Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Евросоюз ведет себя наивно в отношении бывших коммунистических шпионов, считает нобелевская лауреатка

© REUTERS/Jack Mikrut/Scanpix Sweden/FilesОбладательница Нобелевской премии по литературе Герта Мюллер
Обладательница Нобелевской премии по литературе Герта Мюллер
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейский Союз закрывает глаза на тоталитарное наследие бывших коммунистических стран, в которых важное положение продолжают занимать отставные офицеры тайной полиции, утверждает лауреатка Нобелевской премии по литературе Герта Мюллер.

Европейский Союз закрывает глаза на тоталитарное наследие бывших коммунистических стран, в которых важное положение продолжают занимать отставные офицеры тайной полиции, утверждает лауреатка Нобелевской премии по литературе Герта Мюллер (Herta Mueller).

Большая часть романов и рассказов г-жи Мюллер, по происхождению немки, родившейся в Румынии, описывает жизнь при диктатуре, в условиях постоянного страха перед румынской тайной полицией Секуритате. Свой последний роман «Вдох-выдох» (Atemschaukel) (по-английски вышел под заглавием «Все свое ношу с собой» («Everything I Possess I Carry With Me»)), принесший ей в прошлом году Нобелевскую премию, г-жа Мюллер посвятила депортации и советским трудовым лагерям, которые пришлось пережить родителям.

Однако выступая во вторник (13 апреля) в Брюсселе, в который она приехала, чтобы рекламировать свою книгу, г-жа Мюллер в основном фокусировалась на настоящем. В частности, она выразила недовольство в связи с тем, что ЕС оказывает недостаточно давления на своих новых членов и не требует от них преодолеть коммунистическое прошлое.

«Я считаю, что Евросоюз повел себя наивно, слишком быстро приняв эти страны. Он не мог представить себе какие хитроумные и сложные барьеры им необходимо преодолеть», - заявила она журналистам на пресс-конференции в брюссельском культурном центре Passa Porta.

«Я знаю, что в Румынии десятки бывших сотрудников Секуритате занимают высокие посты, и это практически никого не волнует. Обществу это неважно», - заметила она.

«Эти люди приобрели столько влияния, что сумели практически воссоздать свою старую сеть, структуру власти, в которой все друг с другом знакомы и друг другу помогают. Диктатура получила вторую жизнь. В других условиях, по-другому организованная. Без идеологии. Без социализма».

Примером того, как слабо проводилась в Румынии люстрация (этим термином обозначается правительственная политика ограничения доступа бывших коммунистов на политические посты), может стать Раду Тину (Radu Tinu), не скрывающий своего прошлого бывший глава отделения Секуритате, который некогда приказал установить микрофоны в квартире писательницы.

Г-н Тину, возглавляющий сейчас румынское отделение австрийской страховой компании, в прошлом году заявил, что нобелевская лауреатка страдала от психического заболевания, что она преувеличивает в своих рассказах о преследованиях и пошутил при этом, что премию заслужила сама Секуритате.

«Это меня очень нервирует. Не то, что он жив, а то, что он занимает такой пост, что крупнейшая в Австрии страховая компания – Staedtische Versicherung – нанимает таких людей на работу, а также то, что таки подобные люди занимают в Румынии такое положение, что он может выражать свои взгляды во всех газетах. В Германии это было бы невозможно» - говорит г-жа Мюллер.

Хотя сама 57-летняя писательница не чувствует, что Нобелевская премия, что-то для нее изменила, она полагает награду полезной в том смысле, что она позволяет «вывести тему диктатуры на передний план».

«Может быть, к тому, что я говорю, прислушается больше людей. Может быть, мои слова иначе воспримут. Именно для этого я стараюсь использовать премию».

Литература политизирована

Г-жа Мюллер не видит ничего дурного в том, что, как утверждают некоторые, Нобелевский комитет, присуждая премии, принимает в основном политические решения: «Литература – это не нечто аполитичное. Все литературные премии время от времени связаны со скандалами, и обычно именно по политическим причинам».

На вопрос о том, не давит ли премия некоторым образом на ее будущее творчество, г-жа Мюллер ответила: «Давление я чувствовала при диктатуре. Когда мой дом обыскивали, когда меня допрашивали».