Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Таджикистан опасается последствий дестабилизации в Афганистане

© РИА Новостибеженцы
беженцы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рост числа афганских беженцев, спасающихся от эскалации насилия и беззакония в Таджикистане, является самым заметным побочным эффектом партизанской войны талибов, которые угрожают подрывом безопасности и в Средней Азии.

В ту ночь, когда его 11-летний сын сбежал от похитителей, Абдул Азиз побросал нехитрые пожитки в машину и отвез свою семью через афганскую границу в Таджикистан, который находится в 30 километрах на север. "Сейчас жить в Афганистане стало слишком страшно, - говорит он, стоя в пустой комнате без света, которую его семья снимает в предместье Душанбе, - мы туда не вернемся никогда".

Рост числа афганских беженцев, спасающихся от эскалации насилия и беззакония в Таджикистане, является самым заметным побочным эффектом партизанской войны талибов, которые угрожают подрывом безопасности и в Средней Азии.

"Нравится нам это или нет, но ветер дует из Афганистана, - говорит депутат таджикского парламента Исмоил Орифшоев, - мы боимся того, что может произойти".

До недавнего времени самая бедная страна Средней Азии Таджикистан не привлекала к себе особого международного внимания. Жестокая шестилетняя гражданская война, последовавшая за распадом Советского Союза, затормозила его развитие. В отличие от других бывших собратьев по СССР, у Таджикистана недостаточно нефтяных ресурсов, чтобы привлечь крупных инвесторов. Его экономика держится на плаву благодаря экспорту алюминия и хлопка, а также денежным переводам таджиков, работающих за границей, на долю которых приходится около 40 процентов ВВП страны.

Но когда боевики из движения "Талибан" начали в этом году продвижение на север в мирную прежде афганскую провинцию Кундуз, Таджикистан превратился в линию фронта, отделяющую боевиков от Средней Азии. Душанбе это сонная столица Таджикистана, построенная в качестве последнего форпоста советской империи в Средней Азии. Единственное, что напоминает там о бушующем в нескольких сотнях километров конфликте, это европейские солдаты, отдыхающие в фойе отелей на пути в Афганистан и из него.

Как признают даже наживающиеся на войне управляющие гостиниц, сотрудничество с силами НАТО чревато опасностями. Когда страны Средней Азии в этом году совместно разрешили американским военным пользоваться своими дорогами для перевозки в Афганистан грузов, за исключением оружия, создав тем самым альтернативный маршрут вместо неспокойного пакистанского пути снабжения, талибы предупредили их, что сговор с врагом может вызвать возмездие.

Военные эксперты предостерегают, что действия по наведению порядка в Пакистане вынуждают боевиков из террористического Исламского движения Узбекистана, который связан с "Аль-Каидой", возвращаться домой в Среднюю Азию. А это увеличивает риск дестабилизации в регионе. Силы безопасности Таджикистана, Узбекистана и Киргизии сообщали в этом году о боестолкновениях с различными группировками. Их называют по-разному: бандами исламских террористов, отрядами оппозиционных полевых командиров, шайками торговцев наркотиками. Но все они пришли из Афганистана.

Правозащитные организации заявляют, что диктаторские правительства в этом регионе преувеличивают опасность мятежей исламистов, чтобы оправдать жестокое обращение с оппонентами власти.

Вспышки беспорядков усиливают напряженность в отношениях между среднеазиатскими государствами, особенно в спорных приграничных районах, где население перемешано в этническом плане. Узбекистан заявляет, что Киргизия и Таджикистан позволяют боевикам-исламистам проходить на его территорию, и минирует отдельные участки границы.

Тесные связи между террористами и все более жестокими бандами наркоторговцев представляют для безопасности Средней Азии еще большую угрозу, чем "Талибан", говорит независимый аналитик из Душанбе Рашид Абдулло. "Талибы хотят создания стабильного государства с добрососедскими отношениями. Им не нужно строить империю".

Все страны Средней Азии официально являются светскими государствами, однако бедность и духовный вакуум, образовавшийся в результате краха коммунизма, создает благодатную почву для роста религиозного фундаментализма.

Принятый этим летом в Таджикистане закон отводит особую роль в религиозной жизни страны умеренному суннитскому течению ислама ханафизму. "Это более культурный, интеллектуальный способ борьбы с экстремизмом, чем насилие, - говорит официальный представитель министерства иностранных дел  Давлатали Назриев, - мы должны изменить сложившийся образ ислама как религии террора".

После кампании по закрытию не разрешенных к строительству мечетей Таджикистан в этом году принял предложение Катара по возведению новой мечети в Душанбе. Она станет самой большой мечетью в Средней Азии, вмещая 150 тысяч верующих. По словам Назриева, это поможет сделать религиозные обряды достоянием гласности.

Усиливающийся хаос в Афганистане беспокоит Кремль, который с трудом сдерживает исламистское насилие на Северном Кавказе. Вместе с тем, продвижение талибов на юг Средней Азии дало российским войскам повод для усиления своей роли в обеспечении безопасности в регионе.

Этим летом Россия объявила о развертывании дополнительных войск в Киргизии, где расположена американская военная база. Не исключено, что она создаст там новую базу. В прошлом месяце Таджикистан дал России согласие на дальнейшее безвозмездное использование базы, расположенной возле Душанбе. Срок действия этого соглашения - вплоть до 2014 года.

По словам Верховного комиссара ООН по делам беженцев, с января 2008 года в Таджикистан перебралось более 3600 афганцев, причем поток беженцев увеличивается с каждым месяцем. Даже этнические таджики из Афганистана наталкиваются здесь на холодный прием ввиду того, что трудовые мигранты из-за глобального финансового кризиса возвращаются из России, истощая и без того скудные ресурсы страны.