Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе «АвтоВАЗ», флагман российского автопрома, с размахом отмечал 45 лет с момента своего основания – с речами, тостами и с торжественными представлениями. Празднование проходило в Москве и в приволжском городе Тольятти.

На этой неделе «АвтоВАЗ», флагман российского автопрома, с размахом отмечал 45 лет с момента своего основания – с речами, тостами и с торжественными представлениями. Празднование проходило в Москве и в приволжском городе Тольятти.

Публика заполнила музей компании, в котором были выставлены ее автомобили и демонстрировалась кинохроника из советских времен – времен славы автомобилей «Лада». Над входом в музей был вывешен плакат «С днем рождения, “АвтоВАЗ”», на котором был изображен счетчик пробега с цифрами 0045, намекавшими на долгое будущее российского автопроизводителя.

В 2009 году подобная перспектива казалась маловероятной. Тогда продажи российских автомобилей упали более чем в два раза, и «АвтоВАЗ» вплотную подошел к банкротству, поставив под угрозу инвестиции Renault, вложившей в компанию перед самым финансовым кризисом 1 миллиард долларов.

Российские акционеры «АвтоВАЗ» и Renault, которая и сама переживала финансовые трудности, начали спорить о том, кто должен спасать компанию. В итоге «АвтоВАЗ» уволил своего вице-президента француза, заменив его на россиянина.

Сейчас, два года спустя, французский автопроизводитель, похоже, примирился со своими российскими партнерами. Председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Чемезов заявил на этой неделе, что Renault, обладающая сейчас 25% акций компании, и Nissan к концу года совместно собираются получить контрольный пакет акций – 50%.

Renault и ее японский партнер Nissan создают в Тольятти совместную производственную линию, чтобы выпускать пять моделей автомобилей – две модели «Лад», Nissan (со следующего года), и две модели Renaults (к 2013 году). На этой неделе французский автопроизводитель, инвестирующий в Тольятти 400 миллионов евро, заявил, что три компании будут также выпускать на Волге двигатели и коробки передач.

На этой неделе Renault провела тур для журналистов, продемонстрировав, как рабочие устанавливают оборудование в обширных кузовном и покрасочном цехах, пропускной способностью в 60 автомобилей в час, находящихся в одном из углов огромного комплекса «АвтоВАЗа», территория которого составляет 5 километров на 2 километра.

«Мы собираемся с самого начала добиться максимального качества», - утверждает Фади Салами (Fadi Salami), руководитель проекта покрасочного цеха и один из примерно 100 работающих в Тольятти сотрудников франко-японского альянса (в сентябре их должно быть уже 120).

Президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров обещает, что автопроизводитель, много лет сокращавший производство, через пять лет будет задействован на полную мощность и станет выпускать по миллиону автомобилей в год. Если этого удастся достигнуть, полный цикл «АвтоВАЗа» вернется ко временам своего расцвета.

Новую жизнь в компанию вдохнул растущий в России спрос на автомобили. Renault и прочие автопроизводители ожидают, что в этом году россияне купят от 2,6 до 2,7 миллионов машин. Это больше чем докризисный пик в 2,56 миллиона, достигнутый в 2007 году.

Ford Motor, Volkswagen и Fiat уже объявили, что собираются всерьез вкладывать средства в Россию. Их привлекает растущий рынок, и к тому же они принимают во внимание новые распоряжения российского правительства, которое требует, чтобы автопроизводители выпускали в России больше дорогостоящих комплектующих, таких как двигатели.

Для России «АвтоВАЗ» - то же самое, что VW для Германии и Fiat для Италии. Это флагман промышленности и предмет национальной гордости. Даже после того, как он уволил за время кризиса 40 000 человек, он дает работу 70 000 человек и создает 0,5 % российского ВВП. Четыре из пяти самых популярных в России моделей машин – это «Лады».

Однако после того, как в 1990-х годах Россия открылась для импорта, «Лада» заметно утратила свои позиции. Тогда же в Тольятти начались перестрелки – рэкетиры сражались за контроль над производством.

Завод, по-прежнему остающийся одним из самых больших в мире, был построен компанией Fiat и открылся в 1970 году. Вокруг него возник новый город, названный в честь главы итальянской компартии. У «АвтоВАЗа» были свои школы и больницы, а также своя железная дорога. Он до сих пор – что необычно для автопроизводителя – плавит сталь, делает пластик и выпускает станки.

В 2008 году Renault выиграла конкурс, обойдя GM и Fiat, и приобрела акции «АвтоВАЗа». Многие аналитики тогда сочли это рискованным шагом. Финансовый кризис впоследствии заставил французскую компанию отложить планы в отношении «АвтоВАЗа» и вдобавок поссорил ее с Кремлем. В ходе спора о спасении завода, российские власти даже угрожали Renault размыть ее пакет.

Тем не менее, выход из тупика все же был найден. Российское правительство предоставило «АвтоВАЗу» кредит на сумму в 25 миллиардов рублей, а Renault, спасенная французским правительством, согласилась поделиться моделями и технологиями. Пять новых моделей, которые будут выпускаться в Тольятти, основаны на ее платформе «B-Zero».

В этом году Renault неоднократно возила инженеров и техников с «АвтоВАЗа» на свои заводы во Францию, Румынию и Турцию, чтобы они могли пройти обучение в области производства и контроля качества. Renault и «АвтоВАЗ» также совместно работают над закупочной деятельностью. Они утверждают, что с 2009 года им удалось снизить на две трети число бракованных деталей в автомобилях «АвтоВАЗа».

Сейчас «АвтоВАЗ» снимает с производства старые модели «Лады», такие как угловатая «Лада-2107», заменяя их новыми. В декабре компания начнет производство дешевой модели «Лада-Гранта», которую она называет «народным автомобилем».

По мнению аналитиков, у «АвтоВАЗа» хорошие шансы на процветающем рынке, на котором растут продажи у всех автопроизводителей, однако ему придется столкнуться с суровой конкуренцией, особенно на фоне окончания программы по субсидированию утилизации старых автомобилей, которая в прошлом году помогла компании поднять продажи. Даже в Тольятти, некогда бывшем городом одной компании, сейчас немало салонов конкурирующих марок - от китайского автопроизводителя Lifan до Mazda и Porsche.

«Компания сильно отстает по качеству от западных производителей, однако она улучшает свои показатели», - считает Кэрол Томас (Carol Thomas), аналитик консалтинговой компании JD Power.