Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Я жив благодаря обмену шпионами

© flickr.com/practicalowlшпион
шпион
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я обязана жизнью обмену шпионами: В октябре 1969 Политбюро и британский кабинет министров обменяли сидевших в британской тюрьме важных советских шпионов Питера и Хелен Крогеров на молодого британского студента Джералда Брука, отбывавшего пятилетний срок за ввоз в страну антисоветской литературы.

Если бы в 1969 году не было такого же обмена шпионами, какой намечается между Белым домом и Кремлем сейчас, мои родители не поженились бы.

Я обязан жизнью именно такому обмену шпионами, о котором сейчас идут переговоры между Белым домом и Кремлем. В октябре 1969 года советское Политбюро и британский кабинет министров после нескольких лет переговоров обменяли сидевших в британской тюрьме важных советских шпионов Питера и Хелен Крогеров, обеспечивших работу атомного проекта СССР, на Джералда Брука, молодого британского студента, отбывавшего пятилетний срок в России за ввоз в страну антисоветской литературы. Обмен был настолько неравным (два важных шпиона за одного студанта!), что советское правительство согласилось в довесок отпустить еще и трех своих граждан, желавших вступить в брак с гражданами Великобритании. Одна из них, Людмила Бибикова, и была моей матерью; это она шесть лет сражалась за право выйти замуж за моего отца, профессора из Уэльса. В день освобождения Крогеров из тюрьмы Паркхерст остальные заключенные устроили патриотическую акцию против их возвращения в Россию. Тем временем в генеральном консульстве СССР в Лондоне моего отца заставляли ждать, пока самолет Крогеров не покинет воздушное пространство Великобритании, чтобы консул мог выписать ему визу в Москву, чтобы жениться на своей невесте. Я родился в Лондоне спустя два года.

В июле этого года история повторилась в виде фарса. Москва с Вашингтоном торгуются из-за шпионов, которые не сумели ничего изменить в ходе государственных дел. Сейчас роль шахматных фигурок играют одиннадцать российских шпионов, пойманных в Америке, и неназванные российские граждане, заключенные за последние десять лет в тюрьму за передачу информации Великобритании и США. Сходство со шпионами, благодаря которым воссоединились мои родители, очень большое. В 1960 году, когда Питера и Хелен Крогеров арестовали, они вели незаметную респектабельную жизнь в лондонском пригороде Райслипе. Чтобы казаться простыми обывателями Крогеры вступили в местную крикетную команду и стали посещать праздники садоводов. Арест обвиняемой в шпионаже в пользу России Синтии Мерфи на прошлой неделе вызвал шок у ее соседей. «Не может быть, чтобы они были шпионами, — сказал один из них. — Вы посмотрите, какие у них гортензии!» Шпионы обоих поколений были снабжены московским Центром всем необходимым коммуникационным оборудованием, которое они, по данным ФБР, держали дома. У Крогеров в дымоходе был спрятан радиопередатчик, а у обвиняемой в шпионаже Анны Чапман был Wi-Fi-передатчик.

Но если посмотреть глубже, разница между шпионскими скандалами времен «холодной войны» и нынешними событиями окажется гигантской. Тогда деятельность шпионов могла изменить мир. Крогеры, к примеру, на самом деле были Моррисом и Лоной Коэнами, американскими коммунистами еврейского происхождения, которых тайная полиция Сталина наняла работать курьерами для шпионов, внедрившихся в коллектив, занимавшийся проектом «Манхэттен» в 1940-х годах. Возможно, эти шпионы были самыми удачливыми в истории человечества. Именно они передали Сталину тайну атомной бомбы, после чего началась гонка вооружений.

Крогеры бежали из США после того, как большую часть «атомных» шпионов во главе с Этель и Юлиусом Розенбергами поймали, судили и казнили (Крогеров поймали уже позже, во время вербовки агентов на базе военно-морского флота в Портленде, где происходила модернизация британских атомных подлодок). В тот же период шпионивший против России полковник Олег Пеньковский во время карибского ракетного кризиса предоставил британской разведке бесценные сведения, из которых следовало, что большая часть угроз советского премьера Никиты Хрущева была блефом, и братья Кеннеди не испугались советских угроз. Пеньковского впоследствии арестовали и расстреляли.

Сравните все это с неуклюжими выходками современных российских шпионов. Мало того, что они не собрали никакой информации, которая изменила бы ход мировой истории, но они даже не удостоились официального обвинения в шпионаже (одиннадцать человек обвиняются в работе на иностранное государство и отмывании денег). Аналогичным образом — самый заметный шпион из тех, кого русские предлагают обменять на своих людей, это Игорь Сутягин, о котором известно, что информация, переданная им за деньги британской компании (касавшаяся размещения ядерного оружия в России), содержалась в открытых источниках. Но это не помогло, и его приговорили к пятнадцати годам тюрьмы.

Суть в том, что когда-то давно шпионы действительно были кому-то нужны. Сейчас же их работа не приводит ни к чему, кроме национального позора. Чтобы к услугам шпионских организаций обращались в будущем, они должны показать, что заботятся о своих агентах, даже когда они попадаются. Так, в случае с Крогерами, их лондонский куратор из КГБ Конон Молодый, он же Гордон Лонсдейл, бежал в Советский Союз и посвятил всю свою карьеру вызволению своих бывших агентов из тюрьмы, для чего нужно было поймать какого-нибудь подходящего шпиона с Запада или работающего на Запад и обменять его на них. Студент Джералд Брук, арестованный в 1964 год, стал заложником, для его освобождения требовалось освободить и Крогеров. Примерно так же и сегодня проходят переговоры между США и Россией — нечто вроде обмена блудными сыновьями.

Очевидно, что бы ни случилось в отношениях США и России, шпионы продолжают действовать так, как будто бы Холодная война продолжается. Но есть два огромных различия между тем, что было тогда, и тем, что есть сейчас. Во-первых, в отличие от времен «холодной войны», ценность шпионажа, совершенного этими людьми, ничтожна, причем для обеих сторон. Во-вторых, российские и американские лидеры в достаточной степени сосредоточились на дипломатическом подходе, чтобы не дать этим шпионским скандалам сорвать строительство настоящих, конструктивных отношений. Клумбы Синтии Мерфи, фотографии Анны Чапман в Facebook — все это прекрасно подходит для «желтых газет», а вот поводом к международным конфликтам, к счастью, не становится.