Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европейский суд вынесет решение по делу ЮКОСа против России

© Фото : Council of Europe/Sandro Weltin Заседание Европейского суда по правам человека
Заседание Европейского суда по правам человека
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейский суд по правам человека во вторник вынесет решение по иску ныне не существующего нефтяного гиганта ЮКОС в размере 98 миллиардов долларов – эту сумму истец требует в качестве возмещения ущерба от российского правительства. Суд никогда еще не сталкивался с таким огромным требованием с самого момента своего создания полвека назад.

Париж – Российское правительство, которое зачастую обвиняют в том, что оно безнаказанно принимает меры против своих критиков, сейчас сталкивается с тем, что может стать для него самым большим правовым вызовом.

Европейский суд по правам человека во вторник вынесет решение по иску ныне не существующего нефтяного гиганта ЮКОС в размере 98 миллиардов долларов – эту сумму истец требует в качестве возмещения ущерба от российского правительства. Суд никогда еще не сталкивался с таким огромным требованием с самого момента своего создания полвека назад.

Адвокаты ЮКОСа заявляют, что российское руководство во главе с Владимиром Путиным умышленно пыталось уничтожить ЮКОС, чье основное подразделение производило ежегодно нефти столько, сколько вся Ливия, и чей ныне пребывающий за решеткой глава Михаил Ходорковский был самым богатым человеком в стране и представлял собой политический вызов правлению Путина.

Решение суда в составе девяти судей будет обязывающим.

Суд неоднократно приходил к заключению, что Россия нарушает Европейскую конвенцию по правам человека 1950 года; действительно, дел с участием России суд рассматривает больше, чем с участием любой другой страны.

Но при этом будет крайне необычным, если суд присудит ЮКОСу выполнение его огромных денежных требований. На данный момент самой крупной суммой, которую суд присудил к выплате каким-либо государством, была сумма, эквивалентная 16 миллионам евро (22 миллионам долларов) в деле 1994 года с участием компании Stran Greek Refineries.

Даже если суд просто постановит, что российские власти нарушили права ЮКОСа, и не вынесет решения о компенсации убытков, это станет конфузом для Кремля, и суд тем самым нанесет ущерб его попыткам вновь завоевать доверие международных инвесторов, напуганных делом ЮКОСа и другими делами в последние годы.

Если суд не найдет нарушений, это нанесет жестокий удар по тем, кто борется в защиту прав компании и ее руководства большую часть последнего десятилетия – а также по лицам, совершающим служебные разоблачения, инвесторам и всем остальным, кто обвиняет Россию в попрании справедливости.

«Очевидно, мы надеемся, что суд вынесет решение в нашу пользу, когда он объявит о своем решении 20 сентября. Мы уверены, что суд согласится с тем, что то, как обошлись с ЮКОСом, было несправедливым, избирательным и имевшим обратную силу деянием. Это первый уровень успеха», - говорит Клэр Дэвидсон (Claire Davidson), представляющая ЮКОС и его бывших руководителей.

Это кульминация восьмилетней битвы между ЮКОСом и российскими властями, и между Путиным и Ходорковским, заключенным в тюрьму с 2003 года.

Российские власти обвинили ЮКОС в использовании подставных компаний для сокрытия доходов от налоговиков, и через суды они добились в конечном счете замораживания активов компании, принудили ее продать ее акции в других компаниях и объявили нефтяного гиганта неплатежеспособным в 2006 году, прежде чем компания была окончательно ликвидирована год спустя. Многие из ее активов попали в руки государственной нефтяной компании «Роснефть».

Ходорковский основал компанию в хаотичные годы, которые последовали за распадом Советского Союза в 1991. Он был признан виновным в мошенничестве и неуплате налогов – но критики Кремля называют его узником путинского режима, выбранным для избирательного наказания из-за его политических амбиций, в то время как другие олигархи придерживались правительственной линии. Многие ведущие магнаты использовали дыры в налоговом законодательстве в то время. Адвокаты российских властей не комментируют дело до решения суда, за которым пристально наблюдают западные дипломатические наблюдатели и активисты борьбы за права человека.

На слушаниях дела в 2010 году адвокаты ЮКОСа заявляли, что Россия нарушила право компании на справедливый суд и защиту собственности. Они также отмечали, что предъявленным ЮКОСу налоговым обвинениям не хватало должной юридической основы, и их результатом стало избирательное и произвольное преследование.

Адвокат Майкл Суэйнстон (Michael Swainston), представляющий российские власти, заявил на слушаниях, что ЮКОС совершил серьезное налоговое мошенничество, и что указания заморозить активы ЮКОСа «были ограничены по своим масштабам».

Тот же самый суд вынес ранее в этом году решение по отдельному делу, заявив, что Россия нарушила права Ходорковского во время его ареста в 2003 году и последующего предварительного заключения, но не согласился с обвинением в том, что арест был политически мотивированным. Это решение нанесло удар по сторонникам Ходорковского и частично оправдало Кремль.

Чиновники в суде подчеркивают, что предыдущее решение может не иметь никакого отношения к вердикту, который будет оглашен во вторник, потому что там речь шла об отношении к самому Ходорковскому, а не к его компании, которая является объектом нынешнего рассмотрения.

Неясно, однако, будут ли приняты во внимание другие события, происшедшие с момента слушаний 2010 года, такие как, например, объявление организацией Amnesty International Ходорковского «узником совести».

Те, кто представляет ЮКОС, хотят, чтобы российские власти выплатили сумму всех налогов и штрафов, наложенных на компанию, заявляя, что они были незаконными. Однако основная часть суммы иска в 98 миллиардов долларов включает полное возмещение стоимости того, что было продано во время ликвидации ЮКОСа, и потери соответствующих прибылей.

Сам Ходорковский, в своей статье в еженедельнике «Коммерсант Власть», написал: «Те, кто конструирует уголовные обвинения против меня и моих коллег, просто хотели бесплатно забрать самую процветающую нефтяную компанию страны, чья рыночная стоимость составляла порядка 40 миллиардов долларов. Все остальное было предлогом, а не настоящей причиной для атаки».