Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Боль Польши

© РИА НовостиМемориал "Катынь" стал символом двух трагедий
Мемориал Катынь стал символом двух трагедий
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На фоне шока и боли от утрат в связи с крушением в субботу польского самолета, в котором погибли 96 человек, включая президента Леха Качиньского и его жену Марию, не следует забывать, куда все они направлялись и зачем.

На фоне шока и боли от утрат в связи с крушением в субботу польского самолета, в котором погибли 96 человек, включая президента Леха Качиньского и его жену Марию, не следует забывать, куда все они направлялись и зачем. Эта высокопоставленная делегация собиралась принять участие в памятных мероприятиях, посвященных жестокому убийству 20 000 польских военнопленных,  которое было совершено советскими спецслужбами в 1940 году в катынском лесу.

Тот факт, что такая поездка вообще могла состояться, красноречиво свидетельствует о том прогрессе, который был достигнут в двусторонних отношениях, которые можно считать одними из наиболее сложных в 20-м веке.

До 1990 года Россия категорически отвергала свою ответственность за события в Катыни. Вместе с правлением Сталина события в Катыни занимают шаткую позицию в российском изложении событий 20-го века.  Если сегодня вы остановите прохожего на одной из улиц Москвы, то он, вероятно, скажет вам, что Вторая мировая война (скорее всего, он назовет ее Великой отечественной войной) началась в 1941 году, когда Германия напала на Советский Союз.  Мнение о том, что на самом деле она началась на пару лет раньше, а Россия была на противоположной стороне,  вызовет немалое удивление, если не откровенную враждебность.

20 лет прошло с того времени, как Михаил Горбачев признал кровавые события в Катыни и 18 лет с того момента, когда Борис Ельцин публично подтвердил российскую ответственность за то, что там произошло. Однако многие еще продолжают считать, что это преступление в действительности совершили немцы. Даже Владимир Путин, который, насколько можно судить, признает ответственность России, неоднократно отказывался  выступить с покаянием, что вызывает резко негативную реакцию в Польше. Используемая при обсуждении этого вопроса риторика все больше становится барометром, по показаниям которого можно определять состояние польско-российских отношений.

Если прибегнуть к этому варианту оценки, то можно сказать, что эти отношения находятся в прекрасном состоянии. Неделю назад по российскому государственному телеканалу был показан фильм «Катынь». Эта польская лента, номинированная на премию Оскар и повествующая об этих кровавых событиях, после ее появления в 2007 году была осмеяна государственными средствами массовой информации и проигнорирована кинотеатрами. Более того, за три дня до крушения самолета  господин Путин посетил вместе с со своим польским коллегой Дональдом Туском мемориал в Катыни.  Он стал первым российским руководителем, сделавшим это.

Но даже в этой ситуации неудивительно появление теорий заговора.  Покойный президент Качиньский  был ярым антикоммунистом и критиком господина Путина. Он часто представлял себя в качестве защитника Польши от империалистических посягательств со стороны Кремля. Перед этой поездкой он, шутя, заметил, что ему могут не выдать визу.

Когда поляки смотрят на сегодняшнюю Россию, то они видят у своего прежнего угнетателя возрождающийся национализм, а также растущие попытки с уважением, а не с ужасом вспоминать о Сталине. Не удивительно, что это заставляет их содрогаться.  Вместе с президентом Качиньским в самолете находились начальник генерального штаба Франтишек Гагор (Franciszek Gagor), глава Центрального банка Славомир Скшипек (Slawomir Skrzypek), заместитель спикера парламента Ежи Шмайдзиньский (Jerzy Szmajdzinski), заместитель министра иностранных дел  Анджей Кремер (Andrzej Kremer) и 15 депутатов парламента. Кроме того, среди пассажиров этого рейса были четыре армейских генерала, вице-адмирал, а также несколько представителей высшего духовенства.

Для Польши это не только трагедия, но и политическое  обезглавливание.  Последним из польских лидеров в авиакатастрофе в 1943 году погиб глава польского правительства в изгнании  генерал Владислав Сикорский (Wladislaw Sikorski).  Перед тем, как его самолет потерпел катастрофу в районе Гибралтара, он также занимался выяснением отношений с русскими по поводу Катыни.  Слабым утешением является то обстоятельство, что господин Путин лично возглавил расследование этой катастрофы, и не исключено, что это вообще будет воспринято негативно.

Совершенно очевидно, что существует явная возможность обострения отношений между двумя странами после этой катастрофы, и поэтому следует сказать себе – в этом вопросе приоритет должен быть отдан мудрости рассудительных умов. Сегодня Польша не только неотъемлемая составная часть  свободного и либерального Европейского Союза, то также и важный член НАТО. Кроме того, Польша находится на передовой линии в отношениях между свободным Западом и Россией, откуда нередко поступают сигналы о том, что страна находится в очень опасной ситуации.