Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путевые заметки из Дагестана

Северокавказский Дагестан – один из самых интересных регионов России. Впечатления от Дагестана не портят даже постоянные сообщения о взрывах и перестрелках между боевиками и федеральными силами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конфликт боевиков и федералов за первый квартал этого года унес жизни 83 человек. Именно эта трагическая статистика, по большому счету, единственное, что о Дагестане появляется в СМИ. Уже во второй раз я мог лично убедиться в том, что один из самых интересных регионов России на самом деле не совсем такой, каким его рисуют в новостях.

Конфликт боевиков и федералов за первый квартал этого года унес жизни 83 человек. Ранено было 33 человека. В начале мая в результате двойного теракта в столице региона погибли 14 человек, еще 63 были ранены.

Именно эта трагическая статистика, по большому счету, единственное, что о Дагестане появляется в СМИ. Уже во второй раз я мог лично убедиться в том, что один из самых интересных регионов России на самом деле не совсем такой, каким его рисуют в новостях.

На прошлой неделе администрация главы Дагестана пригласила меня на презентацию, посвященную экономическому потенциалу республики, за что я хочу еще раз их поблагодарить. Подробный репортаж из Дагестана, не только на эту тему, в ближайшее время появится на Aktuálně.cz. Здесь, в блоге, я хочу отметить некоторые моменты, которые привлекли мое внимание.

Махачкала, столица республики, разрастается несколько хаотично. За последние десять лет число жителей столицы увеличилось ни много ни мало на четверть. Сотрудник администрации президента отметил, что для большинства приезжих город является перевалочным пунктом на пути в центральную Россию.

По этой причине город явно перенаселен, он страдает от избытка автомобилей. Пробки возникают практически в любом месте. Свой вклад вносит и специфический стиль вождения местных водителей.

Будучи иностранцем, который, на первый взгляд, не вписывается в атмосферу города, я совершенно не боялся за свою безопасность. Я без проблем гулял по городу и ездил на частных такси. Тем не менее, иногда по ночам в городе стреляют.

Не создается впечатление, что в Махачкале много полицейских и солдат. Они, главным образом, стоят у важных зданий в центре города и на его окраинах, у въезда в столицу.

Ислам в республике не утрачивает своих позиций. Для местных жителей, в первую очередь для молодежи, это способ самоопределения. Некоторые родители не скрывают опасений по поводу религиозности своих детей. Однако старшее поколение признается, что страхи возникают, скорее, из-за стереотипов.

В городе можно увидеть значительное количество девушек в платках и в традиционной одежде. Религиозность - здесь, религиозность - там. Однако явно больше девушек одетых вполне по-светски. Как ни странно, это касается и более отдаленных областей республики. Даже в самолете никто в спешке не переодевается: накрашенные девушки из Москвы на малую родину отправляются в мини-юбках.

Мода на хиджаб а-ля Саудовская Аравия, как считают местные, давно прошла.

У республики хороший инвестиционный аппетит, и она генерирует собственные амбициозные проекты: расширить Махачкалу за счет современных пригородов, качественно развивать туристический бизнес в республике, построить так называемый каспийский транспортный узел (кстати, уже сейчас из Дагестана по морю вывозят зерно в Иран).

Несмотря на не слишком хорошую репутацию, в Дагестан идет поток иностранных инвестиций. Если упомянуть офшоры, к республике, как ни странно, большой интерес проявляет Китай. И даже чешские фирмы. Например, компания Sklostroj из Турнова вместе с Чешским экспортным банком модернизирует стекольный завод в Дагестанских Огнях. Западные специалисты, как они сами утверждают, работать в неспокойной республике не боятся.

Российские инвестиции, по словам главы республики, тормозятся из-за высоких ставок по кредитам (около 16%).

В Дагестане хорошие позиции занимают коммунисты. Региональная организация Коммунистической партии находится непосредственно в здании мэрии. Правящая «Единая Россия», получившая на выборах в декабре прошлого года больше 80% голосов, размещается в Доме профсоюзов. Парадоксально.

Бывший президент России Дмитрий Медведев в Дагестане был не слишком популярен. А вот плакат его предшественника-преемника немного напоминает портрет властителя-императора.

Чешскую Республику в Дагестане до сих пор иногда еще путают с Чехословакией. Станислав Власов, руководитель кизлярского комитета по связям с общественными и политическими организациями, с ностальгией вспоминает, как 40 лет назад он переписывался с Ольгой Чайковой (Olgа Čajková). Укрепляя интернациональную дружбу с длинноволосой чешской красавицей, он в том числе обменивался с ней пластинками. Карла Готта Власов все еще очень хорошо помнит.

Массовый спорт номер один в Дагестане – это футбол. За махачкалинский «Анжи» играют такие игроки, как Самуэль Это'О и Роберто Карлос. Хоккеем дагестанцы тоже интересуются. Некоторым, как они говорили, было очень жаль, что за золото на чемпионате мира Россия боролась не с Чехией.

У ислама в Дагестане свои традиции, как и у производства коньяка. После распада Советского Союза большинство заводов закрыли. Выжило только несколько марок. Среди них и кизлярский коньяк, один из основных брендов республики. Этот коньяк, говорят, пьют и в Кремле.