку
  • martin66:(без заголовка)
    14/01/2010, 16:40
    G3 - США плюс Британское содружество плюс Япония, Евросоюз и Китай. На подходе демократические Бразилия и Индия - G5.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 3. Раскрыть ветку
  • Nirvanko:Хмм...
    14/01/2010, 17:04
    Вроде до сих пор вполне успешно удавалось противостоять США и его холуям с Западной Европе, что же это сейчас у пшека России нужно примыкать к Евросоюзу, дабы уравновесить свое положение с Китаем и США? Бред какой-то.

    У России выгодное географическое положение, плюс значительные запасы углеводородов, что и дает ей рычаги влияния помощнее китайских. Европейский союз экономический гигант а с геополитической точки зрения? Один пшик да и только.
  • Driadorian:Увы, но это правда
    14/01/2010, 17:10
    Увы, но позиция отраженная в статье в целом верна.

    На данный момент России не хватает сил и тонкости для полноценной борьбы с Китаем за сферы влияния.

    Но партнерами становитсья надо, это да, но это сложно!
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку
  • sepf:(без заголовка)
    14/01/2010, 17:40
    Ассимиляция сфер влияния, оставшихся от США хватит и России и Китаю на долгие десятилетия ;-)
  • ohotnik4000:В этой статье
    14/01/2010, 17:51
    мы читаем между строк, что голубая мечта евросоюза объединение с Россией на условиях Европы. Типа союз с Китаем для нас унизителен а с СШП мы не в ладах. Гы.... смешно право.
  • Матроскин:Демагогия, чистой воды!!!
    14/01/2010, 18:09
    Младший брат,старший брат,- детский лепет!..Две бурно развивающиеся СТРАНЫ ,с огромным человеческим и энергетическим потенциалом. Просто исторически,должны поддерживать друг друга,вопреки всем "доброжелателям". Так лучше, переселить миллионов пять,китайцев в среднюю полосу России,на Сельское Хозяйство,(они по два урожая в год, под Москвой,снимают). И нехер всего боятся,;Китайцы-окупируют!!! Адаптируются как и все другие. Они, ПАХАРИ,РАБОТЯГИ.. И с ростом населения,проблемы закончатся,и с сельхоз-продукцией.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 14. Раскрыть ветку
  • poolcool:а как называется сия газетка?
    14/01/2010, 18:20
    Виртуальная польша. Рассмотреть можно только напрягаясь, а если что-то брешет по свистку из госдепа, то одна русофобия. Сколько бы поленья не тужились, на выходе - один понос. А сколько заумных терминов!!! Только за их количество можно присвоить звание заслуженного шляхтича и выдать премию. На нобелевскую не тянет, хотя бы на кондоМлизную. Тренда газовых потоков в обход полении и разворота российских нефтепроводов на восток даже не заметил. Чего только стоят "Сахалин-1", "Сахалин-2", завод по сжижению газа, Усть-Лугу и Козьмино. Что называется - слона-то он и не приметил. Если не замечать асфальтоукладочного катка, рискуешь быть подсунутым под дверь
  • Mistic:Интересное мнение...
    14/01/2010, 18:21
    Поляки все сильнее чувствуют свою нужность в экспертных оценках. Ну что ж - попытка-не пытка, а провалилась с грохотом. Не получилось у поляков адекватно описать состояние дел. Все свилось к тому, что Россия - ни что, без воли Китая и СШП. Тявкают поляки, а поезд все уходит от них...
  • peter_shantarin:Повеселил.
    14/01/2010, 18:46
    Повеселил. Особенно круто G2 - Китай - руки, США - желудок!!!! Ну а всё остальное чисто польская демагогия, без особой глубины. Надо отдать должное некоторым нашим блогерам, пишут аналитические вещи вполне достойные серьёзных газет, особенно для западных, ну а для польских, так это вообще - почти высший пилотаж.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку
  • Комментарий закрыт модератором.
    Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку
  • Ungern:Это изначально ошибочная позиция
    14/01/2010, 18:59
    Сейчас западные "геополитики" определяют силу влияния стран исходя из экономики. На самом деле идеологическая привлекательность намного важнее. Грубо если я ненавижу США или Китай все их деньги не заставят меня с ними сотрудничать. Настроения общества иррациональны, они основаны на чувствах а не на расчете.
    Россия сейчас находится в очень выгодной позиции, на гораздо более лучшей чем Китай. Страны старой Европы симпатизируют России. Даже население в США (главным образом Южные Штаты) хорошо относится к Русским. А вот с левыми пролиберальными странами (Нидерланды, Швеция, страны Балтии, Украина, Польша...) у нас проблемы.
    России необходимо четко обозначить свою политическую идеологию.Нужно заполнить вакуум, США - центр мирового либерализма, Китай - коммунизма, а мы должны стать страной сплотившей мировой консервативный правый политический спектр.
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку
  • Keremet308:Многие аналитики уже предрекают России маргинализацию и уменьшение ее значимости,
    14/01/2010, 19:51
    "Многие аналитики.." да уж.. В тот же "караван" и все та же "моська".. Вот прочитает эту статью гражданин великой Польши и умиротворенный ляжет спать :-)))
  • Michael_Nyman:автор - пророк?
    14/01/2010, 20:02
    1 пример. "Хотя мир в настоящее время взял направление на многополярность, в конечном счете он, скорее всего, будет иметь неполярный характер" - почему? кто сказал? это точно? а "неполярный" - это какой?? Все остальное в статье - на том же уровне. притянуто за уши. это не будущее, а мечта доминика янковского. обломается.
  • katorganin:Многие аналитики уже предрекают России маргинализацию и уменьшение ее значимости,
    14/01/2010, 21:10
    Россия перестет быть даже региональной державой, Китай и США перестают быть мировыми державами...Зато на арену выходит единственная Вселенская супердержава-ПОЛЬША!!! Ну дебилы....
  • v.a.:Иде это?!
    14/01/2010, 22:14
    "Многовековые отношения Китая и России, направление которым задавали многочисленные конфликты и борьба за влияние" Какие "многочисленные конфликты", если Доманский имеется ввиду то не китайцы как народ виноваты а коммуняка господин-товарищ Дзедунов повеселился, а так не помню противостояния Россия-Китай, это вам не имперская Япония (лучший друг амеров в Азии).Болтун поленский? :-(
  • catus:Psja krew!
    14/01/2010, 23:28
    Эй, а как же Великая Польска? Ты офигел ваще, автор? Главное-то государство в мире куда задевал? Победительницу коммунизма и оплот Европы...
  • ал:к сожалению статья в основном правдива
    15/01/2010, 00:39
    можно до бесконечности обижатся как маленькие дети на них,но в целом это так.наше правительство даже ещё не определилось каким путём нам толком идти оно плавает и пока только чешет языком перед телекамерами,мозги видимо совсем заплыли.а нам видно нравится быть на 73 месте в мире по уровню жизни.мы и молчим нет не демонстраций не протестов на улице видимо все население уверено что мы идём правильным курсом прямо к пропасти.аминь
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 2. Раскрыть ветку
  • alex von kapcov:поляки правы
    15/01/2010, 01:58
    Пока нынешнее руководство у власти,не видать нам былого могущества.Все просрали господа Горбачев,Ельцин,Путин!Погубили Россию!
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 3. Раскрыть ветку
  • Murzilka:Доминик, все так - да не так.
    15/01/2010, 02:21
    США наш смертельный враг-до тех пор пока стоит мир, но Китай это наш потенциально смертельный враг номер 2, наша задача столкнуть их в вооруженном конфликте, что вполне возможно-учитывая их собственную агрессивность --это я бы сказал приоритетная задача-решает все и сразу и возможностей полно-организация массированных кибер атак на Пендостан с территории желтых, Тайвань и прочие подставы-будет вам Новый Амовый век.
  • wolk529:(без заголовка)
    15/01/2010, 02:23
    Что вы всё Китай,да Китай!Пока реально Дальний восток переселяется в Китай,а не наоборот.Китаю мало места?А нафига ему вечная мерзлота Сибири?Там жрать нечего и ничего не вырастишь.Ресурсы?У них есть деньги чтобы их купить.Есть более слабые и более привлекательные страны.Например,западнее или южнее Китая.Почему все так обеспокоены именно Россией?
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку
  • const:(без заголовка)
    15/01/2010, 07:04
    Удивляюсь, какие злобные комменты! На правду обижаться не стоит; все злобные комментаторы не разглядели главное: в статье речь идет о треугольнике Россия-Китай-США, а Европа нервно курит в сторонке. Вся суть статьи в последнем предложении: России надо дружить с Европой, а не с Китаем! Похоже, до этой фразы авторы злобных комментов не дочитали! Удивительно, что автор - не немец или француз, а поляк, т.к. Польша - "засланный казачок" США в Евросоюзе; похоже, и в Польше есть здравомыслящие политологи!
    Ответить | Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку
  • imperia russia:(без заголовка)
    15/01/2010, 08:28
    Все плохо, очень плохо. Все просрали. Ох уж этот Путин. Бегите люди добрые, европейские. Скорее, скорее. Там так хорошо. Там вас так ждут. Аминь.
  • 222345:Объединённые Штаты Земли.
    15/01/2010, 09:10
    Цвета одного флага-зеленый внизу (био),жёлтый сверху-(свет,солнце).Аннулирование виз-есть пункты осмотра между штатами Планеты и в штатах Планеты Земля.Люди живут где желают. НАТО-нет навсегда. GPSH-global protective system of humanity (глобальная защитная система человечества)! Создание устава какой не противоречит моей программе. Приоритет-поиск заказчиков войны или причин конфликтов.Выборочное сканирование мозга сканером правды.Человек сможет рассказать справедливо ли он поступал.Если справедливо-разрешение есть.Не бойся справедливости. Защита Земли от атомных и прочих небезопасных боеголовок.Масштабируемая защитная боевая лазерная система ПРО Земли (противоракетная оборона на зданиях,высотах). Атомное оружие и другое небезопасное оружие,какое размещено на ракетах и есть небезопасным для Планеты отсутствует на Земле.Оно на Луне.ПРО может сбивать ракеты на дистанции сразу после запуска с Луны.Луна защищает Землю при необходимости от непрогнозированных метеоритов.Луна контролируется с Земли.Лазеры не загрязняют территории,они бесшумные. Департамент поиска припрятанных технологий (происхождения других цивилизаций,нужных для блага человечества или небезопасных для людей,среды) и контактов с стародавними цивилизациями. Финансовая система.Financial system. UU-united unit-объединённая единица-юнит-(2 u),(to you).Подходит?Одна денежная единица электронная.Перевод всех валют в одну систему.Или новая валюта без переводов неизвестных или фальшивых доходов из неизвестных источников.Все счета-юниты. Кто имеет идентификатор-имеет счет в системе (банке).Кто не имеет-убогий без денег-вор.Оплата услуг,товаров-переводы между людьми через девайсы (почти телефон).Кредиты-кредиты доверия всем з идентификаторами ID.Инфляция 0.00000000000000000000000%-постепенно.Система не обанкротится никогда.Большая система.Космическая.От меня. Не будет нужды в бумажных деньгах.В руках правых будут идентификаторы личности,медицинские данные и выход на банковский счет.В магазине одним махом руки с подтверждением можно покупать товары. Криминогенная обстановка. Криминальная ситуация должна быть на наиболее низшем уровне,за счет контроля наблюдения за перемещением или действием наблюдаемого.Если совершено преступление-система слежения будет знать кто был в этом районе в заданное время.В свою очередь люди с идентификаторами личности смогут отслеживать действия системы для убеждения действенности всего механизма.Дабы была честность и справедливость. Слежение по всей поверхности Земли.Марса и Луны.Система информирована об местопребывании владельца ID.Если совершил преступление-не летаешь.Кто-то не взлетит с нарушителем на борту или отошлет информацию системе о точке назначения. http://sites.google.com/site/motherearthfreefromwarru/
  • Artaxerx:Оба-на! Я тож могу быть таким "экспертом" внешней политики ЕС!
    15/01/2010, 11:45
    ==="Россия...,БУДЕТ ВЫНУЖДЕНА в первую очередь налаживать более тесные отношения с Европейским Союзом..."=== Автор подразумевает, что пшекам следует подсуетиться и подгадить России на этом ключевом для нашей страны, по мнению автора, направлении. Ну а чё ж? Это просто, ведь:"Многие аналитики уже предрекают России маргинализацию". Я согласен с Вами const, на правду обижаться не стоит. ;-) Тем более что во всём мире известен этот авторитетнейший фонд им. Казимежа Пулаского. А уж про Polska Zbrojna - это всем известное издание мирового значения - я вообще молчу
  • ARMUNGUS:(без заголовка)
    15/01/2010, 11:45
    МЫ ДАВНО ПРИВЫКЛИ КО ВСЯКОГО РОДА ИЗМЕНАМ,ПРЕДАТЕЛЬСТВАМ И ПРОСТИТУТОЧНЫМ ВЫХОДКАМ. МЫ НЕ ЖДАЛИ БЫСТРОГО ПРИЗНАНИЯ,ПОТОМУ КАК ЗНАЛИ,ЧТО НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОНСТРАНСТВЕ ОСТАЛИСЬ ГОСУДАРСТВА КОТОРЫМ ПРИЗНАНИЕ ИХ САМИХ(КАК НЕЗАВИСИМЫХ) ВАЖНЕЕ. А ВЕДЬ ПО ДЕМОКРАТИЧЕСКИ МЫ МОЛ,ПОСТУПАЕМ. И НА ЁЛКУ ВЛЕЗЛИ И Ж.ПЫ НЕ ОБОДРАЛИ. ЗЫБКАЯ ПОЗИЦИЯ.ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ,ГДЕ ИХ МЕСТО ЯСНО. НО КАКОВ БУДЕТ СТАТУС...
  • BeerDrinker:(без заголовка)
    15/01/2010, 11:50
    Зная что статью пишет поляк, был просто уверен что под G2 подразумевается (СШП и Польша), че то у поленьев прозрение шоль началось?
  • Artaxerx:Во как статьи писать надо - читаем заголовки!
    15/01/2010, 11:52
    Гегемонии США наступает конец? == Ага... почему? == Наступление Китая == Ага, китайцы на них (СШП) наступают? Ан нет!!! == Мечты России == Вот кому трындец! У Москвы козырей-то всё меньше! Ну может хоть Польша спасет кацапов? == G2, G3, G4? == Ни хeра! "России уже предрекают маргинализацию" Finita la Comedia!
  • PetrMamontoff:Польша захватила половину Европы...
    10/02/2010, 12:50
    Россия вторглась в Китай, США теряет последние позиции в Азии, Лондон готовится к длительной осаде... http://www.erepublik.com/ru/referrer/PetrMamontov
    Загружается, подождите...
    Последние переводы












    Загружается, подождите...
    Каталог изданий

    Все издания