Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузинский барьер России на пути в ВТО

© коллаж ИноСМИроссия и вто
россия и вто
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
9-10 марта 2011 года в швейцарском городе Берне между делегациями Грузии и России состоялись первые переговоры по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию. Это второй формат в российско-грузинских отношениях после Женевских переговоров. Стороны обменялись собственными позициями. Россия пытается вступить в ВТО еще с 1993 года.

9-10 марта 2011 года в швейцарском городе Берне между делегациями Грузии и России состоялись первые переговоры по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию. Это второй формат в российско-грузинских отношениях после Женевских переговоров. Стороны обменялись собственными позициями.

Россия пытается вступить в ВТО еще с 1993 года. Но для этого она должна получить согласие всех членов этой организации. В то же время страны могут предъявить другой стороне экономические требования, но ни в коем случае не политические. Условие, которые ставит Грузия на пути удовлетворения требования России о вступлении в ВТО, состоит в следующем: легализовать таможенно-пропускные пункты, расположенные на Псоу и Роки.

Напомним, что Россия установила Грузии эмбарго после того, как Кремль закрыл свой рынок для грузинского «Боржоми» и грузинских вин. Кроме того между странами разорваны дипломатические отношения после оккупации Россией 20% территории Грузии и признания независимости двух регионов Грузии. А Россия очень хочет вступить в ВТО. Таков фон переговоров между сторонами, находящимися в состоянии войны друг с другом.

Так как Грузия не имеет права предъявить России политические требования, а территориальное единство представляет для грузинского народа и его руководства наипервейший интерес, то официальный Тбилиси поставил перед Москвой вопрос о таможенных отношениях. Вопрос таможенно-пропускных пунктов, конечно же, относится к разряду экономических, тем более – когда дело касается двух граничащих друг с другом государств. В противном случае возникает вопрос: как Россия намерена осуществлять экономические отношения с членом этой организации - Грузией при существовании нелегальных таможенных пунктов? Но Россия пытается придать этому требованию политическую подоплеку. По заявлению руководителей России, граница на Псоу и в Роки у нее имеется с «Абхазией и Южной Осетией», а не с Грузией, поэтому требования Тбилиси она называет нереальными и отсылает нас к марионеточным режимам. Хотя международное право говорит совершенно о другом, с чем Москве, безусловно, придется смириться.

А пока Россия будет думать и торговаться, переговорный процесс по этому вопросу превратится в «игру нервов». Победит тот, кто сумеет до конца защитить свою позицию. В этом плане положение Грузии укрепляют историческое и международное право, позиция международного общества и принятые им же множество резолюций. Хотя следует отметить, что в условиях нынешней реалполитики все это ничего не значит. Тем более что документы, опубликованные скандально известным Wikileaks, рассказывают о таких фактах, которые, наверное, трудно было бы себе представить. Например, что Франция через месяца два после вторжения России в Грузию в августе 2008 года перешла стала бы лоббировать интересы России в Евросоюзе. Более того, оказывается, она шантажировала другие страны и грозила им блокированием программы «Восточное партнерство», если Швеция и некоторые государства помешали бы возобновлению переговоров между Россией и Евросоюзом и требовала от них вести себя так, что якобы ничего не произошло. И это все Франция, президент которой был посредником подписания между Грузией и Россией соглашения о прекращении огня 12 августа 2008 года, требования которого Россией по сегодняшний день не выполнены. Тут же отметим, что в этом процессе позицию Франции поддерживали Германия и Италия, которые последние годы явно проводили пророссийскую политику. Исходя из этого, политическая и дипломатическая война еще впереди, несмотря на то, что требования Грузии вполне справедливы и соответствуют Уставу ВТО.

В Берне состоялся первый раунд переговоров, и стороны обменялись позициями, хотя Россия уже начала пропагандистскую войну. Кремль считает, что в его руках один из сильнейших рычагов давления на Грузию в лице вопроса о допуске грузинской продукции на российский рынок. Именно на этом и построена российская пропагандистская машина. Контролируемые Кремлем информационные средства твердят, что это единственный вопрос, в котором Кремль может пойти на уступки в ходе этих переговорах. Более того, с многозначительными заявлениями выступил политический санитар Кремля Геннадий Онищенко. По его словам, грузинские вина могут вернуться на российский рынок, хотя для этого они должны пройти «молдавский путь». Но в то же время Онищенко еще раз нелестно отозвался о «Боржоми» и посоветовал российским гражданам пить «Ессентуки» (наверное, господин Онищенко имеет долю в производстве этой минеральной воды, коль делает ей рекламу). Да при этом еще и назвал Грузию «национально-территориальным образованием». Онищенко также пообещал, что доберется до грузинской продукции даже в Украине и Беларуси и заблокирует ее, так как у России с этими государствами единая таможенная система. Но главным в его заявлении был намек грузинам на существующую возможность вернуть продукцию на российский рынок, и такая возможность рассматривается именно в разрезе вступления России в ВТО.

Интересно, на что же надеются Онищенко и Кремль, когда выступают с подобными заявлениями? На кого они рассчитаны? Следует отметить, что грузинские оппозиционные силы, приближенные к Кремлю, последнее время все более активно говорят именно о такого рода уступках со стороны Грузии. То есть Грузия, мол, не должна говорить о границах и должна согласиться на возвращение собственной продукции на российский рынок («это ведь огромнейший рынок», «наша экономика испытывает трудности, и российский рынок поможет нам», «нам все равно не добиться удовлетворения наших требований и лучше согласиться на то, что нам предлагают»). К этому добавляется большая надежда России на оппозиционные выступления, намеченные на весну, которые, как они предполагают, должны поддержать грузинские крестьяне, желающие сбыть собственную продукцию. Кремль предполагает, что таким образом все это станет внутриполитическим давлением на грузинские власти в связи с интересующим его вопросом.

Но так ли нужен Грузии российский рынок, как это предполагают руководители Кремля? Зависимость от одного большого рынка нанесла экономике Грузии большой урон. И если российский рынок все-таки откроется для Грузии, то вся ее экономика вновь будет рассчитана на этот рынок и вновь будет полностью зависеть от настроения Онищенко, что нанесет Грузии еще больший ущерб. Вступление России в ВТО не будет гарантией того, что Москва не придумает другие меры для с целью заблокировать грузинскую продукцию. На прошлой неделе Онищенко заблокировал ввоз на российскую территорию абхазских вин. Следует отметить, что сухумский режим пользуется неслыханной лояльностью Кремля, и заблокированное вино при таком положении дел не иначе, как действительно должно было быть помоями. К 8 марта в Россию не «впустили» и абхазскую мимозу, которая для российского населения традиционно была символом наступления весны. Оказывается, она тоже была заражена вирусом. Так какие же на этом фоне у грузинского предпринимателя гарантии, что российские онищенки не найдут миллиона причин, чтобы в очередной раз создать Грузии проблемы?

Сегодня экономика и рынки сбыта, действительно, представляют интерес для Грузии. Хотя в любое время и на любом этапе развития они будут представлять собой такой же интерес. Но наипервейшей задачей грузинского руководства должна быть территориальная целостность. Тем более что, если Россия войдет в ВТО, ей все равно придется в определенной степени открыть собственный рынок для грузинской продукции. Исходя из этого, грузинская сторона во время переговорного процесса должна, как говорится, стоять на своем при обсуждении экономических вопросов. Более того – она уже с самого начала должна заблокировать любой экономический вопрос, тем самым прямо указав России – зафиксированная позиция в связи с таможенно-пропускными пунктами неизменна и представляет собой если не единственное, то самое важное условие. А экономические вопросы можно рассматривать после решения таможенных вопросов.

Скорей всего, переговорный процесс затянется во времени. Возможно, что будет иметь место определенное давление со стороны сторонников вступления России в ВТО. Обязательно следует отметить, что именно этот фактор и подчеркивает российское руководство при обсуждении вопроса. Именно с этой темой и был связан визит вице-президента США Джозефа Байдена в Москву. Цель США состояла в урегулировании собственных вопросов, хотя Путин воспользовался ситуацией и косвенно попросил Байдена осуществить давление на Грузию. В связи с этим вице-президент США заявил, что США уже попросили Грузию не мешать России на пути встпуления во Всемирную торговую организацию. Хотя никакого обещания оказать на Грузию давление и вынудить ее пойти на уступки не давали. Официальный Тбилиси отметил, что никакого давления по этому вопросу со стороны США не существует. Другое дело европейские государства. Не исключено, что правительства Германии, Италии и Франции опять устроят демарш в отношении Грузии, чтобы еще раз лоббировать интересы Кремля и вынудить Грузию согласиться пойти на такие уступки, которые будут ориентированы на политические и экономические прихоти этих государств. С одной стороны, непонятно, почему Тбилиси должен согласиться на подобные требования (если они будут), тем более что европейская общественность не проявляла особого беспокойства ради того, чтобы вынудить Россию выполнить принятые ими же резолюции в отношении Грузии; а с другой стороны - даже в условиях существования такого давления Тбилиси должен оставаться на своих позициях и указать: тот, кто хочет видеть Россию в ВТО, должен вынудить Россию выполнить указанные международные обязательства. И ни в коем случае нельзя уступать на радость другим этот единственный имеющийся у Грузии рычаг в обмен на абсолютно невыгодные условия.

Естественно, Россия использует и второе пропагандистское оружие – признание в качестве независимых государств территорий Грузии. Когда речь идет о легализации таможенно-пропускных пунктов на Псоу и Роки, Россия заявляет, что эта тема ее не касается, что существуют «независимые государства» в лице Абхазии и т.н. Южной Осетии и требование Грузии выходит за рамки политических возможностей Москвы. Думаем, что в таком случае мы просто должны дождаться времени, когда у России появятся такие «возможности», и лишь после этого продолжить разговор о вступлении России в ВТО. Тем более что, за последние 20 лет Кремль не раз создавал себе такие «возможности» для захвата грузинских территорий, и вполне может еще раз побеспокоиться, теперь уже для их возвращения.

P.S.
В воскресенье министр иностранных дел России Сергей Лавров сделал еще одно заявление о том, что Россия может вступить в ВТО в обход Грузии.
Следует отметить, что заявление Лаврова является продолжением давления на Грузию и блефом в политической игре, которую ведет Россия. В противном случае вызывает удивление, почему это Москва так «унижает» себя и просит Тбилиси впустить ее в ВТО. И даже если Россия сумеет достичь своей цели в обход Грузии, позиция, зафиксированная Грузией, – это вопрос чести, и официальный Тбилиси должен до конца сохранить собственное достоинство, тем более что терять ему уже нечего.