Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Совершенно секретно: Гагарин

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЛетчик-космолнавт Ю.Гагарин в кабине космического корабля “Восток”
Летчик-космолнавт Ю.Гагарин в кабине космического корабля “Восток”
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Космическая эра началась в апреле 1961 года, когда Юрий Гагарин полетел на орбиту нашей планеты. Но еще за полгода до его полета наземная радиостанция уловила из космоса загадочные сигналы с просьбой о помощи. А не скрыло ли советское правительство предшественника первого космонавта?

Космическая эра началась в апреле 1961 года, когда Юрий Гагарин полетел на орбиту нашей планеты. Но еще за полгода до его полета наземная радиостанция уловила из космоса загадочные сигналы с просьбой о помощи. А не скрыло ли советское правительство предшественника первого космонавта?

Для исторического момента, полета человека в космос, Юрий Гагарин не подготовил ни речей, ни остроумных шуток. Когда 12-го апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени у ракетоносителя его космического корабля «Восток-1» заревели моторы, он просто крикнул: «Поехали!». Потом без особых проблем он совершил один оборот вокруг Земли и к 11.00 благополучно приземлился в Саратовской области рядом с деревней Смеловка.

«Последствия для международной политики и пропаганды были огромными, потому что американские астронавты еще только ждали первого старта», - говорит в своей книге «Человек и космос» писатель и специалист по космонавтике Х.Дж.П. Арнольд (H. J. P. Arnold). Глава советского государства Никита Хрущев активно использовал успех Гагарина для политических целей.

Паранойя и интриги

После запуска спутника в 1957 году, казалось, в руках у Советского Союза все возможные победы. У СССР был хороший ракетоноситель, ведущие специалисты в лице главного конструктора Сергея Королева и не в последнюю очередь система власти, при которой о поставленных задачах не говорили и все ненужное тщательно скрывалось. Так, мир не должен был узнать о том, что уже при подготовке к космической миссии были человеческие жертвы. Один пилот-испытатель погиб во время тестирования системы катапультирования для «Востока», другой - Валентин Бондаренко - из отряда космонавтов сгорел во время тренировок в сурдобарокамере.
 
Непонятные интриги политиков и влиятельных шефов конструкторских бюро вели к бессмысленным поворотам и неконцептуальным решениям, при которых безвозвратно исчезали огромные суммы денег. Миллиарды пошли и на то, чтобы результаты были быстрее, и чтобы их можно было использовать для пропаганды.

Вместо наземных испытаний проводились пробные запуски непроверенных машин. Если все проходило хорошо, у социализма появлялся еще один аргумент в споре о превосходстве над капитализмом, а если нет – тогда никому ни о чем не сообщалось. Молчали и об аварии испытательного беспилотного корабля 23 июля 1960 года, о том, что 1 декабря того же года сгорел корабль с собаками при вхождении в атмосферу, о неудавшемся старте еще одного корабля спустя всего три недели. До полета Гагарина оставалось уже несколько месяцев…

Однако другие полеты, предшествовавшие его миссии, прошли удачно, во время них испытывали и связь корабля с Землей с помощью магнитофонных записей. Те, кто на Западе следил за советской космонавтикой, были в замешательстве еще и из-за того, что «Восток» по размерам, мощности и основным конструкторским элементам никак особенно не отличался от шпионских спутников, которые тоже двигались вокруг Земли. Заменить их на экранах радаров было не сложно.

Но русские, прежде всего, сами были виноваты в том, что появилось столько слухов. Мир не должен был знать даже фамилий космонавтов, которых готовили к важной миссии, тем более никто не должен был знать о сроках и целях подготовительных полетов. Как и о смертельных авариях на тренировках и о тех, кто был от них отстранен за несоблюдение дисциплины. То, что русские в своей параноидальной секретности не остановятся ни перед чем, позже доказало и окончание их лунной программы. Когда американцы на Луне оказались первыми, советская пропаганда стала утверждать, что у СССР вообще не было такой цели…  И в итоге получилось так, что многие перестали верить и реальным успехам Советского Союза.

Космическая прослушка

Сигналы советских космических аппаратов в 60-годы пытались поймать и прослушивать не только профессионалы, но и любители. Если первые, как правило, молчали о своих результатах, то вторые – уже нет. Одними из лучших были братья-итальянцы Ахилл и Джованни Баттиста Джудика-Кордильови (Achille, Giovanni Battista Judica-Cordigliovi). В 1957 году недалеко от Турина в старом немецком бункере, оставшемся после Второй мировой войны, они установили станцию. Несмотря на дешевое оборудование, братья смогли добиться определенных успехов, так что им даже завидовали некоторые профессионалы: итальянцы не только представили миру сигналы с первых советских и американских спутников, но и смогли сделать записи. При помощи других любителей итальянцы создали сеть, которая могла на удивление точно определить расположение объекта, посылающего сигналы. Результаты работы этих любителей оценили и в НАСА (NASA), куда их потом пригласили посмотреть на местное оборудование.

Но братья на этом не успокоились. Они утверждали, что 28-го ноября 1960 года, то есть за полгода до полета Гагарина, они поймали сигнал о помощи. Говорили, что что-то подобное повторилось и 2-го февраля 1961 года, когда они получили запись неровного сердцебиения человека. Вскоре после Гагарина, 17-го мая 1961 года, итальянцы даже записали, как женский голос переговаривался с наземной станцией, из разговора следовало, что корабль потерял теплозащитный щит, и он горит при возвращении в атмосферу. Запись на русском языке и сегодня есть в интернете, от нее идет мороз по коже. Сразу после этого, 23 мая 1961 года, советское агентство ТАСС сообщило, что в плотных слоях атмосферы сгорел огромный автоматический спутник. И хотя проверить эту информацию у независимых источников не удалось, интересно, что примерно в то же время (20-го мая) неизвестные сигналы поймал британский радиотелескоп Jodrell Bank. Местные ученые по частоте сигнала определили, что это был советский спутник «Венера-1», запущенный к Венере 4-го октября. Аппарат был потерян вскоре после того, как он достиг орбиты Земли.

Большинство специалистов решительно не согласны с утверждениями итальянских радиолюбителей. В лучшем случае они допускают, что братья неверно интерпретировали сигналы беспилотных спутников, что, конечно, маловероятно, если принять во внимание их успехи с сигналами других миссий.

Альтернативная история

Некоторые сомневаются и в том, что Гагарин первым успешно завершил миссию по освоению космоса. Они утверждают, что на самом деле первым космонавтом, вернувшимся на Землю, был летчик-испытатель Владимир Ильюшин, сын легендарного авиаконструктора.

Ильюшин родился 31-го марта 1927 года. Он был летчиком-испытателем в конструкторском бюро «Сухой». В июле 1959 года на боевом самолете он установил мировой рекорд, взяв высоту 28 857 метров. За это Ильюшин получил Героя Советского Союза.

Но потом вокруг фигуры молодого Ильюшина стали происходить странные вещи. Всего за два дня до полета Гагарина британская коммунистическая газета Daily Mail опубликовала статью своего московского корреспондента Дэнниса Огдена (Dennise Ogden), в которой утверждалось, что в СССР был совершен пилотируемый полет, во время которого космонавт был тяжело ранен. На следующий день французский журналист Эдуард Бробовски (Eduard Brobovski) прислал из Москвы сообщение, что этим неизвестным пилотом был Владимир Ильюшин. Потом полетел Гагарин, и Бробовски сообщил, что это либо не правда, либо отвлекающий маневр, который должен скрыть предыдущую неудачу. В ответ на сообщения Бробовски ТАСС 1-го мая сообщило, что Ильюшин еще раньше попал в серьезную аварию, и теперь он лечится в Китае. Говорили, что в его машину в лоб въехал пьяный водитель. Только почему известный летчик, сын еще более известного конструктора и герой СССР, предпочел врачей отставшего Китая, а не советских специалистов? Этого никто толком так и не объяснил.

Странные обстоятельства аварии Ильюшина сразу послужили почвой для возникновения альтернативной версии, согласно которой сын известного папы очень быстро пополнил отряд первых космонавтов и сразу стал кандидатом на первый полет. Гагарин (в лучшем случае) должен был его заменить. Ильюшин должен был полететь 7-го апреля 1961 года на корабле «Россия». Слишком поспешная подготовка взяла свое, и космонавт на орбите потерял сознание. С Земли его не смогли привести в чувства, и в центре управления полетами было принято единственное возможное решение: начать автоматический спуск.

Корабли «Восток» были сконструированы таким образом, что космонавт перед приземлением должен был катапультироваться. И сделать это, видимо, можно было только находясь в сознании. Таким образом, Ильюшин упал вместе с кабиной и получил тяжелые травмы. Из-за неблагоприятных условий полет ко всему прочему завершился в Китае.
 
Однако большинство историков космонавтики выступают против этой версии, в том числе и потому, что нахождение тяжелого корабля на орбите тогда не зафиксировали даже американские станции. Когда российские архивы были рассекречены, в шкафу нашлось много скелетов, но истории с Ильюшиным там не было. Ильюшин потом дослужился до генерала, установил новые рекорды, получил различные награды. Он умер 1-го марта 2010 года.

Опровергнуть пытались и сам полет Гагарина. Венгерский журналист Истван Немере (István Nemere) в книге «Гагарин – космическая ложь» (1990) представил доказательства, из которых должно следовать, что первый полет человека в космос был огромной ложью. Но большинство из этих доводов можно легко опровергнуть, к тому же есть целый ряд объективных доказательств (включая записи американских радаров), подтверждающих нахождение корабля с космонавтом на орбите.