Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Энергетическая безопасность Украины: между молотом и наковальней

© РИА НовостиЦентральный офис «Нафтогаз Украины»
Центральный офис «Нафтогаз Украины»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Положение Украины в энергетической системе Европы сродни горячему металлу на наковальне. Россия – кузнец с молотом в руках, а Европа – упомянутая наковальня. Украина напоминает горячий металл, имеющий четко обозначенную тенденцию к остыванию.

Киев - Положение Украины в энергетической системе Европы сродни горячему металлу на наковальне. Россия – кузнец с молотом в руках, а Европа – упомянутая наковальня. Украина напоминает горячий металл, имеющий четко обозначенную тенденцию к остыванию.

Россия задалась целью подчинить себе украинскую газотранспортную систему, а Европа в отношениях с Украиной делает ставку на бесперебойные и безопасные поставки газа и функционирование прозрачного энергетического рынка. При этом положение Украины на мировом рынке энергоресурсов остается незавидным, из-за ряда субъективных и объективных факторов «горячий металл» остывает и теряет гибкость.

Далеко не всегда  зависимость Украины от российской «энергетической кувалды» была столь критической. На границе ХІХ–ХХ веков нефтепромыслы Галиции обеспечивали нефтью Австро-Венгерскую империю.  Во  время Гражданской войны  уголь Донецкого бассейна воспринимался руководством СССР как жизненное важное стратегическое сырье. Впоследствии энергетический потенциал Украины стал поводом для  осуществления жесткой коллективизации и индустриализации. Сравнительно недавно (в 1960-е) газ,  добытый на украинской земле украинскими специалистами, поставлялся по первым газопроводам в страны СЭВ.  Именно украинские специалисты 30-40 лет назад разрабатывали газовые месторождения в Сибири.

Сегодня  эти события стали  частью экономической истории. И хотя она мало поможет в решении практических задач, ее роль в качестве бэкграунда при стратегическом планировании высока. К сожалению, стратегическое планирование за годы независимости не стало козырем украинского политического руководства. В стране доминирует индуктивное мышление,  причем до этапа формулировки общего вывода как раз и не доходит.

Читайте также: О чем не любят говорить украинские москвофилы и евроинтеграторы?

Хотя в Украине разработана  Энергетическая стратегия до 2030 года, есть разнообразные аналитические выкладки, внятного понимания энергетического будущего страны не наблюдается. Отечественная  Энергетическая стратегия до 2030 года признана экспертами не отвечающей вызовам энергетической безопасности Украины. К сожалению, этот документ отвечает на вызовы отдельных энергетических отраслей, а не страны, на вызовы дня вчерашнего, а не завтрашнего, мало учитывает экологические аспекты, практически не принимает во внимание европейский опыт и наработки независимых аналитических центров. Последняя редакция Стратегии, датированная мартом 2013 года, и, по идее, откорректированная в соответствии с требованиями времени, подтверждает этот вывод.

Например, «угольный раздел» был дополнен перспективами развития новых альтернативных видов топлива на базе угля (синтез-газ, водоугольное топливо). Цель понятна – способствовать уменьшению импорта газа (к 2030 году по базовому сценарию планируется закупать всего 5-7 млрд. м3 «голубого золота»). Производство же угля планируют нарастить до 93,2 млн. т условного топлива.

Встреча Владимира Путина с Виктором Януковичем


Однако есть и обратная сторона – еще большее укрепление позиций производителей угля. Стратегию и раньше критиковали за чрезмерную лояльность к углю. Теперь же поводов для критики стало еще больше. Особенно после прочтения раздела о социальном эффекте от реформирования угольной отрасли. Весьма сомнительно, что населенные пункты угольного бассейна смогут получить значительные преференции. Очевидно, что в Стратегии в данном случае отражены интересы нынешней правящей верхушки страны.

Еще один недочет Стратегии – минимум внимания альтернативным источникам энергии. Ее прирост планируют всего до 57,8 млн. т условного топлива в 2030 году (в 2010-м этот показатель был равен 39 млн. т).

Также по теме: Крещение Киева - по-московски?

Уголь, разумеется, является альтернативой импортному газу. Но все же  это ископаемое (а значит - конечное) топливо. Энергия  воды, ветра, атомного ядра, - бесконечна, и за нею будущее.

В Энергетической стратегии  присутствуют и достаточно прогрессивные веяния. Например, идея о доступе и участии общественности в принятии решений в области энергетики, создании прозрачных и стабильных условий добычи углеводородов (The Extractive Industries Transparency Initiative - EITI).

Баланс потребления газа по базовому сценарию предполагается на уровне 57,3 млн. тонн условного топлива против 66,1 в 2010 году.  Газ занимает третью позицию после угля (61,5 млн. тонн условного топлива) и электроэнергии, произведенной без употребления органических ресурсов (57,8 млн. т у.т.). Причем львиную долю этих потребностей планируется закрыть за счет внутренней добычи (51-52 млн.т у. т.).

В наследство от СССР Украине досталась рекордная по энергозатратности экономика. Ключевым источником энергии был (и в значительной мере остается) природный газ. В 1990 г. УССР достигла пика своего газопотребления — 118,8 млрд. м3, став по этому показателю лидером в Европе.

Буквально на заре независимости руководство Украины столкнулось с беспрецедентным давлением со стороны РФ. Распад Советского Союза спровоцировал первое обострение отношений между российскими и украинскими газовиками, имевшее форму конфликта хозяйствующих субъектов. Дело в том, что в 1992 г. в Уренгое на постоянной основе работали подразделения «Укргазпрома» общей численностью 4500 чел. У них была самая мощная в Западной Сибири производственная база с десятками буровых станков и 1700 единиц только импортной автотракторной техники. Виктор Черномырдин заявил: «Ноги украинской на Уренгое не будет!», после чего конфликт закончился фактически конфискацией всего имущества «Укргазпрома» в пользу «Газпрома».

23 февраля 1993 г., представитель российской энергетической монополии  сообщил о намерении прекратить поставки газа Украине из-за долгов в $300 млн., но отключение не состоялось. Правительство Украины пообещало оплатить долг, и первый платеж в размере $48,2 млн. поступил 10 марта 1993 года.

Читайте также: Запад ставит на Кличко

Есть основания полагать, что уже в 1992-1993 гг. руководство России начало  осознавать перспективность использования «газового оружия» не только в целях наполнения федерального бюджета, но и для достижения политических целей.

С тех пор давление России на Украину в газовой сфере не уменьшается. К сожалению,  за минувшие  20 лет официальный Киев так и не разработал комплекс действий, направленный на обеспечение реальной энергетической независимости страны.

Начало строительства газопровода «Южный поток»


Справедливости ради стоит отметить, что ряд шагов на этом пути уже сделан. Существуют проекты добычи газа на шельфе Черного моря, активно обсуждаются перспективы разработки месторождений сланцевого газа. Их реализация идет непросто, с учетом препятствий, перечислять которые можно бесконечно. Вот только главную цель – день, когда страна перестанет нуждаться в российском газе, - видят далеко не все.

Предпосылки для обеспечения энергетической независимости страны создаются исключительно тактически, без формулировки стратегии. В текущем году «Нефтегаз Украины» планирует закупить всего 18 миллиардов кубометров газа против 27 миллиардов кубометров в 2012-м. Вряд ли это встретит понимание со стороны «Газпрома», как и стремление нашей страны обеспечить альтернативные поставки газа из Германии через территорию Венгрии, Польши, Словакии. Хотя центральноевропейские ручейки «голубого золота» не способны полностью заменить российские поставки, но создают основу для переговорного процесса.

Также по теме: Купит ли Таможенный союз Украину?


В энергетическом противостоянии с Россией у Украины есть важный козырь – крупнейшие в Европе подземные хранилища газа на границе с ЕС (13 крупных подземных хранилищ газа общим объемом около 34,5 млрд. м3 , 70% от общей емкости ПХГ расположены как раз на границе). Этот объем превосходит аналогичные мощности ведущих стран Западной Европы, вместе взятых. Находящийся в хранилищах запас газа позволяет покрывать сезонный скачок потребления «голубого топлива» в Украине с наступлением холодов. Кроме того, он служит надежным резервом для гарантированного обеспечения поставок российского газа в Европу в случае каких-либо технических  нарушений или аварий на магистральных газопроводах Украины. Построить подобные объемы в короткие сроки технически невозможно, и официальный Киев пытается все активнее использовать это преимущество – не случайно министр топлива,  энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий заговорил о перспективах создания центральноевропейского газового хаба на базе украинских ПХГ. Если их объем удастся увеличить с 34 миллиардов кубометров до 50, то Украина действительно станет незаменимой в вопросах поставок газа на европейском континенте.

Заметим, что украинская газотранспортная система (ГТС) время от времени оказывается в центре внимания. Основа   функционирования украинской ГТС была заложена еще в 1960 — 1980гг. За годы независимости Украины ГТС была расширена и ныне включает 37,6 тыс. км газопроводов (в том числе свыше 14 тыс. магистральных для транзита российского газа), а также разветвленную сеть компрессорных, газораспределительных и газоизмеряющих станций. В частности, на 73 компрессорных станциях работает 703 газоперекачивающих агрегата. Пропускная способность системы на входе в Украину из России и Белоруссии составляет 290 млрд. м3 природного газа в год, а на выходе — 175 млрд. м3. Из них 140 млрд. могут транспортироваться в центральноевропейские страны, остальные мощности были нацелены на Молдавию, Румынию и далее в направлении Турции и балканских стран. Кроме того, сегодня существует реальная техническая возможность увеличить пропускную способность отечественной газотранспортной системы для европейских потребителей до 160 млрд. м3 в год. Этот факт – еще один аргумент для «Газпрома» попытаться установить полный контроль над работой украинской ГТС.

Долгие рассуждения о газе продиктованы тем, что энергетическая независимость Украины ассоциируется часто с независимостью от импортного газа. Высока  опасность  за газовыми проблемами потерять из виду другие возможности. Тактические игры вокруг газа (кстати, не всегда успешные) не заменят стратегического плана кампании по организации и обеспечению энергетической независимости Украины.  Ковать железо необходимо, пока оно горячо.