Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Японцам повезло, что у них не советские реакторы

© РИА НовостиРеактор на Ижорском заводе
Реактор на Ижорском заводе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Авария на японской АЭС «Фукусима» не будет иметь столь пагубных результатов, как чернобыльская, считает американский учёный Чарльз Фергюсон. Однако риск радиоактивного заражения окружающей среды остается.

Посмотрим на эту шкалу. Ужасная шкала, но на ней – сравнение различных вариантов развития событий при расплавлении ядерного топлива. Все мы, конечно, помним Чернобыль – эта катастрофа произошла давно, ещё в Советском Союзе и была самой страшной. По этой шкале чернобыльской аварии присвоен самый высокий показатель – 7 баллов. Ниже: АЭС «Три-Майл-Айленд» - 5 баллов. Японские власти заявляют, что нынешняя ситуация на АЭС «Фукусима» пока соответствует 4 баллам.

Объясните нам, что это значит. Если Чернобыль – это «семь», Три-Майл-Айленд – «пять». И разница ведь не только в степени расплавления, но и в уровне успешной локализации. Это сочетание двух факторов: степени расплавления и локализации.

ЧАРЛЬЗ ФЕРГЮСОН, Федерация американских ученых: Совершенно верно. Нынешняя авария не будет такой же, как в Чернобыле, потому что в Чернобыле не было защитного сооружения, которое удерживало бы радиоактивные материалы внутри АЭС. Очевидно, японские власти говорят о том, что в первичной защитной конструкции вокруг активной зоны реактора повреждений пока нет.

Из-за взрывов водорода на первом и втором реакторах - то есть, простите, на первом и третьем, - появились бреши во вторичной защитной конструкции. Опасения вызывает то, что резервуары для хранения отработанного топлива внутри этой защитной конструкции, и если вода в них кончится и они перегреются, есть риск того, что радиоактивный материал попадёт в окружающую среду.

Итак, если бы мне пришлось разместить это происшествие на шкале между Три-Майл-Айлендом и Чернобылем, я бы сказал, что оно, вероятно, будет хуже Три-Майл-Айленда, но к Чернобылю и близко не подойдёт.

Упомяну и о культурном факторе. Я никогда не доверял старому коммунистическому СССР. Он никогда не говорил нам правды. И я никогда не считал, что они сказали нам правду о Чернобыле. В Соединённых Штатах ценят каждого гражданина. Что бы мы ни говорили о капитализме, наше правительство старается заботиться о людях. Почему мы успешнее локализовали аварию на станции «Три-Майл-Айленд», чем они – на чернобыльской? Только ли дело в экономике, культуре и идеологии?

ЧАРЛЬЗ ФЕРГЮСОН: Крис, в этом-то и главная суть. Ведь Горбачев говорил, что утаивание фактов о чернобыльской катастрофе, вероятно, внесло свой вклад в падение Советского Союза. Но как инженер-ядерщик – а я получил подготовку как инженер-ядерщик в ВМС США и горжусь тем, что сразу же после аварии на Три-Майл-Айленде многие военнослужащие ВМС США взяли на себя ответственность по улучшению ядерной безопасности Соединённых Штатов – скажу, что проект реактора на Три-Майл-Айленде был намного лучше чернобыльского.

Перевод выполнен ИноТВ