Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ЕС считает Россию и страны БРИК слишком обеспеченными для торговых преференций

© коллаж ИноСМИРоссия возрождает планы создания международного финансового центра
Россия возрождает планы создания международного финансового центра
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия более не является развивающимся рынком, согласно мнению оставшегося без денег Евросоюза, который хочет избавиться от системы торговых преференций, введенных в 1990-е годы для поддержки перехода России и других стран БРИК к свободной рыночной экономике.

Россия более не является развивающимся рынком, согласно мнению оставшегося без денег Евросоюза, который хочет избавиться от системы торговых преференций, введенных в 1990-е годы для поддержки перехода России и других стран БРИК к свободной рыночной экономике. Данное предложение является на данный момент самым конкретным примером того, что мировой экономический порядок меняется по мере того, как ведущие развивающиеся рынки начинают взрослеть и созревать.

«Почти 40% наших нынешних преференции обеспечивают режим благоприятствования для России, Бразилии, Китая, Индии и Таиланда, которые более не нуждаются в преференциях для поддержания и развития своего успеха», - заявил еврокомиссар по вопросам торговли Карел де Гухт (Karel De Gucht) журналистам 10 мая после объявления о том, что Европейская Комиссия планирует исключить страны со средним уровнем доходов, такие как Россия и Бразилия, из-под действия режима специальных тарифов в рамках Генеральной системы преференций (General System of Preferences - GSP) Европейского Союза.

Решение сократить льготы рассматривается как наиболее значительный пересмотр торговой системы с того момента, как схема преференций была впервые введена в 1971 году. «Глобальный экономический баланс ныне ощутимо переменился», - говорит де Гухт. «Если мы предоставляем тарифные преференции в такой конкурентной среде, то наибольшую выгоду от этого должны получать страны, которые больше всего в этом нуждаются».

Сейчас специальные тарифы применяются в отношении 176 стран мира, которые вместе обеспечивают 4% всего торгового оборота. Согласно предложениям, Европейский Союз исключит из списка примерно 80 стран. «Торговые преференции больше не имеют особого смысла для сравнительно состоятельных стран, таких как Россия, Малайзия, Саудовская Аравия или Катар», - отмечает де Гухт.

Но предложения могут встретиться с сопротивлением, когда дело дойдет до переговоров с остальными двадцатью шестью членами Европейской комиссии; по крайней мере, десять комиссаров уже выразили свой протест в отношении данных предложений, которые должны получить одобрение Европейского совета и Европарламента.

Самим нести нагрузку

Предложение является самым недвусмысленным и откровенным признанием растущей экономической силы России со стороны Евросоюза. Евросоюз по состоянию на данный момент является крупнейшим торговым партнером России, и объемы торговли в последнее десятилетие быстро росли. На долю Европейского Союза пришлось 49,5% торгового оборота России в 2010 году, при том, что общий объем бизнеса вырос более чем в четыре раза - с 66,3 миллиарда долларов в 2000 году до 298,8 миллиарда в 2010, по данным инвестиционного банка «Ренессанс-Капитал». Только один лишь оборот торговли между Германией и Россией вырос почти на треть в 2010 году на 5 миллиардов долларов - до величины, которая пятнадцать лет назад составляла весь внешнеторговый оборот России.

Окончательный список стран, которые должны быть исключены из Генеральной системы преференций, еще не сформирован. Комиссия заявила, что она хочет, чтобы новые правила были введены в действие с 1 января 2014 года. Странам, которые они исключат, будет предложена возможность обеспечить альтернативные уступки путем подписания соглашений о свободной торговле, заявили в Евросоюзе. Однако в условиях, когда Украина активно лоббирует свои интересы, желая заключить соглашение о свободной торговле с ЕС, Россия преимущественно сконцентрирована на построении своего собственного торгового блока, Таможенного союза, с Казахстаном и Белоруссией, соглашение о котором вступило в силу в прошлом году.

Согласно новой схеме Европейского Союза, предложенной де Гухтом, воспользоваться льготами Генеральной системы преференций могут страны, «не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем доходов или страны с уровнем доходов выше среднего в течение трех лет подряд».

В России доход на душу населения за последнее десятилетие вырос более чем в десять раз и по состоянию на конец 2010 года составлял 15 900 долларов, согласно справочнику ЦРУ (CIA Factbook), что делает Россию «развитой страной со средним уровнем доходов», как отмечается в последнем Индексе развития человеческого потенциала ООН (UN Human Development Index).

Западноевропейские компании отреагировали на всплеск располагаемых доходов, толпой повалив в Россию и капитализируясь на быстро растущем и все более богатеющем потребительском рынке. Расходы на телевизионную рекламу в России, как ожидается, станут крупнейшими в Европе и войдут в первую десятку по всему миру уже в 2013 году, прогнозируют медиа-эксперты. Таким же образом, Россия на пути к тому, чтобы стать крупнейшим автомобильным рынком в Европе в ближайшие пять лет.

Даже если предложение Евросоюза пройдет, оно будет иметь лишь скромный эффект на внешнюю торговлю России. Российский экспорт по большей части обеспечивается природными ресурсами, включая нефть, доходы от которого выросли на 22% за первый квартал этого года до 112,8 миллиарда долларов; это все за счет более высоких, чем ожидалось, цен на нефть и беспорядков на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Однако по мере того, как экономика начинает восстанавливаться, объем российского импорта, бОльшую часть которого составляют промышленная продукция и розничные товары, вырос до 60,2 миллиарда долларов, в два раза превысив уровень годом ранее.