Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавний опрос Левада-центра показал, что 20% россиян желают возвращения Советского Союза. Среди выступающих за СССР находится, что не удивляет, Горбачев, который пытался его реформировать и сохранить. Другие ответы показали, что россияне хотят демократии, но особенной демократии, с мощной центральной властью, больше похожей на нынешнее положение вещей.

Москва – Сергей Веретельный был подстрелен и ранен, когда 20 лет назад он безоружным вышел вперед, чтобы помочь остановить колонну БТР в центре Москвы. Он стал одним из многих пострадавших в последней и неудачной попытке сохранения  Советского Союза.

Это был момент, когда россияне, пассивные и напуганные советским 74-летним правлением, наполнили улицы, чтобы поддержать будущего президента Бориса Ельцина,  требуя демократических изменений.

Писатель Василий Аксенов отразил энтузиазм многих, назвав 60-часовое противостояние «возможно, одной из самых великих ночей в истории русской цивилизации».

Почти 15 лет спустя человек, теперь правящий Россией, премьер-министр Владимир Путин назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой XX века».

Недавние опросы общественного мнения, проведенные в преддверии годовщины, показали, что общество больше поддерживает версию Путина, а не Аксенова. Мало кто сказал, что воспринимает события 1991 года как победу демократии.

«На тот момент в России, за железным занавесом, мы лишь слышали о демократии», - сказал 54-летний Веретельный, который в те времена работал водителем. «Мы действительно верили в магическое красивое слово «демократия». Но многое оказалось не таким, как мы ожидали. Мы начали спрашивать себя, за что мы проливали свою кровь».

В последовавшие десять лет хаотичные социальные и экономические изменения, а также шаткие попытки реформ испортили понятие демократии. Многие люди обрадовались стабильности, которую принес Путин, пусть даже и поплатившись некоторыми демократическими свободами.

Голос Веретельного - лишь один из 140 миллионов россиян, и хотя его разочарование широко распространено, многие принимают введенные Путиным ограничения на политическую конкуренцию, гражданское общество и свободу прессы. Президентские выборы, назначенные на март следующего года, вряд ли смогут изменить курс развития страны.

Веретельный говорил за неделю до юбилея событий, находясь дома у Любови Комарь, матери молодого ветерана российской войны в Афганистане, Дмитрия Комаря, который стал одним из трех погибших в последнюю ночь путча.

 Веретельный получил ранение, когда он попытался оттащить Комаря, который, по его словам, повис на БТР, двигавшемся туда-сюда, пытаясь отодвинуть троллейбус, который был там поставлен для перекрытия дороги.

«Я увидел парня, свисающего с БТРа», - сообщил он. «Я вытянул руки, чтобы помочь, и мне выстрелили в плечо. Я подумал, что кто-то подойдет и снимет тело, но машина ездила туда-сюда, пока тело само не упало на асфальт».

Машины БТР и танки стали отступать вскоре после этого, положив конец путчу, целью которого была остановка волны изменений. 25 декабря президент Михаил Горбачев ушел в отставку,  формально окончив существование СССР.

С тех пор Веретельный работал электриком, инспектором милиции, а теперь стал мелким предпринимателем. До недавних времен  его жена Светлана работала на высокооплачиваемой работе менеджером предприятия и, по ее словам, пара живет комфортно.

Любовь Комарь, работающая ассистентом в оздоровительном клубе, по-прежнему строит свою жизнь вокруг памяти о сыне, и вторит Веретельному, заявляя: «Если бы мой сын видел, во что превратилась страна, его бы не было на баррикадах».

Окруженная  фотографиями сына со времен его детства до армии, она сообщает, что потеряла веру в политический процесс.

«Я не голосовала десять лет», - говорит она. «Они справятся без меня. Они выбирают, кого хотят. Зачем мне голосовать?»

Как и многие россияне, она начала ненавидеть Ельцина за то, что ей виделось как слабое руководство, и теперь является представителем большинства населения, которое поддерживает Путина. Но что она действительно желала бы сделать, так это повернуть стрелки часов вспять.

«Мне было комфортнее в СССР», - говорит она. «У тебя всегда был кусок хлеба. У тебя всегда была работа. Да, теперь ты можешь летать за границу, но для этого тебе нужны деньги, и приходится залезать в долги. Теперь если у тебя нет денег, ты ничего не можешь».

Недавний опрос общественного мнения Левада-центра показал, что 20% россиян разделяют ее желание возвращения Советского Союза –это показатель, который колебался в последние восемь лет между 16% до 27%.

Среди выступающих за СССР находится, что не удивляет, Горбачев, который пытался реформировать и сохранить его.  Ему помешал сначала путч, а потом Ельцин и развитие событий.

«Некоторые неустанно повторяют, что распад Советского Союза был неизбежен», - заявил он на пресс-конференции в среду. «Но повторяю, что СССР можно было сохранить».

«Вы, газетчики - и иностранные, и наши, родные, - Горбачева критикуете: слаб, кисель, примерно в таких выражениях. Но если бы не этот кисель оказался в тот момент на этом посту, черт его знает, что у нас могли бы сделать», - заявил Горбачев, обращаясь к журналистам.

Согласно Левада-центру, те, кто хочет возвращения к советскому прошлому, это люди, состоящие в остатках Коммунистической партии, пожилые, а также люди, проживающие в маленьких городах и деревнях.

Опрос был проведен очно в течение пяти дней в июле, когда было опрошено 1600 человек,а  допустимая погрешность отбора  - плюс-минус три процентных пункта.

Другие ответы показали, что россияне хотят демократии, но особенной демократии, с мощной центральной властью, больше похожей на нынешнее положение вещей, чем  на то, о чем мечтали люди вроде Веретельного. Более половины респондентов - 53% - заявили, что больше ценят «порядок», чем права человека.

«У нас было столько надежды, столько веры, столько вдохновения по отношению к будущему», - говорит Светлана, жена Веретельного. «Было такое чувство свободы и надежды. Мы были так счастливы, видя изменения в будущем».

Но теперь, согласно центру, лишь 10% респондентов расценивают  те дни августа 1991 года как победу демократии. Количество людей, назвавших события трагедией выросло до 39% с 25% со времен юбилея событий десять лет назад.

«Что есть, то есть», - говорит Веретельный, который скатился с надежды в пассивность. «Нужно лишь осознать, что это то, с чем мы остались».