Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Киргизия: исламский банкинг предлагает альтернативу «европейской системе»

© http://ecobank.kg/ЭкоИсламикБанк
ЭкоИсламикБанк
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исламский банкинг медленными темпами внедряется в Киргизии. Но первое брокерское агентство страны, организованное по исламским принципам, уже меняет представление о финансовой системе рядовых жителей республики – как верующих, так и не очень.

Исламский банкинг медленными темпами внедряется в Киргизии. Но первое брокерское агентство страны, организованное по исламским принципам, уже меняет представление о финансовой системе рядовых жителей республики – как верующих, так и не очень.

Агентство «Муслим», располагающееся в Бишкеке на территории ТК «Мадина», занимается поиском инвесторов для предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность по законам шариата. Кроме того, агентство выполняет функции по набору персонала, подбирая и даже создавая рабочие места для верующих. «Некоторые [мусульмане] хотят работать водителями, но не могут перевозить алкогольную продукцию, – говорит исполнительный директор агентства «Муслим» Диляр Турдиев, поясняя причины создания рабочих мест. – Человеку, придерживающемуся мусульманских традиций, трудно найти работу».

Семьдесят пять процентов жителей Киргизии причисляют себя к мусульманам, хотя многие и не соблюдают религиозных обрядов. Сегодня одни задаются вопросом, как заработать себе на жизнь, живя по религиозным законам. Другие ищут альтернативные способы вложения денег, глядя с опаской на превратности западной финансовой системы.

В исламской финансовой системе инвесторы не могут поддерживать компании, специализирующиеся на спиртосодержащих продуктах или свинине, которые запрещены в исламе. Более того, исламские банки не могут начислять проценты по ссудам, вместо этого они сами приобретают определенные продукты и инвестируют в них, а после продают их клиентам уже с прибылью для себя. Приверженцы исламской финансовой системы утверждают, что такая практика повышает прозрачность работы и объединяет банки с их клиентами, которые либо вместе получают прибыль, либо вместе теряют деньги.

Агентство «Муслим», открывшее свои двери 8 марта, работает для простых граждан, отмечает Диляр Турдиев. Так, например, агентство поддерживает в Бишкеке малое предприятие, где три работницы в исламских хиджабах – редкое явление в Киргизии – шьют недорогую исламскую одежду. Выдержанные в привычных для Центральной Азии традициях, их произведения изготавливаются из тканей голубого, зеленого и черного цветов. Предприятие уже привлекло внимание казахстанских предпринимателей, заинтересованных в сбыте таких товаров на широком рынке.

Исламский банкинг сталкивался с неимоверными трудностями в Киргизии, светская элита которой давно относится к религии с подозрением. В конечном итоге предприятия вроде агентства «Муслим» все-таки пробили себе дорогу, главным образом благодаря настойчивости таких предпринимателей, как Шамиль Муртазалиев. В 1997 году он приобрел местное отделение банка «Российский кредит», который впоследствии преобразовал в «Экобанк», дабы «переломить засилье» банковской системы западного образца в Киргизии и предложить в качестве жизнеспособной альтернативы исламскую финансовую систему. Поначалу, по словам Шамиля Муртазалиева, было туго с клиентами, а со стороны властей даже поступали угрозы.

Удача улыбнулась Шамилю Муртазалиеву, когда в 2005 году к власти пришел Курманбек Бакиев. Он стал киргизским представителем расположенного в Джидде Исламского банка развития, преследующего цель содействия экономическому росту в исламских странах, основываясь на законах и принципах шариата. Рассказав Бакиеву, какого успеха добился ИБР в Малайзии, Муртазалиев сумел убедить тогдашнего главу государства, что Киргизия тоже может получить выгоду от этой системы.

Исламский банк развития, членами которого в настоящее время являются 56 государств, финансирует инфраструктурные проекты и предприятия частного сектора. В июле 2007 года, после заключения меморандума между правительством Киргизии и ИБР, банк Муртазалиева обрел официальный статус пилотного проекта исламского банкинга в Киргизии и был переименован в «ЭкоИсламикБанк».

Власти постбакиевского периода продолжили работу с ИБР. Как отметил 8 июня на заседании Всемирного исламского экономического форума в Астане первый вице-премьер Омурбек Бабанов, он занимается продвижением принципов исламского финансирования на базе меморандума о взаимопонимании с ИБР. Меморандум ставит задачу превращения Бишкека в центр оказания исламских финансовых услуг на территории всей Центральной Азии, сообщило агентство РИА-Новости.

Муртазалиев признает тот факт, что спрос на исламские финансовые продукты в Центральной Азии в настоящее время не слишком высок, но идея, по его мнению, пускает корни. Во время всемирного финансового кризиса особенно устойчивыми оказались банки, работающие по законам шариата, поскольку они не влезают в долги и не используют производные финансовые инструменты. По словам Муртазалиева, это не осталось незамеченным в Киргизии и у «ЭкоИсламикБанка» прибавилось клиентов. «Мы работаем не за процент, а на результат. Это в корне отличается от рыночной системы, от европейской системы», – сказал он EurasiaNet.org.

Большинство сегодняшних вкладчиков банка – это пожилые русские, пользовавшиеся услугами «Российского кредита» и оставшиеся верны банку и после того, как он перешел в руки Муртазалиева. За 11 месяцев 2010 года «ЭкоИсламикБанк» заключил со своими клиентами 2274 договора на общую сумму в 867 миллионов сомов (порядка 19 миллионов долларов) в среднем по 381 тысячи сомов (около 8,5 тысяч долларов), говорится на сайте банка.

В большинстве случаев это договоры на оказание финансовых услуг, известных как «мурабаха». Банк приобретает на имя клиента, к примеру, дом или машину. Выступая в качестве гаранта, банк осуществляет все денежные операции и подписывает с клиентом прозрачный договор. Банк не взимает проценты, а получает прибыль, продавая имущество обратно клиенту с заранее оговоренной для себя прибылью. Если финансирование выделяется для вложения в какой-то конкретный проект, банк получает прибыль только после успешной реализации этого проекта. Если предприятие терпит неудачу, как и в любом другом банке, заемщик теряет деньги или залог, который использовал в обеспечение ссуды.

На базовом уровне исламский банкинг представляется весьма практичным в подверженной кризисе Киргизии. По словам Гарегина Саркисова, обратившегося в «ЭкоИсламикБанк» с просьбой профинансировать для него строительство квартиры, договор с банком показался ему предпочтительнее выплаты высоких процентных ставок в традиционных банках. И он поступил умно. Небольшая компания Саркисова по продаже бытовой техники обанкротилась в период экономической нестабильности после восстания 2010 года в Киргизии. «С этой системой теряешь не так много», – говорит он.

Обсуждение
Комментариев: 13
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
ЛЗ
Лев Задов
21 июня 2011, 09:44
Приверженцы исламской финансовой системы утверждают, что такая практика повышает прозрачность работы и объединяет банки с их клиентами, которые либо вместе получают прибыль, либо вместе теряют деньги. Вот именно поэтому у ислама есть будущее, поскольку такая экономическая модель более справедлива, чем ростовщическая иудохристианская.
a
asqwwerty
21 июня 2011, 10:05
С прозрачностью как раз не очень. Множество сделок не оформляется документально. Пожали друг другу руки. Наличные деньги перешли из кармана в карман. Поставили закорючки каждый в своей записной книжке. И всё. Работают на доверии. Rусские дrуг дrуга не нaёбывaют.
z
zemfort
21 июня 2011, 10:17
никакого особого будущего нет. Грядёт секуляризация. Сегодняшний ислам застрял в архаичных практиках средних веков. Поэтому люди, уезжающие из исламских стран, очень быстро становятся светскими. Например, среди французских этнических мусульман всего 13 % практикующие. И всего-то надо было - переехать в страну, где нет сковывающей и давящей силы религиозной общины. Вопрос, когда секуляризация пройдёт и в самих исламских странах, и не будет ли этот процесс кровавым.
P
Patrin
21 июня 2011, 10:59
Порок всегда привлекательнее и доходнее добродетели но стоит ли этому радоваться?
z
zemfort
21 июня 2011, 11:47
мне не нравится фанатизм и мракобесие во всех их проявлениях - что в исламском, что христианском, иудейском, любом ином. Поэтому секуляризацию только приветствую. При этом сам являюсь верующим и регулярно хожу в церковь.
s
spoonman
21 июня 2011, 14:55
Плюс один
Г
Грешник
21 июня 2011, 11:36
Лев, при чём здесь христианство-то? иудаизм и христианство не разделяет только безграмотный. а у ислама такое же будущее, как у всех религий: постепенное угосание под напором воинствующего безбожия. веру осилят единицы, на них и Мир держиться: пока есть хоть три святых на земле, не быть армагеддону. таково Его Слово.
A
ALD
21 июня 2011, 13:04
Во-первых, я как-то не очень уловил разницу между исламским банком и обычным. Тот гешефт, который получает обычный банк, называется "процент", а тот, который получает исламский называется "прибыль". Но фактической-то разницы нет. Во-вторых, разве такие страны, как Турция, как Азербайджан не в исламе? Но там большинство банков(если не все) - это именно обычные банки. В-третьих, Вы понесете свои сбережения в банк, если Вам не пообещают процент? Ну, если даже понесете, таких людей не много. Поэтому рынок капитала будет более развит именно если придержываться стандартных экономических моделей. И дадите ли Вы в долг не брату, а совершенно постороннему человеку просто так? �И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо он благ и к неблагодарным и злым� (Лук. 6: 34-35). Это отношение христианства к ростовщичеству. Банки действуют нарушая заветы хрисианства, так же, как и ислама. Просто это - жизнь.
B
Buhar
21 июня 2011, 10:48
система не плоха... похоже на китайскую или японскую. Жидовская однозначно хуже для НАРОДА, я бы даже сказал губительна!
A
Agroprom
21 июня 2011, 11:08
И чем этот исламский банкинг отличается от обычного? Ну кроме того, что не кредитует в сферах связаных с алкоголем и свининой? Тот же самый ссудный процент.
Г
Грешник
21 июня 2011, 11:31
ответ очевиден для думающих. разница в том, что клиент в случае форс-мажора только деньги теряет. при этом его никто дербанить не будет с возвратом денег банку и процентов по ним. вполне приличная схема, но нежизнеспособна в сравнении с жидовской системой ренты.
S
Suxar
21 июня 2011, 14:19
Не совсем Там не ссудный процент как у евреев, там немного другая схема. Прочитайте про японские банки, очень похожая система. Смысл в том, что процент по займу зависит от прибыли, тоесть банку выгодно, что бы вы заработали на его кредите.
k
krsk_
22 июня 2011, 06:21
там не процент банк получает долю от прибыли компании. Вообще у нас бы это закончилось захватом успешного бизнеса заемщика )
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем