Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проблемы перезагрузки

© личный архив Дэниела ЛарисонаДэниел Ларисон (Daniel Larison)
Дэниел Ларисон (Daniel Larison)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние несколько недель «перезагрузка» российско-американских отношений столкнулась с рядом проблем. Ни одна из них сама по себе не является причиной для беспокойства по поводу того, что улучшение отношений между двумя государствами потерпит неудачу, но вместе они представляют существенную угрозу конструктивному сотрудничеству между Америкой и Россией в предстоящие годы.

В последние несколько недель «перезагрузка» российско-американских отношений столкнулась с рядом проблем. Ни одна из них сама по себе не является  причиной для беспокойства по поводу того, что улучшение отношений между двумя государствами потерпит неудачу, но вместе они представляют существенную угрозу конструктивному сотрудничеству между Америкой и Россией в предстоящие годы. Несмотря на усилия администрации по отражению нападок на политику перезагрузки, ее противники в США делают все возможное, чтобы воспользоваться возникшим надломом и пустить под откос выгодные для обеих стран отношения.

Рассмотрение в Сенате законопроекта о введении санкций против российских чиновников, связанных с делом Магнитского и с другими резонансными делами российских журналистов и активистов, заставило администрацию Обамы пойти на упреждающие меры и ввести визовый запрет против десятков людей, имеющих отношение к делу Магнитского. Хотя этот шаг следует рассматривать как тактический маневр с целью блокирования законопроекта в Сенате, он, тем не менее, спровоцировал угрозы со стороны Москвы об «асимметричных» ответных действиях, которые способны свести на нет многие конкретные достижения последних двух лет. В то же время, новое внимание к офицеру российской военной разведки, который якобы организовал взрыв около американского посольства в Тбилиси, придало сил тем политикам в США, которые предвзято относятся к России. Теперь они активно заявляют, что политика перезагрузки ошибочна.

Верны утверждения по поводу взрыва у посольства или нет, но один-единственный инцидент такого рода не в состоянии разрушить взаимовыгодные стратегические отношения, которые развиваются и крепнут с 2009 года. Этот инцидент в равной мере может негативно отразиться на грузинском правительстве, поскольку события показывают несостоятельность его конфронтационного отношения к Южной Осетии и Абхазии, как бы ни противились этому антироссийские ястребы. По правде говоря, данный эпизод показывает, насколько опасны близкие связи между США и Грузией. Он напоминает США о том, что Грузия для них это дополнительная обуза.

Паранойя грузинских властей по поводу российских агентов достигла новых высот, когда зарвавшийся Саакашвили и его министры обвинили в шпионаже трех известных грузинских фотографов. В будущем американская и грузинская общественность будет с большим сомнением относиться к заявлениям правительства Саакашвили. Чем больше грузинские власти будут злоупотреблять своими полномочиями, карая диссидентов и представителей оппозиции, тем меньше доверия к ним станут проявлять американцы, когда Грузия будет апеллировать к США, заявляя о своих замечательных успехах в проведении политических реформ.

Майкла Макфола (Michael McFaul) назначили новым послом в России, но он по-прежнему сталкивается с мощным сопротивлением в Сенате, которое может еще больше усилиться по мере активизации споров из-за закона Магнитского, отмены поправки Джексона-Вэника и противоракетной обороны. Вполне возможно, что из-за этих и других проблем утверждение Макфола в должности будет задержано, что затруднит развитие российско-американских отношений. Но если все остальные усилия потерпят неудачу, администрация, чтобы отправить Макфола в Москву, может прибегнуть к тактике назначения его на должность во время перерыва в заседаниях Конгресса, которую она применяла в прошлом году. Такая тактика действий не является оптимальной, но это лучший способ продолжить политику перезагрузки перед лицом объединившейся внутренней оппозиции.

Некоторые российские руководители также осложняют жизнь сторонникам перезагрузки. Представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин недавно назвал сенаторов-республиканцев Марка Керка (Mark Kirk) и Джона Кайла (Jon Kyl) «монстрами холодной войны». Хотя такая характеристика недалека от истины, и эта пара в прошлом году была в рядах главных противников ратификации Договора СНВ-3, за это заявление ухватились антироссийские ястребы, которым очень хочется превратить примирение с Россией в тему предвыборной гонки. Наши страны вряд ли выиграют от того, что перезагрузка превратится в заложницу капризов и причуд американской внутренней политики.

Нет никаких сомнений, что перезагрузка до настоящего времени в гораздо большей степени приносит выгоды США. Большую часть конкретных дивидендов получила американская сторона, а большую часть уступок сделала Россия. Русским надо понять, что большинство заинтересованных американцев думает о перезагрузке прямо противоположное. Они считают ее чередой капитуляций перед российскими требованиями. Согласно весьма извращенному взгляду на вещи, каким отличаются американские ястребы, малейшее изменение политики США, нацеленное на снятие российских озабоченностей, считается бессовестным предательством и доказательством «примиренчества». При этом крупные уступки со стороны  России просто игнорируются, как будто их и нет вовсе, либо о них говорят с пренебрежением, отмечая, что Россия пошла бы на эти уступки в любом случае. Это совершенно очевидная ерунда, и тем не менее, такие взгляды по-прежнему очень влиятельны.

Несмотря на это, фундамент улучшающихся российско-американских отношений, по всей видимости, цел и невредим. США выигрывают от российской поддержки по Ирану и Афганистану. Уменьшению конфронтации в отношении Америки к России способствует сотрудничество двух стран в вопросе российского вступления в ВТО и ратификация последнего соглашения о сокращении вооружений. Несмотря на сохраняющиеся разногласия в вопросе ПРО, общие интересы безопасности привели к наращиванию сотрудничества в других областях. Так, Россия воздержалась при голосовании в Совете Безопасности ООН по Ливии, а сейчас играет роль посредника в урегулировании ливийского конфликта. Если в 2013 году не сменится администрация, серьезных потрясений во взаимоотношениях двух стран произойти не должно. Даже если администрация после выборов станет республиканской, она все равно должна увидеть выгоды от сотрудничества с Россией.