Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возвращение с холода: Путин поддержал выпуск сокращенной версии «Архипелага ГУЛАГ»

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ Владимир Путин встретился с вдовой Александра Солженицына Натальей
Премьер-министр РФ Владимир Путин встретился с вдовой Александра Солженицына Натальей
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вдова Александра Солженицына выпустила сокращенную версию знаменитого и некогда запрещенного труда «Архипелаг ГУЛАГ», которая войдет в программу обязательного чтения для старшеклассников. Переиздание книги, повествующей о преступлениях советского режима, было одобрено премьер-министром Владимиром Путиным.

Вдова Александра Солженицына выпустила сокращенную версию знаменитого и некогда запрещенного труда «Архипелаг ГУЛАГ», которая войдет в программу обязательного чтения для старшеклассников. Переиздание книги, повествующей о преступлениях советского режима, было одобрено премьер-министром Владимиром Путиным.

Правозащитники приветствуют поддержку, которую г-н Путин оказал проекту. Однако многим непонятно, как школьные учителя, использующие одобренные государством учебники, в которых советский лидер Иосиф Сталин обрисован в основном в положительном свете, будут одновременно включать в программу книгу, которая посвящена советской системе лагерей, погубившей миллионы человек.

Г-н Солженицын писал свою хронику ужасов лагерной системы, известной по своему русскому акрониму как «ГУЛАГ», основываясь на собственном многолетнем опыте заключенного и на свидетельствах сотен своих собратьев по несчастью. Именно опубликованный на Западе в 1973 году «Архипелаг ГУЛАГ» заставил Кремль изгнать нобелевского лауреата в 1974 году из страны и лишить его гражданства.

В Советском Союзе запрет с романа был снят в конце восьмидесятых годов. Позднее государство даже включило его в школьную программу как текст для дополнительного чтения. Однако г-н Солженицын, вернувшийся в страну из Америки в 1994 году, был разочарован тем, что в большинстве своем россияне так и не прочитали ни этот объемный трехтомник, ни многие другие его книги.

В своем интервью, напечатанном в среду в государственной «Российской газете», Наталья Солженицына рассказывает, что под конец жизни ее муж неохотно признал необходимость выпустить сокращенную русскую версию «Архипелага» (сокращенная английская версия вышла еще в 1985 году).
«Не без горечи, поручил мне Александр Исаевич составить однотомный «Архипелаг», «школьный»», - заявила она.

Г-н Солженицын умер в 2008 году. Вскоре после его смерти г-н Путин встретился с его вдовой и пообещал, что новая версия романа, презентация которой состоится в четверг в Москве, войдет в обязательную программу для школ. По словам г-жи Солженицыной, учебно-педагогическое издательство «Просвещение» напечатало 10 000 экземпляров «Архипелага» для российских школ и библиотек.

Как утверждает г-жа Солженицына, сократив текст до 510 страниц, она сохранила части всех 64 глав, чтобы оставить в неприкосновенности структуру романа, который в результате должен был остаться «непрерывным путешествием по островам Архипелага» - эту метафору для сети изолированных лагерей выбрал ее муж. Она также добавила объясняющие подстрочные примечания и словарь тюремно-лагерных терминов.

«Мне кажется, что мне удалось оставить силу и свет, которые этой книге присущи, несмотря на то, что там много и тяжести», - заявила г-жа Солженицына во вторник в ходе встречи с г-ном Путиным, судя по официальной стенограмме.

«Это книга востребованная. И без знания того, что здесь изложено, у нас не будет полного представления о нашей стране, и мы с трудом сможем думать о будущем», - заметил в ответ г-н Путин.

Это необычное заявление со стороны бывшего полковника КГБ, старающегося насаждать гордость советским прошлым.
 
В прошлом году его критики забеспокоились из-за выхода в свет школьного учебника, в котором Сталин был обрисован как хороший менеджер, хотя его репрессии тоже упоминались. В подготовке издания участвовал историк из правящей партии «Единая Россия» - партии г-на Путина.

Сам г-н Путин обычно избегает осуждать или восхвалять Сталина, однако три года назад он принял участие в общественной церемонии в память жертв сталинских чисток и заявил, что политические идеи нельзя ставить «выше основных ценностей».

Глава правозащитной организации «Мемориал» Арсений Рогинский считает поддержку, оказанную г-ном Путиным, переизданию книги Солженицына важным шагом в борьбе со сталинским наследием. «Однако есть вопрос - подготовлены ли российские учителя к преподаванию этой не только великой, но и сложной по составу, насыщенному материалу книги, - заявил он информационному агентству «Интерфакс». - Потребуется большая методическая работа с учителями».

Обсуждение
Комментариев: 29
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
F
FastNick
29 октября 2010, 18:07
Это необычное заявление со стороны бывшего полковника КГБ, старающегося насаждать гордость советским прошлым. Все-таки американские журналюги - дебилы. Любой стране есть чем гордится в своей истории и есть чего стыдиться. В советском прошлом нашей страны есть такие эпизоды, которыми мы и наши потомки могут поправу гордиться. По логике же этих заокеанских недоделанных суперменов, нам надо постоянно, как библейскому Иову, посыпать голову пеплом, перед всеми каятся и всем выплачивать компенсации.
i
i16chatos
29 октября 2010, 18:25
Архипелаг - полный бред Это не более, чем оружие идеологической войны, ничего общего не имеющёё с истиной. Достаточно сказать, что в самые страшные "ежовские" годы количество зеков на 1000 жителей СССР было меньше, чем сейчас. Надо знать хотя бы эти данные.За все годы репрессий людей погибло меньше, чем при Ельцине от палёной водки...Это современные, никем не оспариваемые сведения из открытой нынешней печати...
Ду
Да уж.
29 октября 2010, 18:38
Да уж,статистика штука занятная.Если продолжить черпать из открытой печати,то прямыми жертвами летних пожаров и экологической обстановки,этим летом стали более 50 000 человек. И ничего,книжек как про ГУЛАГ не пишут,песен как про Афганистан не поют.
A
Agroprom
29 октября 2010, 20:19
Хорошее решение, правда толку особого не будет Всё равно старшеклассники сейчас не читают даже обязательную программу, так что решение скорее политическое.
b
bolshoybrat
29 октября 2010, 18:39
cоветую почитать вот здесь stalinism.ru/Repressii/GULAG.html там можно много интересного найти. каждый решит сам где правда. вопрос у меня другой возник. почему юрист медведев называет Сталина преступником? такого права ему никто не давал, даже доверие граждан. это может решить только суд. а солженицын.... бог ему судья
тс
товарищ с заводоуправления
30 октября 2010, 01:46
примерно на том же основании - путин, говорит о ходоре - "у него руки по локоть в крови" - ни одного эпизода "крови" в суде не рассматривалось. как понимать?...
i
i16chatos
30 октября 2010, 11:32
С Вами можно согласиться... Поскольку и в том, и в другом случае факты убийств невозможно на суде подвесить к фактическому заказчику. Но! Разница всё-же огромна. Да, у Сталина руки по локоть в крови, но это руки хирурга. Кровавое это дело - хирургия. А руки Ходора - руки жадного хищника и мясника.
С6
Слава 66
29 октября 2010, 19:36
Путин поддержал выпуск сокращенной версии �Архипелага ГУЛАГ� Необходимо еще поддержать выпуск сокращенной версии "200 пет вмести". Тот же автор.Вполне достаточен 2-й том.
c
consul3
29 октября 2010, 20:10
сокращеннfz версиz "Архипелага ГУЛАГ" Гулаг для ЧАЙНИКОВ.
T
Trasser
29 октября 2010, 20:51
В комиксах Гулаг был бы креативней. К примеру, там Солженицын приводит случай, как зэки - талантливые авиаконструкторы построили в зоне вертолёт из подручных материалов, и чуть было не улетели. Солженицын в "Гулаге" признается, что основой материала стало всё, что он где-то услышал, да и сама книга названа "опыт художественного исследования". Что ж, я сам от зэков слышал эту байку. А ещё как ээки построили робота неотличимого от человека, и запутав часовых, убежали. Жаль, эту байку Солженицын не описал. Могу подарить её Наталье Солженицыной для дополнения "Гулага". Но лучше сразу комиксами издать - жанр должен соответствовать содержанию.
S
Sot
29 октября 2010, 21:52
не вертолет, а воздушный шар вроде как
T
Trasser
29 октября 2010, 22:31
Точно помню, что вертолёт. Я когда читал, вспомнил, что уже от зэков это слышал.
S
SHINOBY
30 октября 2010, 15:45
Неправда, это была ракета. А на следующий день весь мир узнал, что СССР запустил человека в космос.
s
stalagmith
29 октября 2010, 21:13
Солженицын, вернувшийся в страну из Америки в 1994 году, был разочарован тем, что в большинстве своем россияне так и не прочитали ни этот объемный трехтомник, ни многие другие его книги По причине полного графоманства пхисателя, ГУЛАГ и "прочие книги" читать совершенно невозможно.
S
Sot
30 октября 2010, 08:22
да ладно невозможно, нормальная книга, можно почитать для общего развития
i
i16chatos
30 октября 2010, 11:27
Нормальная книга? Сборник баек и бредней, написанных плохим языком... Он действительно был графоман, причём графоман с ужасающим апломбом. Чего стоит его производная от слова "вникать" (вникать в тему). Он построил конструкцию "выникать"! )))))
S
SEM1975
31 октября 2010, 07:42
Ну, да - неплохой, в общем, был писатель. Добротный второразрядный автор. Но не более того. Это я, как рядовой читатель говорю. так что, прошу без претензий.
т
тов.Травигадов
30 октября 2010, 05:36
Возможно Солженицын и вправду великий писатель Не такой серости как я его оценивать, но и у серостей порой возникают вопросы. Почему в "великом шедевре Архипелаг" главным героем (страдальцем, а значит оччччень положительным по-солженицынски) определён откровенный предатель (кому угодно - диссидент), сливающий янкам военные секреты своей страны. И в чём преступность "этого режима" пускающего "ищеек по следу" в стремлении упечь отморозка (пардон, диссидента) в застенки НКВД? Странный он, этот Солженицын. Может с другой планеты? Или родина у него другая? Да и сама персона Исаича... "Кровавый режим" в самый разгар великой отечественной войны "упёк" неформал-артилериста в лагеря, тем самым сохранив челу жизнь, а он поплясал на костях своих "гэбистских мучителей". Если Исаич мученник, то кто такой мой дед, погибший в Польше? Быдло недодемокраченное? А не пошёл бы Исаич к чертям на сковородку... В самом начале 90-х этот "МОЗГ" выдал шедевр под названием "Как нам обустроить Россию". Сие творение было отпечатано тогда в Правде. Время обострения межнациональных разборок в Казахстане. Так я отлично помню, как после опубликования этого паскудства мы боялись отпускать своих детей на улицу. Добрая половина статьи касалась Казахстана и будущих границ новой России. С тех пор от кликухи "солженицын" на душе досада и раздражение. Очень правильное решение "вставить" Исаича в школьную программу. Дети должны знать чем отличается патриот от либераста. А кем является Солженицын нормальный ребёнок разберётся сам.
T
Trasser
30 октября 2010, 10:54
Да, я помню, как взбесились казахи,от того, что Солженицын назвал их "мягким подбрюшьем" России. Особенно если учесть, что по-русски характеристика эта скорее бойцовая, а казахи восприняли её как анатомическую. Вот так вот, пользуясь печатным словом, геополитической аналитикой не блеснул (и без него все знали), а походя плеснул масла.
S
SEM1975
31 октября 2010, 07:45
Читал где-то (уже не помню где), что в лагере Солженицын был на хорошем счету у начальства, сиречь - числился в активе (таких сейчас на зоне относят к категории "красных" или СДП.
a
aviator
30 октября 2010, 10:37
Никто "насаждать гордость советским прошлым" не собирается.Но советское прошлое-это не только сталинизм и ГУЛаг.Индустриализация,космос,авиация,победа в войне-это вряд ли возможно серьезно оспорить и предать забвению. То,что книга выйдет урезанной-правильно.Это ведь не цельное произведение с линией сюжета.Обилие описаний различных случаев требует осмысления и ведет лишь к одной мыли-к осуждению тоталитаризма. Даже в таком положительном вопросе автор не упустил возможности пнуть Путина,иначе ,видимо,не напечатают.
i
i16chatos
30 октября 2010, 11:23
Вы не смогли бы дать, батенька осмысленное определение термина "тоталитаризм"? Вы называете себя авиатором...Если Вы тем или иным образом служили или работали в авиации, а не, скажем, в так.наз. "творческих кругах", то должны бы знать, что нет "плохих" и "хороших" систем и методов, а есть оптимальные в данных условиях. Видите ли, в те ужасные времена гуманность состояла в том, чтобы допустив смерть десятка человек, избежать гибели тысяч. Именно в таком ключе и работал Иосиф Виссарионович Сталин. А купившись на макакавку "тоталитаризма", Вы сохраните белизну своих одежд, но погубите свой народ и своё Отечество...
т
тов.Травигадов
30 октября 2010, 13:12
моя твоим словам поддержка. Может и не нужна, но тем не менее
б
ботан
30 октября 2010, 14:41
Можно соглашаться или не соглашаться,но видимо подходит всё-таки время переодеваться в чистое, в соответствии с "оптимальностью" в современных условиях,для сохранения своего Отечества.
i
i16chatos
30 октября 2010, 15:04
Что, строитель, слесарь, хирург, земледелец учёный в лаборатории могут сохранить в целости белые одежды? Это умеют только болтуны, батенька, только болтуны.
б
ботан
30 октября 2010, 15:27
Зря вы так про людей(народ) . Вы считаете, что слесарь вместо кухонного мордобоя не может бросить пить и сказать жене спасибо за приготовленный ужин. Плохо у вас с верой в Отечество.
i
i16chatos
30 октября 2010, 15:57
Вы меня понять не поняли, а обвинить успели Повторюсь. Всякий Творец (будь то исследователь, строитель, инженер) в своей деятельности не может использовать белые перчатки. И речь не о конкретных качествах данного слесаря. Просто всякое новое всегда рождается в муках, в том числе и кровавых родовых муках. Говорить о чистоте одежд в данном случае просто смешно. А толковых слесарей я, как авиационный инженер, весьма уважаю и первый буду защищать замечательные качества нашего народа.
б
ботан
30 октября 2010, 16:20
Тогда,звиняйте. В любом случае,приятно поговорить с умным человеком.
S
Schwejk
30 октября 2010, 16:52
То, что Путин доверчивый, я знал и раньше. Но, что он к тому же и ......дак (можно с ч,д или м)стало ясно только сейчас.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем