Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Человек в космосе

© Александр Сергеев / Перейти в фотобанкЮ.Гагарин после приземления
Ю.Гагарин после приземления
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В любом случае, нужно посмотреть в лицо факту советского космического подвига, как он есть. Он является психологической победой особой важности для Советского Союза, а также дополнительным доказательством ведущей роли Советов в ракетных исследованиях. Общее возбуждение от Европы до Азии, Африки и обеих Америк не станет меньше от осознания факта, что Советскому Союзу не достанется никаких прямых военных, коммерческих или других преимуществ.

ОПУБЛИКОВАНО 13 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА

По всем подсчетам, вчера был день майора Юрия Алексеевича Гагарина. Став первым космонавтом Земли, он заслужил навеки уникальное место в хрониках исследований.

Наряду с героизмом этого достижения ученых и «космонавта», есть во всем этом и нечто трагическое. Можно задаться вопросом, смог бы человек достичь таких вершин в процессе покорения космоса без стимула военных технологий и холодной войны. И если конфликт и помог добиться этого поразительного научного прогресса, он также некоторым образом ослабил блеск этого достижения. Таким образом, покорение космоса становится скорее побочным продуктом разногласий и провалов человечества на Земле, нежели безупречным результатом научных изысканий. Но, возможно, так было всегда.

В любом случае, нужно посмотреть в лицо факту советского космического подвига, как он есть. Он является психологической победой особой важности для Советского Союза, а также дополнительным доказательством ведущей роли Советов в ракетных исследованиях. Общее возбуждение от Европы до Азии, Африки и обеих Америк не станет меньше от осознания факта, что Советскому Союзу не достанется никаких прямых военных, коммерческих или других преимуществ. В таких делах то, во что люди верят, также важно, как и реальные факты, и, конечно, многие люди воспримут это событие как новое доказательство русского превосходства.

В Соединенных Штатах давно шла подготовка к новостям этого нового советского успеха. Действительно, эта перспектива во многом была связана с решениями о начале космической программы “Меркурий» перед лицом многочисленных научных мнений о том, что реальной необходимости отправлять человека в космос пока нет. Через несколько месяцев первый американец на орбите может в целости и сохранности вернуться домой, чтобы сравнить свои впечатления с майором Гагариным.

Тем временем безостановочное соревнование продолжается. Следующим шагом в пилотируемых космических полетах может стать облет вокруг Луны и приземление на ней, за чем, в конце концов, последует и исследование планет. Советский Союз – небезосновательно – надеется, что и в этом окажется первым.

Если Соединенные Штаты хотят начать возвращать себе престиж, уже потерянный в этой гонке, очевидно, что придется удвоить свои усилия, чтобы достичь сложного прорыва к первому месту. Официальное стремление в 1957 году проигнорировать первый советский спутник как простую безделушку сегодня выглядит еще глупее, чем тогда. Давайте убедимся, что неадекватная оценка психологических и научных факторов не заставит нас повторить эту дорогостоящую ошибку.