Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Смоленск: версия покушения исключена, но…

Состояние смоленского следствия через год после катастрофы

© РИА Новости Олег Минеев / Перейти в фотобанкОбломки польского правительственного самолета Ту-154 на охраняемой площадке аэродрома в Смоленске
Обломки польского правительственного самолета Ту-154 на охраняемой площадке аэродрома в Смоленске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Авария польского президентского самолета под Смоленском стала, скорее, следствием психологических механизмов, чем технических причин, а также несоответствующей подготовки пилотов. Все здесь действовали под давлением политических или профессиональных амбиций, под давлением масштаба мероприятия, места, в которое они направлялись, и прежнего опыта.

Прокурорам потребовался почти год, чтобы исключить из списка возможных причин крушения президентского самолета под Смоленском версию о покушении. Намного больше выяснить им не удалось.

Можно было бы сказать, что хотя бы одна из расследовавшихся версий была полностью отклонена, однако прокуратура обезопасила себя дополнением о том, что обломки самолета она не исследовала, т.к. они остаются в России. Не слишком понятно, для чего понадобились обломки в контексте именно этой версии следствия, и неужели они могли бы кардинально изменить точку зрения прокуратуры?

Но все же важно, что хотя бы кто-то наконец заявил официально, что покушения не было. Это, конечно, стало большим разочарованием для приверженцев теории заговора, что они уже успели выразить. Возможно, по этому вопросу в Сейме будет даже созвана следственная комиссия, хотя руководство партии «Право и справедливость» (PiS), проведшее в субботу заседание, еще не приняло решения на эту тему. Пока же Ярослав Качиньский лишь заявил, что прокуратура вместе с генеральным прокурором Анджеем Сереметом (Andrzej Seremet) не справляется со смоленским делом, а раз государственные ведомства не справляются, следовало бы созвать комиссию.

Ритуальные жалобы на россиян

Накануне годовщины катастрофы прокуратура решила, что ей следует высказаться и сообщить общественности какую-нибудь информацию. Дело, однако, в том, что в сущности, как обычно, сообщила она мало. Кроме подтверждения того, что это не было покушением, прокуратура сообщила, что следствие было разделено на две части и темой подготовки прошлогодних визитов президента и премьера в Катынь займется гражданская прокуратура. Другие направления будет и дальше расследовать прокуратура военная.

Звучали также ставшие ритуальными жалобы, что россияне не передали нам многих документов. Но в этом всем сложно обнаружить какое-то новое качество. Сложно, например, понять, почему темой организации обоих визитов только сейчас начнут заниматься гражданские, и почему следствие в этом направлении за год не было доведено до конца. Нынешнее разделение показывает, что совместную (военно-гражданскую) прокурорскую группу следовало создать уже давно, в самом начале следствия. Т.к. хотя самолет и экипаж были военными, подготовкой  визитов и их охраной руководили гражданские. Кроме того, представляется, что у гражданской прокуратуры в ведении подобных следствий больше опыта, чем у военной (которая занимается совершенно другими вещами).

Так что еще год назад должно было произойти то, что было сделано при формировании комиссии по расследованию катастрофы под руководством министра Ежи Миллера (Jerzy Miller), где половину составляют гражданские, а половину военные. Возможно, и сотрудничество с россиянами (по крайней мере, на прокурорском участке работы), выглядело бы иначе, ведь как отмечают практически все, у военных иные стиль и сфера деятельности.

Пока же следствие было продлено до октября. Это еще одна новость, которую нам сообщили. Не слишком понятно, почему так происходит. Внутрипольская ветвь следствия, которая, как кажется, может закончиться предъявлением обвинений, давно уже могла быть всесторонне расследована. Ведь тут россияне не могли вставлять нам палки в колеса: все документы и люди, которые остались живы, находятся в Польше. Почему же тогда для расследования дела, которое было уже достаточно подробно описано в разнообразных газетных и книжных публикациях (иногда даже со ссылкой на несколько десятков томов следствия), не было достаточно года? Ведь та часть общественности, которая не верит в действие магнитного поля, разрывающего самолет на мелкие кусочки, или в создание огромного объема искусственного тумана для провоцирования катастрофы, уже практически ясно представляет (в рамках того знания, которое нужно т.н. обычному человеку), что произошло под Смоленском. И объем этого знания уже многие месяцы неизменен.

Состояние элитарного летного полка для VIP-персон было уже неоднократно описано, недостаточная квалификация пилотов тоже. Состояние смоленского аэродрома, даже для тех, кто мало интересуется катастрофой, секрета не представляет. Хорошо известно, даже что происходило в контрольной вышке. Может быть, Лех Валенса (Lech Wałęsa) еще особо интересуется последним разговором братьев Качиньских по спутниковому телефону, но, на самом деле, большого значения этот разговор не имеет. И он не станет ключом к ответу на вопрос, почему пилот решил идти на посадку.

Возможно, дополнительные полеты на «Туполевах» покажут, что командир экипажа нажал не на ту кнопку, но они не объяснят, сделал ли он это случайно, из-за незнания или действуя в условиях стресса. А, может быть, они вообще ничего не покажут. Впрочем, это информация для узкого круга специалистов по авиации, у которых давно сложилось четкое мнение о причинах катастрофы.

На упоминавшейся пресс-конференции прокуроры сказали, что причины катастрофы им еще неизвестны. С прокурорской точки зрения иначе, видимо, сказать они не могли. У них должны быть доказательства, которые смогут выстоять в суде, ведь в данном случае судебная компрометация означала бы полное поражение прокуратуры. А между тем экипаж мертв, высшие военные командующие, отвечавшие за состояние армии тоже. И, скорее всего, доказательств нет.

Будет неудивительно, если следствие в части подготовки визитов будет закрыто (не стоит забывать, что часть участвовавших в этой подготовке погибла) или перед судом предстанут военные или гражданские низших чинов и званий, виновные в многолетних упущениях. Так уж получается с этой катастрофой, что единственная действительно «неразрывная цепочка улик» относится к области психологии.

Ведь крушение стало, скорее, следствием психологических механизмов, чем технических причин, а также несоответствующей подготовки пилотов. Все здесь действовали под давлением политических или профессиональных амбиций, под давлением масштаба мероприятия, места, в которое они направлялись, и прежнего опыта. А также под давлением предвыборных планов. К амбициям стоит добавить страх: ведь раз мы хотим переложить на российскую сторону хотя бы часть вины, дополнительным фактором там наверняка был страх международного или, по крайней мере, межгосударственного скандала, что, мол, вот как россияне прогнали из Катыни польского президента под сомнительным предлогом, будто внезапно появился туман, которого никто не ожидал. 

Предвыборная игра?

Это ситуация будто взята из греческой трагедии, где всем управляет рок. Он нередко заставляет обычных людей играть героические роли, припирает их к стенке, парализует. Сейчас в довольно схожей ситуации оказались прокуроры, сотня которых уже занималась этим делом. Как бы они ни трудились, сколько бы ни проводили допросов, их труд по большей части будет тщетен: всегда найдется кто-то, кто скажет, что это дело их переросло. На тему авиакатастрофы под Смоленском есть и будет две правды: два разных подхода, которые всегда будут разделять. Конечно, в политическом плане, ведь сейчас это дело подчиняется не комиссиям, расследующим причины катастрофы, или прокуратуре, а политике.

Этого не изменят никакие отчеты, никакие даже самые достоверные следствия. Сейчас из-за затянутости процесса общественность начинает терять к следствию доверие, и все чаще можно услышать мнение, что гражданская прокуратура подключается к делу, чтобы перед выборами сыграть на каких-то обвинениях. Возможно, такого намерения нет, но раз следствие было продлено до октября, у тех, кто подозревает наличие у прокуратуры политических целей, появился новый козырь.

Генеральный прокурор не полетел в день катастрофы в Смоленск, потому что не успел попасть в Варшаву к моменту вылета самолета с премьером. Хотя чтобы проехать чуть более 300 километров у него было время с самого утра. Если бы он был на месте с самого начала, он определил бы условия сотрудничества, подтвердил бы своим присутствием, что прокуратура предпринимает действия, и, возможно сейчас, о ее работе говорили бы лучше. А так мы сталкиваемся с одним разочарованием за другим, ведь, по правде говоря, не слишком-то это большое мужество исключить версию о покушении через год после катастрофы. Да и то, исключить не до конца.

Обсуждение
Комментариев: 23
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
P
Pre
4 апреля 2011, 15:06
Ложки нашлись, но осадочек остался
f
frendf
4 апреля 2011, 15:10
версия покушения исключена, но… но почему же не выдались останки самолёта? пусть поляки бы его и вывезли к себе и утилизировали самостоятельно или и за это должна была оплачивать Россия? А кому там нужны обломки? может в обломках не смотря не на что можно будет найти и объявить всем самолет не смотря не на все был сбит ракетой....у кого-то белая горячка и он никак не хочет верить в реальную версию...
U
Untoilerant
4 апреля 2011, 16:05
почему же не выдались останки самолёта? А вдруг фигню какую-нибудь подложат
L
LamerOnLine
4 апреля 2011, 17:57
почему же не выдались останки самолёта? Патамушта кровавая гебня боится что поляки соскребут с обломков фюзеляжа остатки примененного в Смоленске жидкого вакуума. Кстати, протокол допроса дерева, насколько мне известно, гебисты тоже польской прокуратуре до сих пор не передали.
s
shl
4 апреля 2011, 19:07
. А зачем? Вину полена они всё-равно не признают - поленья не могут ошибаться
A
Andman
4 апреля 2011, 15:18
Смоленск: версия покушения исключена, но… Но как же хочется полякам в неё верить! )))
l
litvak
4 апреля 2011, 15:37
А туман,а береза? Наконец самолет? Ведь все они были русскими,а значит против поляков!!!!
DJ
De Jure Divus
4 апреля 2011, 16:12
неправда Ваша! Берёза был кошерный - из ЛaндOна
l
litvak
4 апреля 2011, 16:50
Это уже в прошлой жизни.когда было выгодно носить русскую фамилию.. По логике должен сменить на какого-то дональда Мукдака
DJ
De Jure Divus
7 апреля 2011, 14:16
исаак родил иосифа, джейкоб родил осипа...
m
mihmih06
4 апреля 2011, 15:30
и опять в годовщину все по-новой. понаедут поляки и громко проклинать возьмутся всех наших правителей и кровавые режимы. а при этом надо присутствовать и нашим первым лицам. Жесть из серии садо-мазо. Незавидую Медведеву и Путину
a
aliado
4 апреля 2011, 16:33
Ура, пани Парадовска открывает парад весенней польской шизофрении! Слабовато выстрелила, конечно, но еще почти неделя осталась. Мэтры (Nasj dzennik) успеют отжечь, я верю )
F
FuckleberryFinn
4 апреля 2011, 16:47
Наконец поляки делают то, что от них ожидалось. Польская пьянь нажралась и показывала летчикам как рулить. Взыскать вред, который польская пьянь нанесла обломками. Алкаши-пустозвоны.
k
katorganin
4 апреля 2011, 17:01
Прокурорам потребовался почти год, чтобы исключить из списка возможных причин крушения президентского самолета под Смоленском версию о покушении Как же так? А страшная, ненавистная русская береза, которая накинулась на президентский самолет!!!
c
consul3
4 апреля 2011, 17:06
А за поломанную берёзу с них компенсацию просить будем?
Н
Непредвзятый
4 апреля 2011, 21:37
эта берёза облученна радиациеё с чернобыльской АЭС,аварию на которой подготовил андропов,которого в детстве нянчил СТАЛИН!!!
r
ragnarec
4 апреля 2011, 17:40
НАВЕЛИ НА МЫСЛЬ фото польского самолета: кажись это самое транспортное средство на котором поленьям и надо продолжать летать. Ну может чуть красочку подновить.
B
Blik01
4 апреля 2011, 18:20
Смоленск: версия покушения исключена, но… хоть вы обосритесь,так мы поляки,хрен кому мы поверим...
Ю
Юрий711
4 апреля 2011, 19:03
Давненько не было этой темы.Соскучился аж.Но...чёт жидковатая статейка.Пшеки,давай исчо.
R
Rammstein
4 апреля 2011, 19:48
Ведь та часть общественности, которая не верит в действие магнитного поля, разрывающего самолет на мелкие кусочки, или в создание огромного объема искусственного тумана для провоцирования катастрофы, уже практически ясно представляет (в рамках того знания, которое нужно т.н. обычному человеку), что произошло под Смоленском. Меня больше интересует та часть общественности, которая верит в бабу-ягу и кащея-бессмертного. Она что, на самом деле так тупа? Что выставляет свои тупости напоказ?
otez_tihon
4 апреля 2011, 19:51
за славян Господа, поверьте не все в Польше сволочи, как и в России не все молодцы ) Я лично знаю замечательных людей как из России, так и из Польши, и балбесов хватает в обеих странах. Народ и правительство разные категории.
k
klmn
4 апреля 2011, 22:17
Отдать им все обломки самолёта вместе с их памятниками "Невинным жертвам сталинских репрессий",который стоит в Катыни,эксгумировать останки польских вояк,чтобы духу их больше на русской земле не было.Пусть поклоняются им у себя в Польше
.
.kz
4 апреля 2011, 23:26
Поляки просто поражают.Неужели они не понимают,что выгледят идиотами,если не сказать хуже.По моему они уже посмешище во всем мире.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем