Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Геополитика Центральной Азии и кризис империи

© коллаж ИноСМИГеополитика Средней Азии и кризис Киргизии
Геополитика Средней Азии и кризис Киргизии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В самом сердце Азии, сложной геополитической зоне, происходят постоянные изменения. Об этом мы разговаривали с Джульетто Кьеза, известным у нас знатоком процессов, происходящих в этом регионе планеты.Оказывается, между новым киргизским руководствои, пришедшим к власти в среднеазиатской стране, и Израилем существуют тесные связи. Однако, в то же время выяснилось, что Москва вовсе не против нового курса. Она в каком-то смысле бросила на произвол судьбы экс-президента Бакиева, виноватого в том, что он пытался одновременно сидеть на двух стульях, русском и американском.

В самом сердце Азии,  сложной геополитической зоне, происходят постоянные изменения. Об этом мы разговаривали с Джульетто Кьеза, известным у нас знатоком процессов, происходящих в этом  регионе планеты. Мы постарались задать ему вопросы по теме, которая в Италии мало освещается в прессе. Полученные нами ответы раскрывают ситуацию, отличную от той, которая видна на первый взгляд, на фоне кризиса империи.

Оказывается,  между новым киргизским руководствои, пришедшим к власти в среднеазиатской стране на прошлых неделях, и Израилем существуют тесные связи. Однако, в то же время выяснилось, что Москва вовсе не против нового курса. Она в каком-то смысле бросила на произвол судьбы экс-президента Бакиева, виноватого в том, что он пытался одновременно сидеть на двух стульях, русском и американском.

- Джульетто Кьеза, по вашему мнению, русские, израильтяне и американцы смогут договориться между собой?

- Я следил за новостями. Мне кажется, что за действиями Отумбаевой стоит не только и не столько Израиль, сколько Америка. Некоторые визиты осуществляются с целью получить также и индивудуальное финансирование. Но нити ведут одновременно и в Вашингтон, и в Тель-Авив, и в Москву, где нет недостатка в сторонниках тесных связей с Америкой. В одном мы можем быть уверены: Путин сдал Бакиева. Остальное связано со сложными переговорами, смысл которых станет ясен, когда Отумбаева объявит о своем решении о судьбе американской базы.

- До того как возник киргизский вопрос, мы уже столкнулись с грузинским. Грузия занимает стратегическое положение на Кавказе. После того как к власти пришел Саакашвили  в результате «революции роз» в 2003 году, она проводит политику сближения с Западом, а также с Израилем. Некоторые аналитики обнаружили «руку израильских военных советников» за военной авантюрой 2008 года, когда Грузия силой попыталась вернуть Южную Осетию, стремящуюся к выходу из ее состава. Тем самым, они сыграли на руку России, реакцию которой нетрудно было предвидеть, не только в случае с Южной Осетией, но с Абхазией. Что это? Секретный договор между Россией и Израилем?

- Нет, я в это не верю. Израиль действовал по собственной инициативе, рассматривая Грузию в качестве плацдарма для будущего удара по Ирану. У Израиля есть влиятельные друзья в Пентагоне, которые и дали зеленый свет действиям Саакашвили. Быть агентом и советником Моссада вовсе не означает автоматически быть умным. Конечно, они оказали Саакашвили медвежью услугу. Но в то, что они хотели сыграть на руку Путину и Медведеву, в это я  совершенно не верю.

- В геополитическом анализе мы указывали, что другие государства могут рассматривать Среднюю Азию как свое «жизненное пространство», которое может развиваться по сценарию стратегического согласия между Россией и Китаем, а может превратиться в территорию раздора между этими же странами в соответствии с логикой «разделяй и властвуй». Вы считаете это возможным?

- Нет, я не думаю, что есть такие планы. Средняя Азия - это регион, частично открытый как американскому, так и российскому влиянию. Здесь нет границ. Каждый старается предотвратить маневр противника. Ведется подковерная война, которая сопровождается общественным диалогом. В частности, Киргизия - это окно в Китай, что важно для России.
 
- В общем и целом, в чем совпадают интересы России и Израиля? Каковы наиболее активные произраильские группы и центры власти в России? Можно ли говорить о лоббистских центрах (ассоциациях, группах советников, группах давления, академической сети, журналах), которые играют роль, подобную произральскому лобби в Америке?

- Все олигархи, оставшиеся в России, имеют прекрасные личные отношения с Израилем. Но мне кажется, что они остаются на персональном уровне. Незаметно большой финансовой поддержки группам советников или журналам, за исключением «Коммерсанта». Совсем другая ситуация в Америке, где произраильское лобби настолько влиятельное, что часто неясно, а не они ли руководят Соединенными Штатами. В Москве подобные вещи можно делать, но с большими трудностями и всегда под прикрытием рекламы.

- В этом вопросе существуют различия в подходе Путина и Медведева? Эти двое руководствуются различной логикой?

- Мне кажется, что здесь нет никаких указаний на различия, даже в стиле.

- Перейдем к «Иранскому досье». Начальник Генерального Штаба России, генерал Николай Макаров не раз заявлял, что было бы «губительно» для интересов Москвы начинать войну с Тегераном. Однако подход к этому вопросу политического руководства представляется, хотя и не явным образом, менее категорическим. Прямо говоря, по-вашему, чем закончится раздор с Ираном и каково будет поведение Москвы?

- В случае атаки на  Иран и Россия, и Китай останутся в стороне. Заявят о своем несогласии, осудят. И это все. И Москва, и Пекин знают, что как США, так и Израиль сделали свой выбор. Но считают, что для нападающей стороны это будет политическим и психологическим поражением. Может быть, это будет последняя «традиционная» война в смысле сплошных бомбардировок, которую начнут США. А потом начнется подготовка к другому типу войн, гораздо более масштабных и опасных.

Я бы сказал, что они останутся на берегу реки смотреть, как мимо проплывает политический труп Обамы. В конце концов, им остается только попытка переубеждения. Иначе они тоже могут оказаться под прицелом. «Гибкость», которую они демонстрируют, - это чисто тактическая уловка, чтобы зарекомендовать себя партнерами. Но также как и Америка никогда не рассматривала их в качестве партнеров, так же точно и они считают, что невозможно быть партнерами Америки.