Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пилоты кричали: О боже!

© REUTERS/Sergei KarpukhinСамолет президента Польши потерпел крушение под Смоленском
Самолет президента Польши потерпел крушение под Смоленском
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Практически до самого конца они не знали, что зашли на посадку неверным курсом, слишком низко и слишком рано. Практически до самого конца они не отдавали себе отчет в том, что им угрожает. А когда они это поняли, они только успели прокричать последние слова, полные ужаса: боже, боже!

Практически до самого конца они не знали, что зашли на посадку неверным курсом, слишком низко и слишком рано. Практически до самого конца они не отдавали себе отчет в том, что им угрожает. А когда они это поняли, они только успели прокричать последние слова, полные ужаса: боже, боже!

Эту шокирующую информацию сообщил нашей газете российский прокурор, который входит в комиссию по расследованию причин катастрофы президентского самолета под Смоленском. Наш собеседник является одним из ближайших сотрудников первого заместителя генерального прокурора, главы Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкина. Он слышал запись последних 30 минут полета, содержащуюся в "черном ящике", регистрировавшем разговоры в кабине пилотов. Рассказанное им подтверждает предварительные выводы следствия о том, что у экипажа президентского самолета не было никаких технических проблем, и что они не знали, что летят слишком низко до того момента, пока не увидели из кабины лес и землю.

Информация о записях "черных ящиков" остается тайной следствия, поэтому наш собеседник согласился рассказать нам об этом только при условии, что мы не раскроем его имени.  

Они не знали, что плохо летят

Запись разговоров из кабины польских пилотов наш собеседник прослушал уже довольно давно. Он не держал в руках протокол со стенограммой этих разговоров и не знает польский язык настолько хорошо, чтобы восстановить каждую деталь и повторить каждую фразу, произнесенную пилотами в драматические моменты. Последние секунды записи были настолько шокирующими, что, как он говорит, он запомнит их на всю жизнь.

– Это выглядит очень странно. Последние 30 минут записи бортового регистратора по большей части не указывают на то, что с самолетом происходило что-то плохое, – начинает он свой рассказ. – Большую часть времени пилоты ведут себя спокойно. У них нет сигналов о том, что что-то испортилось, не было так, чтобы им пришлось вмешиваться. Они просто разговаривают, говорят, как это обычно бывает в кабине, на личные темы, – рассказывает прокурор.

Он запомнил, что в какой-то момент, буквально минут за 15-20 до катастрофы пилоты начали шутить и даже смеяться. – Они говорят о какой-то встрече. Спрашивают: "Вы придете?", будет ли чья-то жена. Я помню, один из них спросил: "Вы придете с семьей?" Обычные разговоры, обычные команды.

Прокурор подчеркивает, что разговор ведется расслабленно, не слышно никакого напряжения, нервозности. – Это выглядит совершенно нормально, такие обычные разговоры, иногда обрывками слов, какие обычно ведут между собой члены экипажа. Это обычное дело, они вот так просто болтают, если полет идет нормально, – рассказывает россиянин. Он снова подчеркивает, что эта часть записи не предвещает ничего плохого.

В какой-то момент пилоты прерывают разговор и начинают отдавать друг другу команды. – Было слышно, как они говорят между собой о параметрах полета, о положении самолета, о его направлении и высоте. Все в порядке, – рассказывает наш собеседник. Он не помнит точно, какие это были команды, но он уверен, что это был рутинный разговор, касающийся подготовки к заходу на посадку.


Идет обмен сообщениями с контрольной вышкой, звучат типовые сообщения и нормальные ответы. И, как он добавляет, в этом разговоре совершенно точно ничто не указывало на то, что у экипажа есть какая-то проблема, или что они хотя бы чем-то обеспокоены.

Крики в кабине

И вдруг ситуация резко изменилась.

– Дай второй, второй… В другую! – слышится взволнованный голос пилота. Российский прокурор не уверен, что это означает. Он допускает, что это может быть приказ выполнить какой-то маневр на основании предыдущей, первой команды, например, со смоленской контрольной вышки. Польские специалисты, которым мы передали эти слова, также не исключают, что это может быть выкрикнутый приказ изменить положение какого-то переключателя. Это можно будет установить только после наложения записи переговоров в кабине на запись параметров полета, то есть точного времени включения каждого прибора в кокпите.

– Поворачивай! – следующий возглас. Здесь специалисты считают, что российский прокурор что-то неверно понял. Маловероятно, чтобы речь здесь шла просто про разворот самолета.

– Положение? – звучит вопрос. – Высота? – звучит через мгновение следующий. Эти слова уже выкрикиваются, они смешиваются с ответами, кто-то кричит какие-то цифры, слышится шум, много неразборчивых слов…

Наш российский собеседник рассказывает, что смятение достигло апогея. – Сложно было что-либо понять, были слышны только крики, – рассказывает он. – И тогда я услышал отчетливые, ужасные возгласы: "Боже, боже!" И все было кончено. Конец, все. Вот и все… – грустно произносит прокурор.

Изучение продолжается

Над выяснением причин трагедии все это время продолжают работать специалисты польской и российской комиссии по расследованию авиакатастроф и прокуратуры обеих стран. Наши представители не хотят комментировать информацию, которую сообщил нам российский прокурор – ни официально, ни даже неофициально. Они ссылаются на тайну следствия, а также на то, что записи "черных ящиков" все еще анализируются, хотя, как они говорят, эти работы уже скоро завершатся.

– Почти все готово. Сейчас нужно только считать и идентифицировать звуки устройств, которые включали пилоты. Немного этого есть, нужно совершенно точно знать, что это было, – объяснил нам Эдмунд Клих (Edmund Klich) – глава Государственной комиссии по расследованию авиакатастроф, аккредитованный при российских службах, занимающихся расследованием. Клих добавил, что это очень важно установить, чтобы изучить, как протекал полет, и причины аварии: в зависимости от того, что включали члены экипажа и какими устройствами они пользовались, следователи смогут точно восстановить последние секунды полета.

– Каждый механизм при включении и выключении издает соответствующий звук – свой "щелчок", каждый звучит иначе. Комиссия должна выяснить, какими приборами пользовался экипаж в последние минуты полета, – объяснил Клих.

Почему они были там, где не должны были быть

Бывший военный летчик, летавший на ТУ-154, которому мы передали рассказ российского прокурора, обратил наше внимание на одну вещь: пилоты – это твердые и непосредственные люди. В воздухе нет времени на болтовню и лишние раздумья. Поэтому то, что рассказал российский прокурор, по мнению летчика, доказывает уже имевшиеся предположения о том, что экипаж президентского самолета практически до конца был уверен, что они летят верным курсом и что все измерительные приборы машины работают исправно.

– Так всегда бывает: если полет спокойный, то ведутся разговоры на личные темы. Поскольку если бы что-то вышло из строя, какой-нибудь прибор, то записи выглядели бы иначе. Пилот кричал бы: "Черт побери, что-то отказало, в чем дело?" или "я не знаю, что происходит". Он мог бы даже назвать отказавшую часть или тех, кто виновен в том, что он ничего не видит, нецензурным словом, – объяснил нам один из летчиков, летавших на Туполеве.

– Раз они не говорили об этом, раз все было "ок" до самого конца, то почему они оказались там, где не должны были быть? – задается вопросом летчик. Ответ на этот вопрос все еще ищут следователи.

Обсуждение
Комментариев: 71
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
R
Reisen
13 мая 2010, 16:23
Как же поляки любят смаковать свои беды. Автор сей статейки просто-таки упивается этой катастрофой. Нация мазохистов...
c
chit_chat
14 мая 2010, 11:01
Вы сайт Саакашвили посмотрите в Facebook www.facebook.com/home.php?#!/pages/Mikheil-Saakashvili/9987452505 Там эту тему (смерть Качинского) муссируют ежедневно! Фильмы, гимны, хоры, видео. Единственный друг маленькой независимой Джорджии ушёл... Мне особенно нравится мужской хор на улице Тбилиси. Там не более 20 человек, а стараются показать, что вся Грузия скорбит)))
R
ReeW
13 мая 2010, 16:47
Наш собеседник является одним из ближайших сотрудников первого заместителя генерального прокурора, главы Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкина.....Информация о записях "черных ящиков" остается тайной следствия, поэтому наш собеседник согласился рассказать нам об этом только при условии, что мы не раскроем его имени. опять какой-то безликий источник. Очень хотелось бы посмотреть в лицо этого человека, либо в лицо того, кто это придумал...
p
plumbum11
13 мая 2010, 16:54
Зачем такие подробности? Чересчур просто. Кому это надо? Может еще написать как кто-то в салоне самолета от страха описался?
F
FuckleberryFinn
13 мая 2010, 16:59
Очень странные крики Когда к моей соседке приезжает муж-моряк, я тоже по ночам слышу "Боже-Боже". Видимо, у них что-то падает. Или в самолете занимались не совсем полетом. Одно из двух, но в соседа я верю.
q
qwerty-qwerty
13 мая 2010, 18:40
Мне не понятно Ваше глумление над чужой бедой.
F
FuckleberryFinn
13 мая 2010, 19:10
Значит Вы туповаты. Мир вообще не самое приятное место. Реакция поляков и америкосов на теракты в Москве была более издевательской. Такчта почти квиты.
q
qwerty-qwerty
13 мая 2010, 19:25
Ну оскарблять друг друга и переходить на личности я считаю неуместным. Представьте, что у Вас трагически и преждевременно погибает сын (дочь, отец, мать, дедушка, бабушка). А окружающие люди говорят Вам, что когда их сосед е**т жену она похоже кричит (типа предсмертного крика Вашего родственника). Я бы на Вашем месте в бубен надовал. Относись к чужой потере подобающе. А быдла везде хватает. И у нас, и у них.
F
FuckleberryFinn
13 мая 2010, 19:43
Не нужно смещать акценты Какой для меня поляк родственник? Не смешите меня, почитайте книжки по истории. И по грамматике. Представте себе другое. Вашего родственника убил поляк. Потом поляк умер. Ваша реакция - петь псалмы в белом? Это неадекватом называется. И еще. Если Вы что-то не понимаете, значит Вы в этом "чем-то" туповаты. Вы это сами признали в первом посте, далее - формальная логика.
m
mmx166
13 мая 2010, 22:45
Зачем это представлять? Или тот пилот взаправду убил вашего родственника? Не понимать человек может также потому что что-то не знает, либо не понятен ход мыслей тупого. Здесь речь не о понимании а о том что и у поляков и у америкосов и у нас(судя по вашему посту) есть хамы и свиньи.
p
peter_shantarin
13 мая 2010, 18:33
А что они должны были кричать - УРА? А что они должны были кричать - УРА? Ну зевнули, бывает. Может они так хотели достать русских за Катынь? Честно говоря, весь вот этот польский *плач* с намёками, уже надоел. Да, произошла трагедия, надо дождаться результатов расследования, а не ковырять в носу и тыкать пальцем сначала в небо а потом в сторону России. Устраивают пляску на костях, причём на своих собственных.
p
preved
13 мая 2010, 18:51
Они должны были кричать "Слава Леху Качинскому!!!"
C
Chodkiewicz
13 мая 2010, 18:57
У вас с головой порядок? А кто там тыкает в сторону России? у вас проблемы с восприятием
p
peter_shantarin
13 мая 2010, 19:19
Chodkiewicz - читать внимательно. Chodkiewicz - читать внимательно. Похоже на то, что Вы читать только научились и видите первую статью про эту катастрофу. Вы точно поляк или с польской логикой - вот это было, всё остальное не помню, что было до этого или потом. Ведь поляки тоже помнят из всей войны только Катынь.
q
qwerty-qwerty
13 мая 2010, 19:30
А с чего Вы взяли, что поляки помнят только Катынь? Вы читаете переводы отдельных статей на сайте "Министерства правды". По ним судить об другом народе целиком нельзя. Надо уважать и себя и соседа.
t
terry18
13 мая 2010, 21:49
Бесполезно спорить и доказывать что-то ботам путиноидам на этом форуме. У них нет ничего святого в душе. А есть только указания отдела пропаганды некоего С., этот же сайт детище этого отдела, поэтому якобы глас народа таков как эти боты пишут. Завтра последует указание им что поляки лучшие друзья и сразу по-другому запоют, как с Украиной было
B
Bricka
13 мая 2010, 22:39
Завтра последует указание им что поляки лучшие друзья А разве указания ещё не было? Точно не было? Вы уж гражданин хороший дайте знать, раз вы все знаете. Сразу видно, что душа у вас светлая такая, о народе заботитесь, за страну переживаете.
I
Ispisor
14 мая 2010, 07:06
Да как же не было? А соболезнования, сочувствие премьера, и прочие крокодиловы слезы по упырям в самолете, для вас не указ.
a
alex09
14 мая 2010, 14:32
Терюхе 18-му! Ага, ага - все Путиноиды - всееееее!! Если Вам не платят во время зарплату - В.Путин должен уйти. Если Ваш босс на работе полный козел то само собой В.Путин должен уйти. Хоккейная сборная проиграла на олимпиаде с треском - В.Путин уже точно должен уйти с минуты на минуту. Комбинат заработал на Байкале - В.Путин наверняка должен уйти. Великий русский математик Григорий Перельман снова отказался от очередной млионной премии (ясно сразу - бабы нет) - В.Путин однозначно должен уйти. Если от Вас ушла к другому жена - В.Путин тоже должен уйти к другому. Если Вам не дает подруга: Владимир Владимирович ну хоть на этот раз постойте за дверью - видите девушка стесняется при посторонних. Девушка: этот Путин вообще уйдет когда-нибудь или он тут уже прописался? Здесь не третьяковка, че он встал посреди комнаты как статуя царя Давида? Братан, тут такое дело: приходи завтра или там через год, а лучше через два.
SS
Smally Salot
13 мая 2010, 19:16
Магдалена Рубай (Magdalena Rubaj) наверно затмила Д.Донцову своими побасенками тут
v
valery22
13 мая 2010, 19:26
почему они оказались там, где не должны были быть? – Раз они не говорили об этом, раз все было "ок" до самого конца, то – задается вопросом летчик. Ответ на этот вопрос все еще ищут следователи. По крайней мере ясно, что они оказались на недопустимио низкой высоте. Почему -Ответ простой - Диспетчер Смоленска не давал разрешения не посадку, а значит, не передавал на борт информацию об атмосферном давлении у полосы на аэродроме! В этом и весь ответ! У них на высотомере стояло давление аэропорта в Варшаве! Если разрешение на посадку дано, то летчик сразу выставляет на высотомере давление аэродрома посадки, поэтому высотомер показывает реальную высоту над полосой. В данном случае, Дисптечер посадку не разрешал, давление аэродрома не передавал, соответственно, летчик давление на приборе не выставил. В результате прибор показывал высоту выше, чем в реальности. Исход всей этой польской расслабухи и куража запротоколирован.
q
qwerty-qwerty
13 мая 2010, 19:34
Бред. Высотомер не будильник, а показывает реальную высоту. А вопрос: "почему они оказались там, где не должны были быть" разберутся.
h
helen
13 мая 2010, 22:36
Высотомер не будильник, Вы знаете принцип действия высотомера?
e
edward
13 мая 2010, 23:05
Если чего-то не знаешь - лучше промолчать Давление на высотомерах при взлете(допустим, из Варшавы)переставляют на высоте перехода с варшавского на стандарт, т.е 760 мм.рт.ст или 1013 мБар. При снижении на аэродром посадки давление на высотомерах на эшелоне перехода меняют с 760 на давление аэродрома посадки.Снижение с эшелона перехода без установки давления аэродрома и доклада наземной службе об этом ЗАПРЕЩЕНО. Это примитивное объяснение,не буду утомлять вас разницей между давлением QFE и QNH, просто, поверьте на слово.
v
valery22
13 мая 2010, 23:51
Причем здесь стандарт? Вы сами то летали, ну не в кресле пассжира, .. а за штурвалом? Дело не в стандарте, в котором вы устанавливаете на высотомере давление аэродрома посадки, а в том, что вы задаете фактическое давление аэродрома посадки(не важно, в каком стандарте). Есле вы это давление не задали, то высотомер будет показыать высоту с ошибкой. Хорошо если это ошибка вверх! А если ошибка вниз? Тогда будет так как было при посадке поляков под смоленском! Земля вдруг появилась из тумана. Экипаж в панике дает полный газ и рвет штурвал на себя, срывает машину в штопор, направление вращения которого в этой ситуации не предсказумо, цепляет наклонившимся вниз левым крылом за дерево. Финита ля комедь! (коротко о себе: летчик-спортсмен, Як18Т, Як52, Бланик. суммарно - более 150 часов налета)
lepan-ad
14 мая 2010, 06:34
Если чего-то не знаешь - лучше промолчать А как же радиовысотомер? Как я понял они были уже на глиссаде, и контроль высоты должен был быть по радиовысотомеру, который на Ту-154 начинает работать с 700 метров
v
valery22
14 мая 2010, 06:47
про радиовысотомер- не знаю, на больших не летал. Но, как я понимаю, он работает от приводного оборудования аэродрома. Но в том то и дело, что стационарного оборудования такого рода на этом аэродроме не было, а передвижное, которое привозили к приезду Путина, уже сняли. Поэтому, радиовысотомер тоже не работал, как не работала и вся курсо-глиссадная система.
С
Светлый
14 мая 2010, 07:30
Не могу сказать, что большой спец в авиации, но с физикой дружу... Радиовысотомер у них (если они на него смотрели) показывал высоту над фактическим уровнем земли, а аэродром "Северный" находится на холме, соответственно при подходе к нему не только самолёт приближается к земле, но и земля к самолёту, плюс к этому на подходе достаточно глубокий овраг и если экипаж подзабыл эти местные условия, то радиовсотомер мог только навреить им. Ни в какой штопор самолёт не срывался и Вам, как пилоту стыдно такое говорить. Вращательный момент Туполь получил после столкновения с толстой берёзой и потери части левого крыла, при работе 3-х двигателей во взлётном режиме, что усугубило ситуацию. Про выставление давления на высоте перехода - возможно, хотя и мало вероятно, мы ни один борт так потеряли (ИЛы-76 в Армении после землетрясения, к примеру).
v
valery22
14 мая 2010, 09:50
возможно я не слишком точно выразился про штопор. Конечно, в полный штопор самолет не сваливался, но после полного взятия ручки на себя до того, как двигители вышли на взлетный режим, крыло вышло в запкритический режим и срыв потока был гарантирован. В этот момент возможно непроизвольное накренение самолета в любую сторону, который пилот еще может парировать элеронами, что и было сделано. Но не повезло- под наклоененное вниз левое крыло попало дерево. Про то, что радиовысотомер в даннм случае мог только повредить - полностью согласен. Кроме того, Источник информирует о том, что не смотря на сложные метеоусловия и фактический запрет на посадку у экипажа не было рабоxей концентрации внимания. Причина катастрофы никогда не бывает одна.
v
valery22
14 мая 2010, 10:16
www.utro.ru/main со ссылкой на польскую Gazeta Peawna, в последние секунды полета экипаж понял всю серьезность положения и попытался набрать высоту, переведя двигатели машины во взлетный режим. Однако турбореактивные двигатели в силу особенностей конструкции не могут выйти на взлетный режим моментально, в случае Ту-154 для этого нужно около десяти секунд.
A
Alexey02
14 мая 2010, 10:38
ну дык, там вертикальная скорость была выше положенной глиссадной 3-4 м/с. А судя по обломкам - более 7 м/с как минимум. При такой скорости тяжелый самолет естесственно не выправить быстро на подъем. Вероятней всего (личное мое мнение), экипаж увеличил вертикальную скорость снижения для входа во внимую им глиссаду, хотя уже был на глиссаде. Думал надо поправить и быстрее начал снижаться. Однако когда увидел лес, двигатели самолета уже не смогли бы поднять самолет, так как был пройден некий критический уровень высоты с такой вертикальной скоростью, чтобы подняться.
С
Светлый
14 мая 2010, 12:36
Всё правильно, кроме одного: первое касание с "кустами" Туполь произвёл метров за 300 до злаполучной берёзы, и рубил он их выпущенными закрылками и шасси на высоте 2,5 метра над землёй, увидав это, а скорее всего секунд за 5 до этого пилот дал взлётный режим, и самолёт всё же успел набрать обороты и стал набирать высоту. Учитывая рельеф и высоту столкновения с толстой берёзой, метров 10 он набрал, но ему не повезло((( Берёза срубила 3 метра левого крыла, и похоже закрылки вывернула, туполь получил левый импульс, и пошёл влево от траектории предыдущего полёта, при этом нос самолёта был задран вверх, а движки. продолжали разгоняться. Из-за отсутствия части левого крыла и части закрылков на нём, подъёмная сила правого крыла продолжала переворот самолёта через левое крыло с набором высоты и уходом влево, поле достижения самолётом четверти оборота более чем на 90 градусов, подъёмная сила начала работать вниз и влево, при 180 градусах - вниз. В итоге самолёт приехал в землю хвостом вниз (или около того) с работающими на взлётном режиме движками - более неудачный сценарий придумать сложно!
A
Alexey02
14 мая 2010, 14:44
А как констатировали смерть? - от травм была или от ожогов? То есть переломы или от пожара? Не в курсе?
С
Светлый
15 мая 2010, 19:46
Не знаю, но могу предположить, что люди погибли в результате удара, пожар в данной ситуации уже особо роли не играл. Туполь упал на спину, основная несущая конструкция у него внизу. Вспомните случай с В-737, когда у него 15 метров обшивки на эшелоне оторвало, стюардесса вылетела, но самолёт смог нормально сесть. По этоиу когда самолёт рухнул на "мягкую" спину шансов у людей, кувыркавшихся внутри фюзиляжа не было.
A
Astaroth
14 мая 2010, 09:48
valery22, не несите здесь чушь под видом лётчика Правила использования барометрического высотомера вам кратко, но доходчиво объяснилedward Если Вы лётчик, зарубите себе это на носу, пригодится точно! А ещё запомните, радиовысотомер - это автономная система. И не от каких аэродромных систем зависеть не может.
A
Alexey02
14 мая 2010, 09:55
ооо, точно. А то смутил меня Валерон регалиями, видимо виртуальными. На самолетах ВВС стоят радиовысотомеры - было б смешно, если б они зависили в бою от аэродромной навигации.
A
Alexey02
14 мая 2010, 09:50
Если чего-то не знаешь - лучше промолчать эээ... А Вы ничего не путаете? Всегда думал - что радиовысотомер - это устройство самолета, основан на возвращение искускаемых радиоволн от земли в связи с чем и измеряется достаточно точно высота. Из недостатков - высота может скакать в зависимости от рельефа (дом, сарай, овраг, холм, лес) Включается автоматически ониже 1000 м. Полет должен быть горизонтальным (для точности). Я ошибаюсь?
v
valery22
14 мая 2010, 10:02
я предпочитаю спорить о вкусе бананов с теми, кто их пробовал.. Про радиовысотомер см. пост Светлого. Про барометрический высотомере см. учебник физики
A
Alexey02
14 мая 2010, 10:09
Не надо после редиски говорить об этом прекрасном послевкусия банана Ну дык Вы про что говорите? 1) Радиовысотомер - это прибор самолета, а не аэродрома (вас на курсах не учили?) 2) см. пост edward о коррекции значений барометрического высотомера
e
edward
14 мая 2010, 11:19
Вы немного не в курсе так как летаете на спортивных самолетах, я по той же системе летал в училище, там при полете в пилотажную зону действительно оставляют по давлению аэродрома и не изменяют весь полет от взлета до посадки. Полет по воздушным трассам происходит по правилам, описанным мной выше. На Ту-154 я пролетал 14 лет. Извиняюсь за резкий тон в предыдущем посте, просто утомляют домыслы людей, не очень разбирающихся в теме. А радиовысотомер на Ту-154 есть РВ-5УМ,от наземных средств не зависит, он имеет задатчик высоты; когда стрелка пересекает задатчик, радиовысотомер выдает громкий сигнал, есть еще система ССОС (на российских самолетах, как у поляков не знаю) - сигнализация опасного (резкого) сближения с землей, реагирует на темп приближения земли. А с давлением не все так просто, в иностранщине принята не привычная нам система давления (QFE), когда на земле высотомер показывает 0, а система QNH, когда на ВПП высотомер показывает высоту над уровнем моря. Вот так у них извращаются. А слово Стандарт в моем посте обозначает всего-лишь давление 760. Так что без установки давления, указанного наземной службой, и квитанции экипажа об установке самолет с эшелона перехода никто не снизит, экипажи это знают.
v
valery22
14 мая 2010, 11:59
Спасибо, за разъяснения про радиовысотомер... Это я действительно не проходил, но из ваших разъяснений понял, что для точного захода на посадку радиовысотомер в принципе не годится, потому как показывает высоту над поверхностью под самолетом, а не высоту над посадочной полосой аэродрома. Аэродром Смоленска на холме, так что если им пользовались без учета этого факта, то это только во вред. Что касается установки атмосфероного давления, то я ошибся только в том, что предположил, что у них было атмосферное давление Варшавы, которая по высоте над уровнем моря не слишком от Смоленска отличается. Но все гораздо хуже-они выставляли на эшелоне давление уровня моря!. Теперь смотрим как было в динамике: диспетчер на высоте прехода посадку не разрешает, давление аэродрома на борт не передает, рекомендует уход на запасной. Поляк, игнорирует запрет и продолжает заход, но о своем решении Смоленск не информирует. Идет на посадку по приборам, в чем он считается большой спец. Если бы летчик проинформировал Диспетчера о своем решении, то тот был бы обязан прередать на борт фактическое атмсферное давление, но, еще раз подчеркну, пилот пошел на посадку без информирования о своем решинии Диспетчера, по прибору, который показывал высоту над уровнем моря!Они думали что у них высота более 200 метров, поэтому в кабине самописец зписывал самоуверенные ля-ля-ля и шу-шу-шу! Земля показалась внезапно... но об этом я уже писал.
A
Alexey02
14 мая 2010, 10:04
правила установки шкалы давления барометрического высотомера в изложении НПП (в сокращенном варианте): 5.6.1. Отсчет барометрической высоты полета воздушного судна производится при полетах: в районе аэродрома в пределах аэродромного круга полетов, на высоте перехода и ниже — по значению атмосферного давления на аэродроме; … на эшелоне перехода и выше — по стандартному атмосферному давлению (QNE) 760 мм рт.ст. (1013,2 мБар). 5.6.2. На предварительном старте экипаж обязан установить стрелки барометрических высотомеров на �нуль� высоты и сравнить отсчет на шкале давления со значением атмосферного давления на аэродроме. 5.6.3. При наборе высоты для полета на эшелоне перевод шкалы давления барометрического высотомера с отсчета, соответствующего атмосферному давлению на аэродроме, на отсчет �760� производить при пересечении высоты перехода. 5.6.4. Перед заходом на посадку перевод шкалы давления барометрического высотомера с отсчета �760� на отсчет, соответствующий значению атмосферного давления на аэродроме посадки, выполнять в горизонтальном полете на эшелоне перехода или при его пересечении после разрешения диспетчера о дальнейшем снижении…
A
Alexey02
14 мая 2010, 10:16
отличие от российского НПП отличие заключается в том, что практически никто, кроме России, не использует давление аэродрома (QFE). При взлете и посадке устанавливают на высотомерах приведенное давление и их высотомеры показывают на ВПП не �0�, как у нас, а превышение этой самой ВПП над уровнем моря. И это первое и главное отличие их правил установки давления от наших. Вторым отличием являются высоты и эшелоны перехода. В разных странах они разные. В большинстве стран используется единый эшелон перехода по всей стране, в отличие от нас, у нас для каждого аэродрома свой ЭП. В некоторых странах отсутствует понятие "переходный слой", у них и высота и эшелон перехода едины.
v
valery22
14 мая 2010, 10:36
Вот оно! 5.6.4. Перед заходом на посадку перевод шкалы давления барометрического высотомера с отсчета �760� на отсчет, соответствующий значению атмосферного давления на аэродроме посадки, выполнять в горизонтальном полете на эшелоне перехода или при его пересечении после разрешения диспетчера о дальнейшем снижении… А разрешения о дальнейшем снижении диспетчер Смоленска не давал! значит давление аэродрома не передавал! Поляк попер буром, без разрешения на посадку и про установку прибора по давлению аэродром забыл, или забИл, кому как нравится.
e
edward
14 мая 2010, 11:36
Беру свои извинения за резкий тон обратно! Valery22, ну не позорьтесь сами и не позорьте звание летчика, а то люди подумают, что все летчики такие и перестанут летать на самолетах. Почитайте посты знающих людей, которые в училище учились, а не спали (или что вы там делали на занятиях по аэродинамике, самолетовождению и пр.) и перестаньте писать всякую чушь.
v
valery22
14 мая 2010, 12:22
летчик-спортсмен, в училище не учился...а когда меня учили, не спал. Но в чем моя чушь? Если дисптетчер на давал разрешения на заход, то и давление аэродрома тоже не предавал! или я не прав? Поляк обязан был проинформировать о своем решинии? Обязан, но не проинформировал. вместо того, чтоб укорять меня, что я чушь несу, лучше укажите на конкретные нарушения моей логики. За инфу про радиовыстомер - спасибоь
e
edward
14 мая 2010, 13:07
Но в чем моя чушь? Valery22, постараюсь объяснить ещё раз. Пилот, летающий по воздушным трассам(и уж тем более, международным), не может снижаться с эшелона перехода без разрешения наземной службы и получения информации о посадочных условиях. В крови это у летчика, в подкорке. Этому учат ещё в училище. В лётных училищах экстрасенсов не готовят, которые по метеопрогнозу с аэропорта вылета могут определить фактическую погоду к моменту захода на посадку. А диспетчер, в свою очередь, никогда не допустит снижения самолета без обеспечения экипажа информацией о посадке и уверенности, что экипаж этой информацией владеет. В гражданских аэропортах есть служба АТИС, которая в непрерывном режиме вещает текущую погоду и имеет свою кодовую букву. Экипаж при связи с подходом, кругом или ещё какой-нибудь службой, обеспечивающей заход на посадку, называет кодовую букву и давление, а на эшелоне перехода обязательно докладывает установку давления, без этого диспетчер не даст снижения, пока не добьётся вразумительного ответа от экипажа. У военных немного по-другому. За 60-50 минут до посадки (в зависимости от рельефа местности и высоты полета) экипаж выходит на контрольную связь с точкой и получает условия на точке. После выхода из-под управления гражданского сектора, военный аэродром берёт борт под свой контроль, далее технология по снижению та же. Если диспетчер не добился информации от экипажа, что условия приняты и давление установлено, а снижение разрешил, то при трагическом исходе диспетчеру обеспечен полезный сибирский климат тайги лет на 15, т.к. все переговоры с бортом пишутся на магнитофон также, как и на самолете - с землей. И начинается расследование именно с записей разговора диспетчера, т.к. самолётные не всегда полностью сохраняются.
A
Alexey02
14 мая 2010, 13:30
Что по Вашему мнению послужило причиной катастрофы? Перед снижением пилотом не правильно поняты значения давления? (учитывая что по русски он плохо понимал, а диспетчер по русски говорил. По мнению диспетчера экипаж испытывал трудности с числительными на русском языке). Тогда странно, что самолет все-таки зашёл правильно на посадку, но потом пошёл ниже глиссады (за 1,5 км увеличил вертикальную скорость снижения). Как будто что то резко сбилось. Как думаете?
e
edward
14 мая 2010, 14:35
Перед снижением пилотом не правильно поняты значения давления Привожу цифры по-польски. Произнесите их вслух и скажите - можно ли трактовать их по-другому, учитывая, что в радиообмене не говорят давление семьсот пятьдесят два, а говорят семь пять два. jeden dwa trzy cztery pięć sześć siedem osiem dziewięć Учитывая, что аэродром не Душанбе и не Чита, первую цифру давления можно и не учитывать. Только две завершающие цифры. Сомневаюсь, что цифры не поняты однозначно. Даже поляк, ни разу не слышавший русского языка, точно поймет цифры.
A
Alexey02
14 мая 2010, 14:49
Ок, тогда значения были скорректированы правильно - я Вас понял. Тем более это будет очень хорошо слышно в переговорах с диспетчером (когда опубликуют стенограмму) Все ж Вы не осветили свою версию тогда, почему за 1,5 км можно резко начать снижение. Во время снижения - резко поменялось давление в районе?
e
edward
14 мая 2010, 15:28
почему за 1,5 км можно резко начать снижение Целая комиссия сейчас пытается ответить на этот вопрос,в одиночку я не потяну,нет ни опыта расследований, ни знаний этого специфического сектора. Могу высказывать только предположение. В своё время, проходя первоначальное лётное обучение на самолёте Л-29, очень я любил, увлекшись выдерживанием направления на полосу, проваливаться под глиссаду и только добрый голос инструктора Куда.......ты.................ть! приводил меня в чувство. Надо сказать, что летали мы визуально, в кабину заглядывали мало, если только при проверке крен зафиксировать, контролировали полет по наземным ориентирам - траверз садов - закрылки 15, железная дорога - 250 м высоты по глиссаде и т.д. Так вот, основная мысль,если в экипаже не отработано правильное взаимодействие, командир вместе со вторым пилотом в облаках ищет землю, а приборами интересуется только автопилот, развязка наступает очень быстро. При срабатывании радиовысотомера на ВПР и отсутствии контакта с землей каждый лётчик знает, что надо делать. А если учесть, что они заходили по ОСП, то, достигнув высоты пролёта дальнего привода, должны были перевести в горизонт, после кувырка стрелки АРК продолжить снижение уже не с увеличенной, а с нормальной вертикальной. Но, это всё мои домыслы. Действительность может быть до нелепости простой или, наоборот, случиться что-то невероятное. Ведь все знают, что катастрофическое развитие ситуации начинается с возникновения одновременно нескольких неблагоприятных факторов, которые по отдельности не имели бы печальных последствий.Поэтому, самое логичное - дождаться выводов комиссии, тем более, что всю информацию мы имеем настолько, насколько нам позволяют её иметь.
A
Alexey02
14 мая 2010, 15:59
При срабатывании радиовысотомера на ВПР Я вот думаю, что у них разнились получается данные - барометрический показывал к примеру 400 м., радио - показывал реальную 200 м., а видимость не давала разглядеть. Опять же вы говорите о задатчиках, которые должны были сигнализировать - они не сработали. На военных там дублирует в уши "Рита". А здесь, молчок, так как в акустической записи об упомянутой Вами сигнализации не слова. Поэтому вариантов не много: 1) пилоты ориентировались на неисправные приборы (какой-то был не исправен либо не корректен) 2) пилоты не ориентировались на приборы. Однако если верить "утечке" в статье по абзацу "крик в кабине" - получается у пилотов было какое-то время, т.к. они говорят о переключении чего, затем "поворачивай", затем сверка - "положение, высота", а только затем "Боже, Боже". В какой из этих слов они зацепили деревья. Видимо на "Боже,Боже", далее идет у них, шок и перегрузка, и кричать дальше трудно, поэтому "Боже, Боже" и есть на зацепе с деревьями. Тогда почему они заранее заволновались, учитывая, что землю не видят? Видимо - посмотрели на радиовысотомер. Там есть какие-нибудь тумблеры, соответствующие " Дай второй, второй… В другую! –" либо связанные с ним команды что проверить высоту?
v
valery22
14 мая 2010, 13:38
Эдвард, спасибо за исчерпывающую информацию... Но, при всем моем к вам уважении, как лётчик лётчику: то, что самолет поляков оказался на недопустимо низкой высоте - запротоколированынй медицинский факт. То, что вы описали, безусловно правильно, но правильно теоретически. Все, что мы знаем о переговорах экипажа, это то, что было написано об этом в статье. Поэтому, после того, как вы любезно разъснили мне некоторые технические детали, мы можем на равных проанализировать доступуную нам информацию. 1. из ранних публикаций известно, что летчик являлся признанным спецом по полетам по приборам. 2. Диспетчер посадку не разрешал, как и не разрешал снижение. Он настаивал на том, чтобы самолет уходил на запасной. Обязан он был в этом случае донести до экипажа даные о фактическом давлении у полосы? О виимости - да был обязан. И, судя по публикациям, несколько раз повторил условия видимости. 3. Пилот, даже отклонив предложение идти на запсной, обязан сообщить свое решение диспетчеру, он его не сообщил. Поэтому появление самолета у полосы диспетчер зафиксировал уже по звуку разрушающегося фюзеляжа(по сообщениям СМИ). 4. Если пилот, который является признанным ассом слепых полетов, на посадке провалил высоту, значит он пользовался некорректными приборными данными. Почему данные были некорректные? Потому что где-то или на многих этапах полета были совершены нарушения тех самых правил, о которых вы так хорошо рассказали. Статсистика говорит, что если бы в ВСС и в Гражданской авиации все правила выполнялись, количество катастроф было бы процентов на 80 меньше. Удивляет именно то, что экипаж Борта №1 не попали в счастивые 20%
A
Alexey02
14 мая 2010, 14:20
Поэтому, после того, как вы любезно разъснили мне некоторые технические детали, мы можем на равных проанализировать доступуную нам информацию. Представляю ухмылку Эдварда. Пока мои мысли, конечно не для комрада valery22, а так.. мысли вслух. Пишу, потому как анализ комментатора поверхностный, добавлю 1. Пилот - Аркадиуш Протасюк, налет 3500 часов, Ту-154 - 2900 часов. Пилот аэродром знал, так как за 3 дня до этого привёз туда Д. Туска. 2. Не надо путать - посадку не разрешал и посадку не рекомендовал. Диспетчер предупредил и предложил посадку в другом месте. Пилот отказался. Диспетчер посадку разрешил! То есть дал выбор - садится или лететь в москву/минск (что до этого Ил-76 с охраной президента и сделал) Как я писал выше - за 1,5 км. самолет стал набирать вертикальную скорость снижения и стал опускаться ниже глиссады, после чего диспетчер дал команду прервать посадку и выровнять!. Не надо придумывать отсебятину о запрете! 3. тут даже комментировать не буду. 4. осталось выяснить какими приборами и каких данных и в какой момент. Правила могли быть соблюдены, данные могли диспетчером сообщаться, а бортом ввелись не корректные данные, так как они по русски плохо понимали и на ломанном английском говорили..
Л
Ледоруб
13 мая 2010, 19:29
Российский прокурор, который входит в комиссию по расследованию причин катастрофы президентского самолета под Смоленском. Наш собеседник является одним из ближайших сотрудников первого заместителя генерального прокурора, главы Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкина. Информация о записях "черных ящиков" остается тайной следствия, поэтому наш собеседник согласился рассказать нам об этом только при условии, что мы не раскроем его имени. Про, мы не раскроем его имени - понравилось. Интересно, сколько у Александра Бастрыкина в ближайшем окружении прокуроров, входящих в комиссию по расследованию и допущенных к записи?
B
Bricka
13 мая 2010, 20:41
*экипаж президентского самолета практически до конца был уверен, что они летят верным курсом* *Верной дорогой идёте, товарищи!* - сказал кто-то, слегка картавя. Пилоты расслабились.
e
eedwin
14 мая 2010, 06:11
Вот ведь какая вещь - самописец. Я же на третий день после катастрофы опубликовал расшифровку речевых самописцев. Некоторые сказали, что я фантазер, другие утверждали, что из кабины пилотов нельзя увидеть деревьев. Модератор затер запись. Оказывается переговоры экипажа почти в точку. Остается услышать подтверждение, что в решение КВС(командира)приземлятся на Северном, вмешался Пан Пассажир.
пт
письма трудящихся
14 мая 2010, 07:39
Это можно будет установить только после наложения записи переговоров в кабине на запись параметров полета, то есть точного времени включения каждого прибора в кокпите. Расследование не закончено. Без данных с приборов технически невозможно установить картину происшествия. Этот "собеседник" (если он и существовал), во-первых, разгласив данные предварительного расследования, стал сам преступником (ст. 310 УК РФ), а во-вторых сообщил Магдалене лишь о ходе, а не о результатах расследования. Тогда о чем в этой статье речь?
A
Alexey02
14 мая 2010, 09:57
Скорее всего умышленная, санкционированная утечка
c
chit_chat
14 мая 2010, 10:55
Диспетчера не слышно было? Вот ведь странно! Диспетчеры говорили, что были трудности из-за языка, что переговоры велись с бортом, предлагались варианты изменения курса, а пилоты, оказывается, о своих будущих планах разговаривали, с женой ли один пойдёт на вечеринку, или с любовницей. Может, из-за языкового барьера они диспетчеров российских просто отключили?
q
qwerty-qwerty
14 мая 2010, 10:58
Опять про высотомер. Для определения высоты используют GPS приёмники. Принцип действия основан на одновременном измерении расстояния до нескольких (как правило — от четырёх до шести) вещающих спутников, находящихся на известных и специально корректируемых орбитах. На основании математических вычислений прибор определяет точку в пространстве — координаты φ,λ — широту и долготу места на модели поверхности Земли, а также высоту Н относительно среднего уровня моря модели (наиболее распространённая модель поверхности земли WGS84). С точки зрения истинности отображения координат имеет преимущество как перед барометрическими, так и перед радиотехническими высотомерами, так как не зависит ни от атмосферного давления, ни от измерения расстояния до физического рельефа местности.
x
xaw273
14 мая 2010, 12:02
Всё верно, но с GPS есть две маленькие проблемы: - GPS приёмник рассчитывает высоту относительно некоторой модели земного шара. Но вот приземляться придётся на реальную поверхность. Я бы больше доверился барометру, чем "теоретическому геоиду". - У GPS есть погрешность. И не маленькая. Особенно по вертикали. Особенно в облачную погоду. -25 метров для него не проблема.
OS
Oleg Skripnyak
14 мая 2010, 12:06
Ну а на самолетах они не должны использоваться Т.к. слишком не надежная щтука - зависит, например, от погоды - при плохой погоде может вообще не работать. От помех (вспомните Ирак, как наши сбивали с курса высокоточные ракеты). Да и помнится, однажды, эту систему вообще отключали, что тогда все самолеты должны были бы делать ?
A
Alexey02
14 мая 2010, 12:19
что тогда все самолеты должны были бы делать ? По баромертическому. Кстати недавно разбился ту-154 у домодедово без жертв. Вроде по ГПС как раз и хотел посадить
С
Светлый
14 мая 2010, 12:46
Там 204 RA-64011 был.
A
Alexey02
14 мая 2010, 12:56
ага, спасибо. Точно 204. У него на высоте ВСУП отказала с отказом соответственно автоматов и отображением директорных стрелок. После чего пытался посадить самолет сам и если я не ошибаюсь по ГПС
OS
Oleg Skripnyak
14 мая 2010, 14:33
По баромертическому. Т.е. Вы считаете что GPS должен использоваться как основной высотометр ? А если не работает то использовать другие ? Честно говоря смысла не вижу, лучше уж использовать один, но надежный...
A
Alexey02
14 мая 2010, 14:39
Нет, я вообще против ГПС, так как это навигационная система США, и не хотелось бы чтобы по ней садились на скорости чуть менее 300 км/ч наши первые лица и пр. важные фигуры. Хотя приминетельно к США - может и пойдет. Основной пусть будет барометрический. я за него.
A
Alexey02
14 мая 2010, 12:16
Насколько я понял - на ТУ-154 не было ГПС-навигации. Очень бы хотелось послушать диспетчера.
V
VMBeliaev
14 мая 2010, 21:30
Путин одним махом поляков убивахем. ФСБ - специалисты по предыдущим авариям вертолетов С.Федерова и Лебедя.
V
VMBeliaev
14 мая 2010, 21:35
2003 г. - аварии вертолета спутникого воздействия ФСБ 05.12.2003,В Польше создана специальная комиссия по расследованию причин аварии вертолета "Ми-8"
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем