Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хромающий саммит

© коллаж ИноСМИроссия европа
россия европа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саммиты обычно проводят таким образом, чтобы это выглядело так, будто они сводят вместе улыбающихся лидеров, у которых есть, о чем поговорить. До того, как разразился финансовый кризис, и Россия, и Евросоюз разделяли определенный оптимизм относительно своих будущих перспектив. Сегодня делегации, возглавляемые Херманом ван Ромпеем и Дмитрием Медведевым, судя по всему, утратили большую часть этого оптимизма.

Саммиты обычно проводят таким образом, чтобы это выглядело так, будто они сводят вместе улыбающихся лидеров, у которых есть, о чем поговорить. До того, как разразился финансовый кризис, и Россия, и Евросоюз разделяли определенный оптимизм относительно своих будущих перспектив. Евросоюз был уверен, что он является развивающейся «нормативной сверхдержавой», а Россия верила, что она вместе с Китаем движется по нарастающей траектории власти и влияния в рамках БРИК. Сегодня делегации, возглавляемые Херманом ван Ромпеем и Дмитрием Медведевым, судя по всему, утратили большую часть этого оптимизма.



Брюссель опасается дальнейшей дезинтеграции в то время, как он стоит на грани перспективы появления двухскоростной Европы, а Кремль по-прежнему пребывает в шоке от вспышки демонстраций с требованием честных выборов, протестов против «партии жуликов и воров», как оппозиция прозвала путинскую партию «Единая Россия». Вместо оптимизма у нас имеется два лидера, отягощенных последними событиями.

Читайте еще: ЕС нужны российские рубли для борьбы с кризисом

Эта встреча, более вероятно, обернется символическими, а не практическими результатами. Она знаменует собой конец «эпохи Медведева», а когда в следующий раз лидеры Евросоюза и России встретятся на саммите, Россию почти наверняка будет представлять Владимир Путин. Европейцам было более комфортно иметь дело с Медведевым, который рассматривается как модернизатор, и они, судя по всему, не знают, как вести себя с Путиным, мастером игры в стиле «разделяй и властвуй» в отношениях с ЕС. Тональность, которая установится на этом саммите, поэтому очень важна, и это возможность для ЕС дать сигнал о том, какого рода Россию - с Путиным во главе - Евросоюз хотел бы видеть в качестве партнера.

Евросоюз, возможно, и хромает, но он не утратил своего голоса. Ему необходимо сделать Медведеву сильное и жесткое заявление по поводу нарушений на выборах и преследования свободной прессы, которые имели место после парламентских выборов в России. Журналистов, освещавших акции протеста, задерживали или избивали, а высокопоставленные руководители журнала «Коммерсант-Власть» были уволены за то, что опубликовали фотографии, «оскорбляющие Путина». Один из лидеров движения протеста Алексей Навальный был задержан, некоторые полагают, что это был заговор, целью которого была задача добиться того, чтобы он пропустил крайний срок для участия в президентской гонке. Верховный представитель ЕС по внешней политике баронесса Кэтрин Эштон, а также ряд государств-членов ЕС выпустили заявления с выражением озабоченности по поводу ситуации в России. Но важно, чтобы подобные опасения были озвучены прямо в лицо президенту Медведеву в Брюсселе. Если продолжать молчать и вести себя тихо, то это может разочаровать многих из тех, кто вышел на улицы в знак протеста против фальсификации результатов выборов, кроме того, это также станет подтверждением того, что Евросоюз начинает относиться к России как к «маленькому Китаю», с которым можно вести бизнес, и больше ничего.



С российской стороны на повестке дня будет доминировать вопрос о визовом режиме. Москва активно стремится к появлению безвизового режима между Россией и ЕС: возможно, единственной важной вещи, которой Россия хочет добиться от единой Европы. Облегченный визовый режим - или его полная и окончательная отмена - будет способствовать развитию туризма, росту инвестиций и укреплению бизнеса по обе стороны границы. Визы также являются одним из немногих рычагов, которые имеются в руках у ЕС для влияния на российскую элиту, которая хочет иметь возможность улететь в Европу в любой момент, если что-то пойдет не так. Государства-члены ЕС уже согласились на ряд обоюдных шагов по направлению к созданию безвизового режима. Однако, Россия стремится добиться автоматического безвизового режима, когда она выполнит ряд условий. Евросоюз, обеспокоенный перспективой бесконтрольной миграции и притока беженцев, по-прежнему демонстрирует определенное равнодушие в этом вопросе. В нашем последнем отчете - «Имея дело с Россией пост-бриковского периода» (Dealing with a post-BRIC Russiа) - мы предложили компромисс, который может сработать - ЕС должен ввести систему электронных виз для России и других стран Восточной Европы. Это значительно облегчит путешествия восточным соседям Евросоюза, а Евросоюз в то же время сохранит возможность отслеживать и фильтровать претендентов на визы.

Еще по теме: Европарламент требует новых и справедливых выборов в России

Евросоюз также рассчитывает продвинуть торговые вопросы. У обеих сторон по-прежнему нет функционального взаимного соглашения о свободной торговле, хотя перспектива того, что Россия, наконец, присоединится к ВТО после восемнадцати лет переговоров, усилилась в последнее время. Над саммитом, при этом, продолжает висеть зарождающийся Таможенный союз между Россией и не являющимися членами ВТО Казахстаном и Белоруссией. Неясно, как членство РФ в ВТО и будущие торговые отношения с ЕС будут затронуты этим фактором. Евросоюз должен попытаться получить ответ на этот вопрос на этом саммите. И последнее, но не менее важное - российское членство в ВТО - это еще не конец пути, а только его начало. Российский деловой климат по-прежнему остается серьезной проблемой, которая бросает вызов бизнесу Евросоюза (страна остается такой же коррумпированной, как, например, Нигерия, занимая 143 место из 182 в Индексе восприятия коррупции 2011 года. Период президентства Медведева не ознаменовался какими-либо значимыми улучшениями в этом вопросе. ЕС не может изменить Россию, но он может отрегулировать свое внутреннее законодательство, чтобы защитить бизнес от коррупции. На данный момент Великобритания является лидером в области ужесточения своей антикоррупционной практики - она много сделала в этом направлении за 2010 год, например, приняв закон о взяточничестве (2010 UK Bribery Act). Чтобы подобная политика работала эффективно, все государства-члены союза должны последовать этому примеру.

Это малые шаги, но они могут способствовать тому, чтобы у саммита наряду с символическими оказались и практические итоги. Самым важным итогом для ЕС, однако же, будет склониться над Москвой и вежливо предупредить ее, что самым верным способом утратить свою власть и легитимность будет жестокое подавление инакомыслия и преследование оппозиционеров, а также усиление цензуры. Европа не должна чувствовать, что она слишком слаба для того, чтобы это сделать.