Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Французская бомба с часовым механизмом

© ФотоНана Шотовна Яковенко
Нана Шотовна Яковенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Предыдущие потрясения еврозоны всегда захватывали Францию, и в этот раз, возможно, именно Франции, а не Италии или Испании, предстоит решить судьбу евро. У Олланда осталось совсем немного времени на то, чтобы обезвредить бомбу с часовым механизмом, заложенную в сердце Европы. Похоже, это начинает сильно беспокоить Лондон.

В настоящий момент угроза падения евро ослабла, однако, существует солидарная уверенность в том, что на восстановление позиций  единой валюты потребуются  годы, и придётся приложить   большие усилия. Призывы к реформам и сокращению бюджета громче всего раздаются в Греции, Португалии, Испании и Италии, где на этой неделе  прошли массовые забастовки и столкновения с полицией. Но впереди  маячит серьёзная  проблема, которая, как считают аналитики,  может затмить все остальные.  Речь идет о Франции.

Эта страна находится в сердце еврозоны и Европейского Союза. Президент Франсуа Миттеран выступал за единую валюту в надежде, что она усилит влияние Франции в Евросоюзе и не позволит объединенной Германии установить гегемонию в Европе. Евро оказался выгодным для Франции: он обеспечил займы по рекордно низким ставкам и помог избежать проблем, которые испытали страны Средиземноморья. Франция уступила лидерство Германии еще до того, как Франсуа Олланд стал первым президентом-социалистом со времен Миттерана в мае 2012 года. Сегодня ее экономика выглядит еще более уязвимой.

Франция по-прежнему сохраняет  много сильных сторон, однако  кризис евро обнажил и слабые места. В течение многих лет страна проигрывала Германии в конкурентной борьбе. Эта тенденция усилилась после того, как Германия сократила расходы и провела крупные реформы. Не имея возможности провести девальвацию валюты, Франция взялась за сокращение государственных затрат и долга. В то время как другие страны значительно урезали расходы на государственный сектор, во Франции он занял почти 57%  ВВП, и это самый высокий показатель по всей еврозоне. С 1981 года Франции никак не удавалось ликвидировать дефицит бюджета, что привело к росту государственного долга:  этот показатель, составлявший  22% ВВП, на сегодняшний день демонстрирует уровень почти 90% ВВП.

Предпринимательский климат во Франции также ухудшился. Французские фирмы страдают от жестких мер регулирования на рынке труда и товаров, исключительно высоких налогов и необходимости выплачивать самые крупные в Европе социальные отчисления. Неудивительно, что сегодня появление во Франции новых компаний – редкость. Численность малых и средних предприятий, во многом определяющих  экономический рост страны, здесь ниже, чем в Германии, Италии и Великобритании. Экономика Франции  стагнирует, в  текущем квартале существует  риск  рецессии, а в следующем году  рост экономики  едва просматривается. Свыше 10% трудоспособных граждан, и свыше 25% молодежи не имеют работы. В 1999 году Франция имела положительное сальдо по текущим операциям, а сейчас страна отягощена самым серьезным в еврозоне дефицитом платежного баланса. В целом, многие французские компании неконкурентоспособны, при этом огромный правительственный аппарат живет не по средствам.

Как считают в Лондоне, Олланд мог бы провести необходимые реформы, если бы проявил выдержку и твердость характера. Его партия обладает значительным влиянием в законодательных органах страны и лидирует почти во всех регионах. Левым должно быть проще, чем правым, убедить профсоюзы принять изменения. Олланд признает, что конкурентоспособность Франции пострадала. Воодушевляет недавнее обещание Олланда выполнить значительную часть рекомендаций, содержащихся в  докладе бизнесмена Луи Галуа, включая сокращение объема обременительных для бизнеса социальных отчислений. Кроме того, Президент планирует смягчить ограничения на рынке труда. На этой неделе он даже заговорил о чрезмерных государственных расходах, пообещав «работать лучше и тратить меньше».

И тем не менее, на фоне тяжелейших экономических проблем Франции, Олланд  производит впечатление  нерешительности.   С какой стати  должны ему верить бизнесмены,  если он уже  протолкнул ряд «левых» мер,  таких, как установление максимальной ставки подоходного налога на уровне 75%,  увеличение налога на прибыль организаций и на имущество, а также на доход с капитала и дивидендов, повышение минимальной заработной платы и частичную отмену решения о поднятии пенсионного возраста. Европейские правительства провели большие реформы по одной простой причине -  было осознание наличия  глубокого кризиса, их избиратели верили, что других альтернатив нет, а политики знали, что изменения неизбежны. Однако все это не относится к Франции. Во время избирательной кампании Олланд едва ли упоминал необходимость создания благоприятных условий для бизнеса, вместо этого он делал упор на сворачивание мер экономии. Социалистическая партия Олланда остается несовременной и враждебной капитализму: как только президент начал говорить о конкурентоспособности Франции, его рейтинг упал. Создается впечатление, что Франция пытается попасть по движущейся мишени. Все страны еврозоны продолжают структурные реформы и делают это в целом быстрее и гораздо шире, чем Франция. Поэтому  МВФ недавно предупредил, что Франция рискует оказаться позади Италии и Испании.

Британские эксперты считают, что на карту поставлено не только  будущее Франции, но и судьба евро. Олланд совершенно объективно упрекнул Ангелу Меркель в слишком активном проталкивании политики  жёсткой  экономии.  Однако  когда для разрешения кризиса евро понадобилась политическая интеграция, президент просто спрятался.  Требуется надгосударственный контроль экономической политики отдельных стран Европы. Франция с нежеланием ратифицировала недавний фискальный пакт, дающий Брюсселю дополнительные бюджетные полномочия.  Однако  ни элиты, ни избиратели не готовы отдать еще одну часть суверенитета, также как они не готовы к глубоким структурным реформам. Пока большинство стран обсуждает, какой частью суверенитета они готовы пожертвовать, Франция решительно избегает любых дебатов о будущем Европы. К слову, Олланд обжегся на этой проблеме еще в 2005 году, когда избиратели отвергли договор о европейской конституции, после того, как его партия разбилась на два лагеря. Повторение этих событий весьма негативно сказалось бы на положении евро.

Один из недавних докладов, опубликованных в журнале The Economist в июне 2011 года, был посвящен неудачной попытке администрации Сильвио Берлускони провести реформы в Италии; в конце года он покинул свой пост,  и начались изменения. До сих пор инвесторы были снисходительны к Франции, несмотря на незначительное падение долгосрочных процентных ставок. Но рано или поздно сантим упадет. Нельзя пренебрегать экономикой слишком долго.

Пока Олланд не продемонстрирует желание изменить курс, которому вот уже 30 лет следует его страна, Франция будет терять доверие со стороны инвесторов и Германии. Как убедились на своем опыте некоторые государства еврозоны, настроения рынков могут меняться очень быстро. Как считают британские аналитики, кризис может грянуть уже в следующем году.  Где бы ни начинались предыдущие потрясения еврозоны, они всегда захватывали Францию, и в этот раз, возможно, именно Франции, а не Италии или Испании, предстоит решить судьбу евро. У Олланда осталось совсем немного времени на то, чтобы обезвредить бомбу с часовым механизмом, заложенную в сердце Европы. Похоже, это начинает сильно беспокоить Лондон.