Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чехи по-разному оценивают договор США по ядерным вооружениям с Россией

© коллаж ИноСМИчехия про база оружие вооружение
чехия про база оружие вооружение
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ровно года назад президент США Барак Обама под сенью готических шпилей Пражского замка изложил свое видение безъядерного мира и заверил тысячи ликовавших чехов в том, что он «положит конец мышлению времен холодной войны».

Прага. Ровно года назад президент США Барак Обама под сенью готических шпилей Пражского замка изложил свое видение безъядерного мира и заверил тысячи ликовавших чехов в том, что он «положит конец мышлению времен холодной войны».

В четверг Обама вернется в Пражский замок для того, чтобы подписать договор о сокращении стратегических наступательных вооружений с Россией. Тем временем чехи не могут прийти к единому мнению относительно того, является ли этот примирительный диалог с их бывшими оккупантами опасно наивным, или же это достойный похвалы шаг на пути к достижению глобальной безопасности.

Эти чувства часто связаны с памятью  об инспирированном Советами коммунистическом режиме, рухнувшем в 1989 году.

Бывший борец против коммунизма и ветеран вооруженных сил США 78-летний Милан Паумер (Milan Paumer) обеспокоен тем, что Обама может пойти на уступки для того, чтобы гарантировать соблюдение Россией положений договора о сокращении стратегических вооружений, в соответствии с которым каждая из сторон в течение семи лет должна на 30 процентов сократить количество размещаемых на носителях ядерных боеголовок.

Российский президент настаивает на возможности выхода из договора в том случае, если Соединенные Штаты будут реализовывать свою противоракетную стратегию в Европе, которую российские официальные лица рассматривают как угрозу своей военной безопасности.

«Русским надо сказать: «Мы делаем вот так. Если это вам не нравится, то очень жаль», подчеркнул Паумер, которому удалось уйти от преследования 24 000 восточногерманских и советских полицейских во время своего продолжавшегося 29 дней побега на Запад из находившейся тогда под советским влиянием Чехословакии. После этого он в течение 40 лет жил в Майями.

Однако те чехи, у которых не осталось шрамов от сражений эпохи коммунизма, не обязательно разделяют подобную точку зрения.

«У меня лично нет негативного опыта в отношении России, - признается 27-летний архитектор Витезслав Петр (Vitezslav Petr), приветствующий «открытую политику» Обамы в отношении России. – Это более важно, чем предрассудки, основанные на прошлом».

Конфронтация – это не всегда подходящий ответ

Петр приветствовал победу Обамы на выборах, как и многие другие европейцы, которые воспринимали его как полную противоположность президенту Бушу, а развязанная последним война в Ираке здесь особенно непопулярна. Рейтинги поддержки Обамы в Европе выше, чем дома.

Однако его политика по налаживанию контактов с противниками иногда более сдержанно воспринимается в странах бывшего восточного блока.

Такой позиции придерживается 37-летний импресарио  Давид Гайдека (David Gaydecka). Он считает, что налаживание отношений не смогло предотвратить ввод советских танков в Чехословакию в 1968 году и гитлеровских войск за тридцать лет до этого.

«Я рад, что Обама заставил людей поверить в то, что мир можно сделать лучше. С другой стороны, создается впечатление, что он наивен, - признался Гайдека, поддерживавший планы размещения радара на территории Чешской Республики как части разработанного администрацией Буша плана по размещению противоракетного щита в Центральной Европе якобы для того, чтобы сбивать иранские ракеты. – Его дипломатия  не способна заставить иранцев прекратить работы по созданию ядерного оружия».

«Когда президентом России был Владимир Путин, - продолжил Гайдека. – он сказал, что нацелит  ракеты на европейские города, если Буш не откажется от своего противоракетного щита. Обама не должен уступать».

Обама отказался от размещения радара в сентябре прошлого года, сославшись на его стоимость и неудовлетворительные результаты испытаний.  Его администрация разрабатывает альтернативный план противоракетной обороны.

Чехи, рисковавшие своим политическим капиталом, пытаясь добиться одобрения правительством планов по размещению радара, против чего выступали приблизительно 70 процентов жителей страны, недовольны тем, что эти планы не были реализованы. «Это не лучший вариант, - подчеркивает бывший  директор департамента политики в области безопасности министерства иностранных дел Вероника Кучинова Смиголова (Veronika Kuchynova Smigolova), активно выступавшая за размещение радара.

В настоящее время она является послом в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и она не в восторге от предстоящего подписания Обамой договора, в котором, по ее словам, не содержится никаких прорывных положений.

Ее аргументы возмущают главу комитета по международным делам чешского парламента Яна Хамачека (Jan Hamacek), представляющего левую Социал-демократическую партию.

«Это договор  может стать очень важной шагом, способствующим укреплению доверия между двумя странами, - подчеркнул Хамачек. – Мы должны предпринимать такие попытки».

Будьте осторожны с «перезагрузкой»

Все без исключения политические партии Чешской Республики с одобрением отнеслись к действиям Обамы в отношении Афганистана. Сенатор Яромир Штетина (Jaromir Stetina), представляющий центристское направление, считает, что вооруженные силы США не допускают эскалации насилия.

Штетина надеется на то, что США продемонстрируют «такую же силу», защищая Грузию от России.

Бывший президент Вацлав Гавел (Vaclav Havel) высказал эту озабоченность в июле прошлого года в открытом письме, направленном Обаме. Это письмо, подписанное еще 20 бывшими лидерами Центральной и Восточной Европы, является напоминанием о том, что холодная война еще жива в памяти. «Мы хотим быть уверенными в том, - подчеркивается в письме, - что слишком узкое понимание западных интересов не приведет к необоснованным уступкам России».

Чешский посол в Соединенных Штатах Петр Колар (Petr Kolar) считает, что «перезагрузка» российско-американских отношений, судя по всему, произойдет во время обеда после церемонии  подписания. «Но нажатие на кнопку перезагрузки не означает, что вы при этом теряете свою память, - отметил он. – И лучше всего адресовать эти озабоченности самому Обаме».м