Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В российском воздушном флоте наводится порядок

Богатый 'Аэрофлот' и невыгодное итальянское дело picture
Богатый 'Аэрофлот' и невыгодное итальянское дело picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Виталий Савельев называет себя «человеком для выполнения невозможных заданий». Этот 56-летний экономист, выросший в узбекском городе Ташкенте, с марта нынешнего года управляет крупнейшей российской авиакомпанией «Аэрофлот». Теперь он может показать, на что он способен. Эта государственная авиакомпания должна помочь российскому воздушному флоту подняться до международного уровня и составить конкуренцию таким компаниям как Lufthansa.

Виталий Савельев называет себя «человеком для выполнения невозможных заданий». Этот 56-летний экономист, выросший в узбекском городе Ташкенте, с марта нынешнего года управляет крупнейшей российской авиакомпанией «Аэрофлот». Теперь он может показать, на что он способен. Эта государственная авиакомпания должна помочь российскому воздушному флоту подняться до международного уровня и составить конкуренцию таким компаниям как Lufthansa.

Задание это поступило сверху: премьер-министр Владимир Путин хочет навести порядок в этой отрасли. Пока в стране насчитывается 160 авиакомпаний, однако большинство из них нежизнеспособны и используют старые машины. Часть этого устарелого балласта Путин в приказном порядке передал в распоряжение «Аэрофлота». Теперь шесть обанкротившихся авиакомпаний, который должны были соединиться под крышей государственной корпорации «Ростехнологи» и создать региональную авиакомпанию «Росавиа», Савельев  должен будет к 2011 году интегрировать в «Аэрофлот».

Это не простая задача. Как раз недавно Савельев уволил некоторое количество сотрудников компании, отказался от определенных маршрутов и сократил расходы для того, чтобы можно было без особых потерь пролететь через грозовую зону, вызванную кризисом. Прежде всего он вкладывает средства в новые самолеты, а также в обучение персонала, занятого обслуживанием воздушных судов и пассажиров. Это делается для того, чтобы догнать по качеству предоставления услуг европейских конкурентов.

От старых самолетов марки «Туполев» он уже отказался. Ненадежным дочерним предприятиям «Аэрофлот-Норд» и «Аэрофлот-Зюд» («Аэрофлот-Дон») он запретил использовать название компании. Кроме того, он увеличил количество рейсов на некоторых  направлениях. Так, вчера «Аэрофлот» объявил о введении четвертого в неделю рейса из Дрездена в Москву.

Проект «Росавиа» не состоялся


От остатков «Росавиа» у Савельева пока только одна головная боль. Самолеты устарели, задержки рейсов становятся уже правилом, а обслуживающий персонал работает по советским лекалам. Кроме того, в этой обанкротившейся массе провалившегося путинского проекта находится также авиакомпании «Россия», которая в прошлом году набрала долгов на более чем 70 миллионов евро. «В краткосрочной перспективе интеграция этих авиакомпаний будет негативно влиять на показатели Савельева, - подчеркивает аналитик в области воздушных сообщений московской компании «ВТБ-Капитал» Георгий Тараканов. – Но если все пойдет хорошо, то «Аэрофлот» сможет значительно укрепить свои позиции внутри России».

В России «Аэрофлот» давно уже является главным героем. В 2009 году эта компания перевезла 8,8 миллиона пассажиров, и это больше, чем сделали его преследователи «Трансаэро» (5 миллионов) и «S7» (4,6 миллиона). Если сравнивать с европейскими гигантами в этой области, то «Аэрофлот» представляется незначительной величиной. Его оборот составляет 3,3 миллиарда долларов, и это в десять раз меньше, чем у компании Lufthansa.

Конечно, премьер-министр Путин делает много для того, чтобы эти планы были реализованы. Иногда это вызывает раздражение у компании Lufthansa. Причиной конфликта являются право пролета над территорией – любая иностранная авиакомпания должна платить огромные суммы в виде специальных сборов, если ее самолеты пролетают через российское воздушное пространство, хотя пунктом назначения при этом может быть не Москва, а Пекин или Токио. Российское правительство установило такие высокие тарифы за право пролета, что иногда дешевле обогнуть Россию и не пересекать ее воздушных границ. Поэтому Lufthansa, которая каждый день платит за право пролета полмиллиона евро, попросила федерального министра транспорта Петера Рамзауэра (Peter Ramsauer) о помощи, и тот недавно поднял этот вопрос во время межправительственных консультаций в Екатеринбурге.

Часть средств, получаемых от сборов за право пролета, достается «Аэрофлоту». Авиакомпания получает также преимущества оттого, что правительство Путина удерживает на низком уровне сборы за право посадки для иностранных фирм в России. Однако: «Если рынок будет полностью либерализован, то у «Аэрофлота» в борьбе с конкурентами возникнут серьезные проблемы», отмечает аналитик Тараканов.

Путин также хочет подтянуть до современного уровня те предприятия, которые занимаются созданием самолетов. Россия недавно вернулась на этот рынок, представив ближнемагистральный самолет «Сухой «Суперджет 100», а также среднемагистральный лайнер МС-21. В ходе работы авиасалона в Фарнборо российские производители заключили договоры о поставках на сумму десять миллиардов долларов.

Миссия невыполнима

Хотя предшественник Савельева и заказал 30 самолетов «Суперджет 100», сам он делает ставку на закупку различных моделей фирмы Airbus. За это его недавно отчитал Путин при включенных телекамерах: «Вы хотите занять доминирующее положение на российском внутреннем рынке, но не покупаете российскую технику, - недовольно заметил премьер-министр. – Так не пойдет». И вновь перед Савельевым поставлена невыполнимая миссия – он должен так быстро расти, чтобы возникла потребность покупать российские самолеты.