Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вячеслав Миронов: 'Я не собираюсь брататься с чеченским боевиком'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я не собираюсь брататься с чеченским боевиком. Не собираюсь втыкать штык в землю и кричать: 'Мир! Дружба! Май!' Точно так же я никогда не сяду за один стол с тем, кто воевал против меня, убивал моих подчиненных.

'Пробежав метров семьдесят, я ясно увидел, что в окнах Дворца стоят, висят привязанные, прибитые к рамам наши. Мертвые были раздеты, и их желтые тела повисли... Многие были еще живы. Кричали, плакали. Духи, прикрываясь телами, стреляли в нас. Я вдруг с ужасом понял, что не смогу стрелять. Не уверен, что не попаду в своего. Не смогу! За телами скрывались снайперы. Они почти не прятались. Их оптические прицелы поблескивали на солнце. Нельзя было из подствольника разнести эту мразь на куски. Ничего нельзя было cделать'. Таким увидел город Грозный в 1995г. боевой офицер, автор бестселлера 'Я был на этой войне' Вячеслав Миронов. Сегодня Грозный - мирный город, столица светской республики, усмиренной президентом Рамзаном Кадыровым.

Недавнее убийство в Дубае бывшего командира батальона 'Восток' Сулима Ямадаева, одного из немногих остававшихся в живых конкурентов Рамзана Кадырова, предшествовало заявлению официальных чеченских властей о прекращении антитеррористической операции в Чечне.

Герой России Ямадаев когда-то воевал против российской армии, как, впрочем, и нынешнее чеченское руководство. Возможно, стрелял в офицера и писателя Вячеслава Миронова и его сослуживцев. Что думает о таком завершении контртеррористической операции ветеран двух военных операций в Чечне? Достигнуты ли цели, из-за которых подчиненные Миронова, да и сам Миронов, дважды раненный и несколько раз контуженный, проливали свою кровь? Что думает Миронов о чеченском 'миротворце' Рамзане Кадырове? Об этом с писателем говорил обозреватель 'БелГазеты'.

- Похоже, контртеррористическая операция в Чечне подходит к концу. Войска пока не выводят, но в Грозном открывается международный аэропорт и таможня. Насколько это своевременно?

- Сказать, что контртеррористическая операция завершена полностью, я, как человек, тесно общающийся с теми, кто оттуда возвращается, сказать не могу. Обстановка показывает, что пока порядок там восстановлен только в Грозном. Территории, удаленные от Грозного, особенно на юге, в горных районах, по-прежнему неспокойны. Ведено, Шатой - все эти исконно басаевские места еще полны боевиков. Мусульманские фанатики и эмиры не отказались от идеи построить халифат от Индийского океана до Волги. Это их надежда, их вечное устремление. И они не оставят попыток это сделать.

Чечня находится в окружении Дагестана и Ингушетии, где постоянно происходят боестолкновения. Есть информация о том, что боевики туда просачиваются именно с территории Чечни. Именно в Чечне они укрываются после терактов. С другой стороны, долго жить в изоляции население действительно не может. Открывается аэропорт? Замечательно! Кто будет прилетать? Посмотрим! Главное, чтобы это было во благо, а не во вред.

'С одной стороны, он - враг'

- Почему все-таки началась чеченская война? Почему она возобновилась с приходом к власти Путина? Какова ваша версия?

- В войне есть две основные составляющие: конфликт интересов и экономика. То, что в свое время Дудаев зарвался, очевидно. Что касается экономики, то версия простая. Деньги из Москвы на пенсии и социальные пособия отчислялись, но до населения не доходили. Я сам с людьми разговаривал, знаю.

Второй момент. Нефть по трубе закачивалась, на грозненском НПЗ перерабатывалась и уходила за границу как продукция суверенного государства Чечни. Доходами Чечня не делилась. Амбиции Дудаева скрестились с 'нефтянкой'. Кроме того, для поддержания имиджа российской власти нужно было восстановить статус-кво в Чечне.

- Как вы оцениваете роль Кадырова в 'замирении'? Дудаев войну начал - Кадыров закончил?

- У меня по этому поводу смешанные чувства. Все как в анекдоте, когда видишь тещу, на огромной скорости летящую к пропасти, но машина при этом твоя. Здесь то же самое. С одной стороны, человек входил в ближний круг Дудаева, принимал участие в боях против федеральных войск. Не думаю, что он кашу там варил. Кадыров - молодой, активный, амбициозный, я думаю, он по-настоящему воевал против нас. Получается, что, с одной стороны, он - враг. С другой - он потом реально воевал против боевиков - значит, вроде бы друг, соратник. Вот отсюда и смешанные чувства.

В окружении Кадырова есть масса людей, которых он вывел из леса. Они прошли процедуру какой-то 'реабилитации', 'очистки'. Те, кто воевал против нас, теперь лояльны к российской власти, не воюют. И это хорошо. Но ведь, если ты стрелял в людей, ты должен понести какое-то наказание! Так что я до конца не понимаю момента.

Сказать конкретно, хороший Кадыров или плохой, мне трудно. То, что он яркая личность, лидер, бесспорно. И как бы я к нему ни относился, то, что в настоящее время Кадыров является проводником российской власти в Чечне, - тоже факт.

'Хитры, но трусливы'

- Какими врагами были чеченцы? Что их характеризует как воинов?

- Они хитры, способны на неординарные ходы. Но вместе с тем они трусливы. Получив отпор, откатываются, скулят. С 1990г. по 1994г. чеченские боевики вооружались, обкатывались, воевали, воровали, были потенциальными преступниками. Они были прекрасно вооружены и обучены. Тренировали их лучшие специалисты из мусульманских стран, имеющие прекрасный боевой опыт. Кто им был противопоставлен? Мальчишки по 18-19 лет. У нас было много пацанов, которые только один раз стреляли - перед присягой. Три пробных, три зачетных. И тем не менее, эти мальчишки выстояли против тренированных бандитов! Из этого я делаю вывод, что сила духа у пацанов, воевавших против чеченцев, гораздо выше, чем у боевиков.

В полной мере российские ребята показали себя в ходе грузино-осетинского конфликта. Мальчишки оказались куда более боеспособными, сильными по морально-психологическим качествам, чем обученная и подготовленная американскими специалистами армия Грузии.

'Мне параллельно'

- На минувшей неделе был застрелен бывший командир батальона 'Восток' Сулим Ямадаев. Кто был в этом заинтересован? И какова роль Ямадаева в противостоянии Чечни и федералов?

- Я не знал лично Ямадаева, не знаю о его роли там. Он воевал против нас, потом - за нас. Потом был уволен. Потом убит. Такая биография у человека. И, исходя из этой биографии, я никак не отношусь к его смерти. Ни положительно, ни отрицательно. Мне фиолетово, честно.

- Он же Герой России...

- А мне параллельно. Мне параллельны такие герои. Вот если бы погиб мой боевой товарищ, человек, с которым я служил, которого я хорошо знаю, человек, который всегда был со мной, я бы переживал. Кадырова и Ямадаева товарищами назвать не могу. Мне параллельно.

'Я - офицер, я выполнил приказ'

- Война в Чечне подошла к концу. Все цели федеральных войск выполнены?

- Цели выполнены. Чечня осталась в составе России. Несмотря на усилия 'кривозащитников', как я их называю. Их называют правозащитниками, а я их, например, ненавижу. За то, что они сделали с моими подчиненными, с солдатами. Благодаря их политике наша бригада в Чечне понесла огромные потери.

Чувство горечи у меня было, когда в Хасавюрте была подписана капитуляция (имеется в виду соглашение, подписанное в 1996г. президентом Чечни Асланом Масхадовым и секретарем Сов-беза России Александром Лебедем о прекращении первой войны в Чечне и выводе войск. - В.М.). Вот тогда мне было горько. Вооруженные силы, офицеры и прапорщики, прошедшие первую чеченскую, были проданы и преданы там, в Хасавюрте.

Сейчас хочется верить, что безумие войны на Кавказе, на территории России, не повторится. В данном случае роль Путина и роль Кадырова положительны. Они навсегда войдут в историю как личности, которые помогли остановить стрельбу. Кто служит в армии? Цвет нации! Самые здоровые, сильные и отчаянные молодые люди. Вот кричат: дальше надо воевать! до победного конца! А зачем? Дальше детишек под пули отправлять? Чтобы кто-то в карманы нагребал? Я считаю, что многие тысячи жизней как с одной, так и с другой стороны спасены благодаря сворачиванию боевых действий.

То, что психологическая напряженность останется, безусловно. Я не собираюсь брататься с чеченским боевиком. Не собираюсь втыкать штык в землю и кричать: 'Мир! Дружба! Май!' Точно так же я никогда не сяду за один стол с тем, кто воевал против меня, убивал моих подчиненных. Я - офицер. Я выполнил приказ. Считаю, что сделал это достойно. Остальное пусть делают политики. Политики эту войну начали, пусть политики теперь ее и заканчивают.