Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Инвесторы не могут похвастаться успехами в России

© коллаж ИноСМИВ России бизнесом надо заниматься с душой
В России бизнесом надо заниматься с душой
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Инвесторы очень не любят Россию как место для вложения инвестиций. Слишком велик страх перед коррумпированной деловой практикой. Помимо коррупции эксперты в области экономики, объясняя существующий в России плохой инвестиционный климат, указывают на отсутствие правовой безопасности.

Инвесторы очень не любят Россию как место для вложения инвестиций. Слишком велик страх перед коррумпированной деловой практикой.

Россия была и продолжает оставаться опасным местом для инвесторов. Не лишено определенной иронии то обстоятельство, что BP после катастрофы в Мексиканском заливе вновь ищет спасения в этой стране. Нынешний глава BP Роберт Дадли (Robert Dudley) вынужден был бежать из огромной империи, после того как российские совладельцы совместного британско-российского предприятия ТНК-BP натравили на него российские власти за то, что BP, опасаясь конкуренции, препятствовала экспансии за границей своей «полудочке».

Группу российских акционеров этого совместного предприятия, представляющих консорциум AAR, возглавляет Михаил Фридман, который занимает третье место среди самых богатых россиян. В борьбе с Фридманом потерпели поражение уже несколько его партнеров по бизнесу. Это можно сказать, например, о  норвежском концерне Telenor: этот акционер третьего по размеру российского сотового оператора «Вымпелком» попытался воспрепятствовать экспансии предприятия на Украине с целью защитить свое украинское предприятие Kyivstar от конкуренции.

В конечном итоге Фридман с помощью одного из российских судов поставил норвежцев на колени, и, по информации WikiLeaks, потребовалось личное вмешательство премьер-министра Владимира Путина для того, чтобы спасти принадлежащие компании Telenor акции «Вымпелкома». «Мы понимаем, что проблемы с компаниями Telenor и BP не улучшили наш имидж, - заявил Фридман в прошлом году в интервью Welt Online. – Но мы сознательно пошли тогда на этот шаг, так как транснациональные концерны, приходящие в страну, рассматривают совместные предприятия, в которые они инвестируют средства, как свои собственные филиалы».

Не только Фридман имел конфликт с западными концернами. Самой компании ТНК-BP уже давно угрожают российские власти, которые могут лишить ее долгосрочной лицензии на разработку расположенного в Сибири Ковыктинского месторождения и передать контроль над этим стратегическим газовым ресурсом государственному концерну «Газпрому». Затребованная за это ТНК-BP сумма в миллиард долларов показалась Газпрому слишком высокой. В настоящий момент компания ТНК-BP начала процедуру банкротства оператора Ковыктинского месторождения и собирается выставить его в феврале на аукцион для продажи.

Российские государственные концерны оказались в выигрыше с того момента, когда Путин начал проводить жесткую линию в отношении частных предприятий. Так было, например, на острове Сахалин у берегов Японии. Проект по добыче природного газа «Сахалин-2» до 2006 года занимал первое место по объему иностранных инвестиций и управлялся компанией Shell, обладавшей мажоритарным пакетом акций. Однако в 2006 году Газпром при помощи российского природоохранного ведомства добился передачи ему контроля над этим предприятием, а компания Shell стала миноритарным акционером с блокирующим пакетом акций. Речь идет в конечном итоге о справедливости – так позднее прокомментировал этот случай Путин.

Помимо коррупции эксперты в области экономики, объясняя существующий в России плохой инвестиционный климат, указывают на отсутствие правовой безопасности. По данным Всемирного банка, Россия в области защиты инвестиций занимает 93 место в списке из 183 стран, а по общей оценке благоприятного климата для предпринимателей она откатилась на 123 позицию. После финансового кризиса и совпавшего с ним вступления в должность президента Дмитрия Медведева, привлечение в страну инвесторов объявлено одной из главных целей.

Вступление России в ВТО вновь повысит ее привлекательность

Запланированное на этот год вступление России в ВТО и связанное с этим установление одинаковых правил игры вновь должны сделать страну привлекательной для инвесторов, считает советник Медведева Аркадий Дворкович. России нужны новые драйверы роста, что подтверждается макроэкономическими данными. Темпы роста российской экономики в 2010 году, если сравнивать с другими странами БРИК, составили всего 3,8%. К этому следует добавить неожиданно высокий отток капитала, достигший 38,3 миллиарда долларов (28,2 миллиарда евро), тогда как Центральный банк исходил из примерно 22 миллиардов.
 
Многое объясняет необходимость погашать долги перед иностранными кредитными учреждениями. Некоторые предприятия, как считает аналитик банка «ВТБ Капитал» Алексей Моисеев, предпочли инвестировать свои средства в страны ближнего зарубежья, где, по их мнению, существует более привлекательное соотношение риски/прибыль. Об этом свидетельствует и динамика прямых иностранных инвестиций. Согласно статистическим данным ООН (UNCTAD), Россия с 2,5% прироста в 2010 году и общей суммой в 39,7 миллиарда долларов явно отстает по этому показателю от остальных стран с развивающимися экономиками (плюс 9,7%).

Конечно, некоторые фирмы продолжают приходить в Россию с крупными инвестициями. Так, корпорация PepsiCo в декабре прошлого года за 3,8 миллиарда долларов приобрела своего российского конкурента компанию «Вимм-Билль-Данн», и это самое крупное иностранное вложение капитала за пределами сырьевой отрасли. Кроме того, американский финансовый инвестор General Atlantic примерно за 200 миллионов долларов стал обладателем примерно пятой части активов известного производителя программного обеспечения для защиты компьютеров Kaspersky Lab. Однако другие компании выводят свои капиталы из России. Это относится к немецкому парфюмерному и ювелирному ритейлеру Douglas, которой в конце декабря за 60 миллионов евро продал свою российскую сеть местному конкуренту. Тем не менее, по данным Государственной регистрационной палаты, всего в России работает 6091 предприятие с немецким участием.