Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия диверсифицирует рынки и маршруты экспорта нефти

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
От 75 до 85% российского экспорта нефти предназначено для европейских рынков. Этот экспорт осуществляется по трем основным маршрутам: через Балтийское море, через Черное море и через нефтепровод «Дружба» - самую большую в мире нефтепроводную систему. С каждым из этих маршрутов связаны свои проблемы.

Синопсис

Экспорт нефти из России находится на самом высоком с советских времен уровне – его объемы составляют 10,2 миллиона баррелей в день. При средних ценах за нефть в 2011 году на уровне 70-90 долларов за баррель (с тех пор цена возросла примерно до 100 долларов за баррель) Россия за прошлый год заработала на экспорте нефти и нефтепродуктов 309 миллиардов долларов. При этом Россия долгое время держалась своих традиционных экспортных маршрутов, большая часть которых ведет в Европу. Однако с 2007 года Москва работает над проектами по диверсификации направлений экспорта и расширению энергетических рынков, рассчитывая обеспечить себе более гибкие условия и дополнительные козыри на переговорах о поставках. В этом году в строй должны вступить два крупных расширяющих экспорт проекта - Балтийская трубопроводная система-2 и вторая очередь трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан.

Смотрите по теме: Цены на нефть на биржах и в бюджете России


Анализ

От 75 до 85% российского экспорта нефти предназначено для европейских рынков. Этот экспорт осуществляется по трем основным маршрутам: через Балтийское море, через Черное море и через нефтепровод «Дружба» - самую большую в мире нефтепроводную систему. С каждым из этих маршрутов связаны свои проблемы. Балтийское побережье России окружено быстро движущимися в воде льдами, а в феврале и марте акватория у его береговой линии имеет тенденцию замерзать. Порты на Черном море – в первую очередь, Новороссийск – это единственные российские тепловодные порты, однако Черное море перегружено, причем особенно это относится к проливу Босфор.

Тем не менее, самым проблемным маршрутом Россия считает трубопровод «Дружба», протянувшийся от российских нефтяных месторождений до рынков Центральной и Западной Европы через Восточную Европу. Для Москвы основная проблема с этим вариантом связана с зависимостью от соседей – Белоруссии и Украины, через территорию которых в результате идет большая часть российского нефтяного транзита в Европу.

Еще по теме: Нефть за 200 долларов и союз Москвы с Пекином (I)

В середине 2000-х годов Россия вела со многими европейскими странами споры из-за поставок энергоносителей, и это в ряде случаев создавало перебои с поставками. Характерным примером было прекращение поставок газа на Украину, которое в свою очередь привело к тому, что российский газ перестал поступать в большую часть стран Центральной Европы. В 2006 году после спора из-за нефтеперерабатывающего завода на ведущем в Литву участке «Дружбы» произошла поломка, и Россия отказалась ее исправлять. В 2010 году Россия прервала из-за ценового спора поставки нефти в Белоруссию, и вынуждена была отправлять нефть в Европу морем.

Читайте также: Россия вытеснила нефтяную альтернативу Белоруссии


Европейская стратегия


После этого Россия разработала стратегию по диверсификации транзитных маршрутов, позволяющую осуществлять поставки нефти крупнейшим европейским покупателям, не завися до такой степени от транзитных стран. Сперва Россия увеличила поставки нефти в порт Приморск через Балтийскую трубопроводную систему. После этого она начала строить вторую очередь Балтийской трубопроводной системы, тянущуюся к балтийскому порту Усть-Луге. Балтийская трубопроводная система-2 была завершена в ноябре 2011 года и должна заработать в конце марта. Ее пропускная способность будет составлять 1,1 миллиона баррелей в день, хотя через недавно расширенный порт Усть-Луга планируется экспортировать только 850 000 баррелей из них. Остальная нефть отправится на Киришский нефтеперерабатывающий завод и будет экспортироваться отдельно.

Этот маршрут даст России возможность непосредственно иметь дело с такими покупателями, как Польша и Германия, и поставлять нефть им напрямую, не полагаясь на проблемные транзитные страны. Россия уже долгое время ведет спор с Украиной о ценах на газ и о собственности на энергетическую инфраструктуру. Сейчас она может получить дополнительные рычаги для давления на Киев, перенаправив часть нефти, которая должна была транспортироваться через украинскую территорию, в новый нефтепровод, и лишив тем самым Украину дохода от транзита и части той значимости, которую ей обеспечивает контроль над транзитом.

Еще по теме: Нефть за 200 долларов и союз Москвы с Пекином (II)


Однако с Балтийской трубопроводной системой-2 связаны две проблемы: вышеупомянутое замерзание балтийских портов на два месяца в год и дороговизна. Поставки через балтийские порты будут стоить примерно на 3 доллара за баррель дороже, чем поставки через «Дружбу». Если учесть, что по балтийскому маршруту планируется экспортировать 850000 баррелей нефти в день, это увеличит издержки на миллионы долларов. Тем не менее, Россия считает это не особенно серьезными трудностями и полагает, что преимущества использования расширенной Балтийской трубопроводной системы явно перевешивают недостатки.



Азиатская стратегия

Вторая российская стратегия диверсификации рассчитана на то, чтобы расширить клиентскую базу и начать меньше полагаться на Европу. В 2009 году Москва и Пекин запустили нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО), протянувшийся больше чем на 3000 миль от сибирских нефтяных месторождений до Китая и тихоокеанского побережья. Его первая очередь обладает пропускной способностью в 600 000 баррелей в день. 300 000 из них поступают по одной ветке трубопровода в китайский Дацин, а еще 300 000 – по другой ветке в российский порт Козьмино, на продажу. В 2011 году нефть из Козьмино покупал целый ряд стран, в том числе Соединенные Штаты, Китай, Япония, Южная Корея и Филиппины.

Вторая очередь ВСТО должна быть запущена в следующем декабре, двумя годами раньше, чем запланировано. Это увеличит пропускную способность нефтепровода еще на 400 000 баррелей в день. В конечном итоге эта нефть будет направляться на новый большой НПЗ в Находке, возле Козьмино, однако завод такого размера будет строиться не один год, а в этом месяце проект только сдвинулся с места. Таким образом, пока поступающую в Козьмино нефть Россия будет просто продавать.

Читайте также: Как избежать нефтяного проклятия

В рамках соглашений о строительстве первой и второй очередей ВСТО Пекин согласился предоставить российским нефтяным компаниям «Роснефть» и «Транснефть» кредит на 25 миллиардов долларов при условии, что нефть будет продаваться Китаю со скидкой. Хотя первая очередь трубопровода уже построена, а вторая строится, его расширение все еще под вопросом, так как Китай и Россия долгое время не сходились в цене. Китай хотел заключить многолетний контракт на поставки нефти по ВСТО, зафиксировав скидку от цены в Козьмино в размере от 3 до 13 долларов за баррель. Россия, напротив, хотела взять с него доплату за транзит объемов нефти, уже поступивших через ВСТО в Дацин. 28 февраля стороны заключили договоренность, по условиям которой Китай на 20 лет получит скидку от цены в Козьмино в размере 1,5 доллара за баррель.

Россия диверсифицирует свою клиентскую базу, чтобы, если спрос в Европе упадет – или если отношения России с европейскими покупателями осложнятся по политическим причинам, – у российской нефти оставался обширный рынок на Востоке. За последнее десятилетие Россия увеличила долю своего нефтяного экспорта в Азию с 3 % до 15 % от общего объема экспорта, и не намерена на этом останавливаться. Когда ВСТО будет расширен, Россия – теоретически – сможет обеспечивать одну пятую китайского импорта или треть японского. Однако она не собирается выбирать одного клиента в Восточной Азии – напротив, у нее в регионе много партнеров. В свою очередь, восточноазиатские страны, видевшие, как Россия прекращала поставки покупателям на Западе, тоже не стремятся попасть в зависимость от Москвы.

Россия ставит своей целью к 2015 году удвоить добычу предназначенной для поставок в Восточную Азию нефти в Восточной Сибири. Однако, по слухам, разработка восточносибирских месторождений отстает от графика на год. Кремль пытается подхлестнуть эти проекты с помощью налоговых послаблений и снижения экспортных пошлин.

На сегодняшний день экспорт нефти в Азию не заставляет Россию снижать поставки в Европу, так как на этих двух направлениях задействована раздельная инфраструктура. Между тем наличие нескольких рынков обеспечивает российскому экспорту большую гибкость и определенную страховку на тот случай, если на одном из них возникнут проблемы. Это позволяет России чуть меньше беспокоиться за свои нефтяные доходы, несмотря на присущую рынку неустойчивость.