
Российская экономика восстановится, а ее политическая система не изменится

За последний месяц мы стали свидетелями целого ряда поистине безумных попыток сравнить нынешние экономические трудности России с глубоким системным кризисом командной экономики в 80-е годы. Михаил Горбачев, среди прочих, утверждает, что в России наступает "момент истины", как и перед крахом коммунизма. Как я уже говорил раньше, существует масса причин, по которым совершенно неправильно сравнивать крах командной системы социализма с временным (пусть и общепризнанно резким) спадом в нынешней рыночной (пусть и далеко не совершенной) экономике России. Но даже если мы сделаем огромное допущение и согласимся, что Российскую Федерацию образца 2010 года можно напрямую сравнивать с Советским Союзом конца 80-х, то что мы сможем сказать о состоянии российской экономики? Она что, живет так же плохо, как и советская командная система в период своей предсмертной агонии? В состоянии ли она удовлетворять потребности граждан России?
Не нужно особенно пристально вглядываться в сегодняшнюю картину, чтобы понять: самое страшное в российском кризисе уже позади. На самом деле, если у вас нет очень явной и прямой идеологической заинтересованности в том, чтобы изображать Россию и ее экономику в самом худшем и мрачном свете, то становится вполне очевидно, что небеса на землю не упали, и что волны "народной власти", ведомые Гарри Каспаровым и Борисом Немцовым, не вышвырнут Владимира Путина из его кабинета на улицу. Промышленное производство в России снова растет, учетные ставки снижаются, а инфляция в стране едва ли не на самом низком уровне за весь постсоветский период. Рост экономики может составить примерно 4,5 процента; и что самое важное, нефть снова стоит более 80 долларов за баррель (а если цены на нефть еще поднимутся, то бюджетный дефицит Кремля, о котором так много кричат, и вовсе исчезнет).
Означает ли это, что российская экономика, подобно китайской, вот-вот вырвется на просторы мирового рынка? Не хлынут ли толпы российских бизнесменов, подобно ордам завоевателей-вестготов, на улицы Лондона, Парижа и Берлина? Может быть, Кремль просто выкупит обратно все то, что он утратил с распадом Советского Союза? Нет, нет и нет. В российской экономике по-прежнему сохраняются серьезные структурные недостатки и слабости и, согласно заявлениям самого же российского правительства, экономический подъём в стране все еще очень неустойчив. Но что действительно не грозит медленно выздоравливающей России, так это полный коллапс ее политико-экономической системы, как это было в конце 80-х.
Почему сегодняшней российской системе не грозит крах? На мой взгляд, по трем основным причинам.
1) Сегодня российская экономика намного более гибкая и манёвренная по сравнению с советским периодом.
Европейский банк реконструкции и развития регулярно публикует отчеты по странам с переходной экономикой. Если составить шкалу, на одном конце которой будет 0 (означающий совершенно несвободную экономику) а на другой цифра 4,5 (представляющая сладкую мечту создательницы объективизма Айн Рэнд (Ayn Rand) о неограниченном капитализме), то у России будут неплохие показатели по следующим аспектам:
- приватизация крупных предприятий - 3,0
- приватизация мелких предприятий - 4,0
- либерализация цен - 4,0
- торговая и валютная система - 3,4
Если говорить честно, то есть несколько весьма важных отраслей, таких как банковская, где успехи у России далеко не блестящие. Есть и такие области, где показатели просто отвратительные, например, в реструктуризации промышленности. Конечно, это не здорово. Но я и не пытаюсь доказать, что путинская Россия каким-то чудесным образом превратилась в идеальную страну Утопию и рай земной. Я просто говорю о том, что это более либеральная, гибкая и лучше адаптирующаяся система, чем административно-командный социализм Советского Союза. Мне кажется, здесь и спорить-то не о чем, надо просто признать очевидный факт (советская командная система по шкале ЕБРР не набрала бы и полутора очков ни по одному из показателей).
2) Российская политическая система и политическое руководство страны внимательнее прислушиваются и больше реагируют на общественное мнение.
В России идеальная демократия? Нет. А есть ли там вообще демократия? Это весьма спорно, но лично я считаю, что Россия провалит большую часть экзаменов по "полиархии". Сегодняшняя Россия это популистская авторитарная система или, как ее еще иногда называют, "система конкурентного авторитаризма", в которой альтернативные центры власти и оппозиция жестоко подавляются, но политическое руководство одновременно пытается заручиться поддержкой населения – не просто репрессиями и насилием, но и путем обеспечения экономического роста и подъема жизненного уровня. Те беспрецедентные по своим размерам расходы на социальные нужды во время экономического спада, о которых любит говорить Кремль, являются, на мой взгляд, ярчайшим свидетельством его заботы о собственном имидже в обществе.
Советская экономика с ее высокой степенью милитаризации была в основном неспособна предоставить необходимые социальные услуги. Здравоохранение было самого низкого качества и финансировалось из рук вон плохо. И хотя система социальной защиты населения в России до сих пор бедна и убога по сравнению с богатыми западными странами, она отнюдь не так бедна и убога, если сравнить ее с советской системой социального обеспечения.
3) Цены на нефть с поправкой на инфляцию гораздо выше, чем во времена Горбачева и Ельцина (наверное, это самая важная и главная причина).
В период с 1986 по 2004 год реальные цены на нефть лишь однажды и на короткое время в 1991 году превысили отметку 40 долларов за баррель. Советская экономика точно так же зависела от нефти, как и российская (по сути дела, это был единственный источник твердой валюты, доступный Кремлю). Но из-за гигантских дотаций огромному и крайне неэффективному промышленному сектору, из-за бесплатных поставок нефти зависимым от Москвы странам Восточной Европы, а также из-за низких цен на нефть страна зарабатывала гораздо меньше денег на экспорте энергоресурсов. В силу стремительного роста Китая, Индии, Бразилии и ряда других быстро развивающихся стран структура мировой экономики сегодня существенно отличается. Нефть стоит дороже 80 долларов, несмотря на то, что весь развитый мир по-прежнему находится в состоянии экономического спада/застоя. А это убедительно говорит о том, что, несмотря на заветные желания умников из Института Катона и прочих мыслителей разного толка, ратующих за свободный рынок, цены на сырье поднялись на качественно новый, более высокий уровень. Совершенно очевидно, что это настоящее благо и огромный подарок для Кремля.
Поэтому, даже если бы российская политическая и экономическая система не была более гибкой, свободной и восприимчивой, чем ее советская предшественница (а она гибче, свободнее и восприимчивее), то у Кремля все равно было бы гораздо больше денег для преодоления собственных недостатков, чем на протяжении того десятилетия, когда коммунизм шел к своему закату.
Итак, подводим итог. Если вы лелеете надежду на то, что нынешний российский режим вот-вот рухнет, вас ждет глубокое разочарование, причем на очень длительный срок. Это не значит, что путинский режим хорош, или что я его поддерживаю. Просто я признаю очевидную истину, состоящую в том, что у оппозиции в России плохие лидеры; что она изолирована от общества и находится на обочине общественной жизни; что у нее отсутствуют необходимые средства и ресурсы для проведения эффективной кампании за системные перемены. Меня поистине озадачивает та выдача желаемого за действительное, которой в последние месяцы активно занимается значительная часть средств массовой информации на Западе. Если вы хотите убедить людей в неминуемом приближении сдвигов и перемен типа перестройки, то вам нужны по-настоящему веские доказательства того, что общество мобилизуется и что нынешняя система нежизнеспособна. А немногочисленными и разрозненными маршами протеста, бесконечными горькими жалобами на радиостанции "Эхо Москвы" и раздраженными петициями в "Ежедневном журнале" ситуацию не изменишь.
Оригинал публикации: Russia’s economy is going to recover, and its political system will not change
Опубликовано: 18/03/2010 18:05
- sde:И хотя система социальной защиты населения в России до сих пор бедна и убога по сравнению с богатыми западными странами, она отнюдь не так бедна и убога, если сравнить ее с советской системой социального обеспечения.21/03/2010, 00:24Вот здесь не соглашусь.Ответить | Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку
- Flanker85:(без заголовка)21/03/2010, 00:26О, еще одна неплохая статья от True/Slant
- stachel:(без заголовка)21/03/2010, 00:33Насчет качества советской медицины, не согласен. По уровню смертности , в том числе детской и продолжительности жизни мы были на уровне ведущих капстран. Эпидимиология тоже была на высоком уровне. Социальный пакет вообще не имел аналогов: где еще молодым семьям БЕСПЛАТНО предостовлялась жилье, включая отдельную?Ответить | Всего сообщений в ветке: 3. Раскрыть ветку
- coomaL:(без заголовка)21/03/2010, 00:53Да, система приобрела устойчивые черты, валюта поступает стабильно, Кудрин не знает куда деньги девать. Народ познавший полное изобилие на полках магазинов никогда не вернуться в совдеп. Свободы достаточно чтобы ездить по заграницаМ, а зарабатывать деньги мы научились или научимся.
- Сергий:Здравоохранение было самого низкого качества и финансировалось из рук вон плохо. И хотя система социальной защиты населения в России до сих пор бедна и убога по сравнению с богатыми западными странами, она отнюдь не так бедна и убога, если сравнить ее с советской системой социального обеспечения.21/03/2010, 01:21Поддержу комменты. Всё что сейчас в медицине работает по-настоящему - это задел СССР. Всё что создано после Горбачёва - даже за большие бабки работать не хочет. Уже одна затёртая горестная шутка про излечение (это процесс а не результат) чего стоит. А про социалку - ну не в теме товарищ Марк Адоманис. Подавляющее количество знакомых мне людей со вздохом говорят "а ведь это было" при Союзе. Мне правда не повезло. Надо было на пару - тройку лет раньше родиться. Тогда бы и квартиру бесплатно и многое другое, как у всех нормальных людей, успел бы под раздачу... А сейчас попробуй, потяни. Жиды так цены задрали, что нечего и мечтать. Один знакомый из их числа как-то брякнул, что, мол, нам, русакам, нельзя давать подниматься, а то все остальные лягут. Типа шутки прозвучало. Но какая это блин шутка...Ответить | Всего сообщений в ветке: 16. Раскрыть ветку
- Setar: Просто я признаю очевидную истину, состоящую в том, что у оппозиции в России плохие лидеры; что она изолирована от общества и находится на обочине общественной жизни;21/03/2010, 01:47Что есть то есть,сегодняшняя оппозиция представляет собой жалкое зрелище и вызывает отвращение,многие голосуют не за ед.россию,а против такой оппозиции.Как говорится из 2х зол меньшее,главное чтобы это меньшее зло не стало в последствии абсолютным.Ответить | Всего сообщений в ветке: 3. Раскрыть ветку
- stachel:для Setar:21/03/2010, 01:55Голосуют за ЕР, что бы ГД не мешала Путину работать, потому что альтернативы нет! Только когда народное терпение кончится, рано или поздно это произойдет, т.к. болтовня насчет модернизации так и останется болтовней. Что дальше, когда нет адекватной альтернативы? Бунт?
- Комментарий закрыт модератором.Всего сообщений в ветке: 3. Раскрыть ветку
- Volzhanin:(без заголовка)21/03/2010, 02:12полностью согласен с *воззванием* из поста allkerst.Мне не чужды либеральные идеи(умеренно),но когда я вижу *права человека* в штатах-когда детям в садике рассказывают что такое сексуальное домогательство и куда обращаться если другой ребёнок схватил тебя за попу,когда из-за подзатыльника ребёнка разлучают с родителями,когда геи требуют себе каких-то мифических прав(хотя любая конституция подразумевает их права равными остальным),когда феминистки требуют,чтобы в светофорах были и женские фигурки,ибо повсеместно мужские *нарушают их права*...и т д и т п.Эти перегибы повсеместны...Такой либерализм,и правозащитники работающие в этом ключе маст дай.
- Комментарий закрыт модератором.Всего сообщений в ветке: 3. Раскрыть ветку
- retvizan:(без заголовка)21/03/2010, 09:58Российская экономика восстановится как раз потому, что нынешняя политическая система не изменится. Если бы у власти были либералы, то у гос.контроль за предприятими был бы гораздо слабее и бегство капитала за границу просто тотальным. Но это, конечно, не означает, что российская экономика вырвется на просторы мирового рынка, подобно китайской. И как раз потому, что китайская политическая система еще лучше защищает ее от мировой глобализации.
А насчет советской медицины-бред или ложь. Тогда конечно не было такого оборудования, как сейчас и Пентиумов не было, но медицина, спорт, образование финансировались лучше, чем сейчас. Но руководство ввязалось в гонку вооружений, навязанную США, "союзники", они же нахлебники по всему миру и т.п., а напоследок еще Горбачев, и в результате тяжелейший кризис, с который СССР не сумел пережить.Ответить | Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку - helen:семьям БЕСПЛАТНО предостовлялась жилье, включая отдельную?21/03/2010, 11:28Очень и очень спорно: мы с мужем получили своё жильё под 40 лет, старшему сыну было уже 17 лет.
Конечно, работники всяких -комов и исполкомов получали квартиры действительно в молодости, а вот инженеры - нет, а учители и врачи, практически, никогда (главврачи и директора школ не в счёт!).
Кого-то или память подводит, или с чужих слов выводы делает. Да, ещё ветераны получали квартиры довольно быстро и часто не по одному разу, обеспечивая и детей и внуков (если повезёт).Ответить | Всего сообщений в ветке: 8. Раскрыть ветку - looktook:(без заголовка)21/03/2010, 11:44Читайте: Чем дышишь, олигарх??
- S.Remark:с.с.с.р21/03/2010, 12:45В советское время медицина давала гражданину больше гарантий.
- Volodia1989:(без заголовка)21/03/2010, 14:28Возможно теперешние наши беды из за того что правду о СССР не кто не хочет или не желает говорить.
Если работать на крупном предприятие, то квартиру конечно можно было ждать долго, но если работать на стройке или молодой специалист, то квартиру получали довольно быстро. Я даже знаю места, где при устройстве на работу тебе предлагали квартиры на выбор и сразу же. А по качеству медицины и образования и социальной защищенности СССP было на ведущих ролях. Одного Я не как не поиму, если был крах советской системы, то почему спустя четверть века (приход Горбочева) Мы до сих пор проедаем наследия советской эпохи. - Глобалист:(без заголовка)21/03/2010, 15:22В целом, статья объективная. Не считая белиберды про систему здравоохранения и соц.обеспечения. Но пару моментов автор явно упустил.
1.У власти нет Горбача.
2. Мы не ведём войну в Афганистане. - ПетроДворцовый:Дык война и не заканчивалась вовсе:21/03/2010, 19:35...чем опасна государственность для завоевателей, претендующих на мировое господство? Почему ее слом имеет такое принципиальное значение?
Ответ на эти вопросы можно найти в фундаментальном труде А. Барда и Я. Зодерквиста �Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма�, выпущенном издательством REUTERS в 2004 году. Нетократия, то есть власть сети, рассматривается в контексте подготовки к установлению нового мирового порядка. Вот цитата из этого доктринального документа: �Переход от старой к новой парадигме осуществляется поэтапно.
На первом этапе разрушение государства приводит к образованию все большего числа субкультур, �племен� с более узкой идентичностью и лояльностью.
На втором этапе пришедшее в упадок государство заменяется надгосударственными образованиями в политике, экономике и культуре.
Нынешняя ситуация выносит на повестку дня старую как мир идею создания глобального государства�.
Как известно, в Православии это глобальное государство связывают с предконечными временами и приходом антихриста, и потому нынешняя война против государственности — это последняя война последних времен.
Согласно стратегии нетократии, первый этап — разрушение государства — ассоциируется с мерами по фрагментации, а второй — замена государства надгосударственными образованиями — будет осуществляться в ходе интеграции. Ее результатом и будет создание глобального государства.
То есть выбор государственности в качестве мишени для уничтожения в современной войне против разных стран является не случайным совпадением, а хорошо продуманной и последовательно осуществляемой в мировом масштабе стратегией глобальных сил.
В июне 1991 года в Баден-Бадене (Германия) на заседании пресловутого Бильдербергского клуба Дэвид Рокфеллер сказал: �Для нас было бы невозможным осуществлять наш мировой проект, если бы все эти годы наши планы были предметом гласности. Мир намного сложнее, и сейчас он готов идти маршем к мировому правительству. Сверхнациональный суверенитет интеллектуальной элиты и мировых банкиров, безусловно, предпочтительнее национального самоопределения, которое практикуется последние века�...
file:///C:/Documents%20and%20Settings/ESM/Local%20Settings/Temp/Временная%20папка%201%20для%20nevidimaya_hazariya%5B1%5D.zip/nevidimaya_hazariua.htm#a1Ответить | Всего сообщений в ветке: 2. Раскрыть ветку - s1ten:насчёт медицины он начудил конечно, в СССР оно было хуже оснащено, но оно было.21/03/2010, 20:48Но в остальном он честен. И это крайне приятно.
Одно, я знаю точно, что управление страны в ручном режиме, которое сейчас осуществляет Путин , конечно же доведено или до абсурда или до логического завершения. Наверное это верное решение в кризис управлять в ручную, оно позволяет действовать точечно, но кризис если такое управление останется,
не закончится.
А больше всего мне понравилось мнение о Каспарове и К, неудачников. - Opozdavshiy:Причина слабости оппозиции в РФ21/03/2010, 20:56Да, у нас в России плохого очень много!
Да, вертикаль власти слишком часто и слишком нагло работает на себя, а не на народ и страну.
Огромная куча всяких "да"...
Почему же оппозиция в России, которая могла бы и должна была бы быть полезной стране, не просто не пользуется авторитетом, а по большому счету презираема в России? То есть, почему оппозиция в России не функциональна
Попробуем разобраться. Поле оппозиционной борьбы в России четко очерчено и, что самое важное, четко ограничено. Оно может содержать только вполне определенное количество действующих игроков, иначе это не оппозиция, а базар. Просмотримся к политическому портрету "оппозиционера в законе".
Немцов, Каспаров, Новодворская и подобные типажи - для них для всех неустранимой характеристикой является прозападная ориентация. При чем это не просто "западники", а по мнению большинства населения примитивные наймиты Запада в России, продвигающие на Российском политическом поле интересы, абсолютно чуждые народу России.
Эти люди весьма активно спонсируются из-за рубежа, при чем не только финансово.
Их существование вполне сознательно и довольно успешно используется высшим руководством РФ для вытеснения с опозиционного поля игроков реально опасных для вертикали власти, таких как Болдырев, Глазьев. Опасных прежде всего тем, что этих людей интересует именно Россия. То есть поддерживая понятных и приемлемых Западу оппозиционеров типа Немцова или Ходорковского, Запад практически работает на устранение с реального оппозиционного поля той оппозиции, которая могла бы и должна была бы все изменить. Лимонов и остальные ребята вернитикали власти не опасны и по существу ничем не мешают, ибо тоже "играют роль", не ставя и не решая действительно актуальных вопросов.
Вот такие игры.
И кому это надо?Ответить | Всего сообщений в ветке: 17. Раскрыть ветку - Patriot Rossii:(без заголовка)21/03/2010, 22:02По многим позициям с автором не согласен. Но думаю у него не было злого умысла когда он писал, что советская система здравоохранения была плохая и т.п., просто вероятно другой информации у него не было.
И это неудивительно. Радует, что на запад возвращается альтернативная точка зрения на события в России. Т.о. возвращается свобода слова. - №99:Советская экономика с ее высокой степенью милитаризации была в основном неспособна предоставить необходимые социальные услуги22/03/2010, 02:25Спасибо конечно автору, за прогноз "жить будете", но одним вот этим утверждением он просто обгадил все, что написал, во всяком случае в глазах тех, кто жил при СССР, про низкое качество медицины и так далее,- тем более.Сейчас объясню4 мне честно говоря плевать было, что утка под кроватью в больничной палате была эмалированая, а не никелерованая, главное, что отрезали, пришивали то , что надо, да и кормили теми таблетками, которыми нужно больному и которые написаны в умных книгах, а не в рекламных буклетах. Социалка вообще была самой сильной стороной советского строя. Умирающая экономика позднего СССР,- это смотря что считать экономикой, если умение быстро реагировать на изменяющеюся ситуацию и выпуск только конкурентной продукции, то да. А если по производству реальных материальных благ- то большое навряд ли. А Горбачев вещал, а чего ему было не вещать, если он уже тогда знал где и когда проведет старость? Может он конечно и не предпологал, что придется гандоны рекламировать, и что его сука подохнет так рано, но это так сказать издержки. Разница между 80ми и сегодняшними в том, что тогда М.С.Горбачев(как представитель чаяний элиты) был у власти, а сейчас нет.
- №99: Нефть- главный источник валютных поступлений в Советский Союз22/03/2010, 02:30А она этому Союзу пипец как нужна была! Ну конечно, что бы купить пепси, жевачку, гандоны и джинцы, ну ни как без них нельзя же было прожить! Трахал раньше без гандонов всех, кого мог, и ни какого спида с гепатитом или сифилиза не боялся(писал уже о "очень плохой медицине"). Хм., хотя за трипер конечно мандражировал не много...Ответить | Всего сообщений в ветке: 3. Раскрыть ветку
- benkev:... из-за бесплатных поставок нефти зависимым от Москвы странам Восточной Европы ...22/03/2010, 02:52Вот же СССР был жутким деспотом, однако! Англия, например, в "зависимой" Ирландии уничтожила 4/5 населения. А уж о "бесплатной торговле" не могло быть и речи. Но это зато было демократично.
- benkev:Здравоохранение было самого низкого качества и финансировалось из рук вон плохо.22/03/2010, 03:01Это ложь, причём сознательная и оттого особенно подлая. Каждый четвёртый врач в мире жил в СССР. Какое уж там "плохое финансирование". Колоссальная бесплатная медицина -- это достижение, какого не знал, и до сих пор не знает мир. Кстати, я как-то в Канаде сказал доктору, что у нас в России обязательная ежегодная флюорография. "А здесь такого, увы, нет" -- ответил он.Ответить | Всего сообщений в ветке: 1. Раскрыть ветку
- post-al:эти реплики про нашу медицину26/03/2010, 11:48эти реплики про нашу медицину времён СССР, со стороны западных "товарищей", режут слух так же как про медведей с балайками на наших улицах
- Hayate:Экономия вынесет Россию на исторический поворот19/04/2011, 10:25Экономия вынесет Россию на исторический поворот
Следом за другими европейскими странами Россия все более активно переходит к политике жесткой экономии. Неолиберальные власти стремятся сделать общество еще более рыночным, заставив население платить за то, что прежде было гарантировано. Падение реальных доходов работников соединяется с ростом расходов, что разрушает иллюзии государственной заботы. Все это создает в стране предпосылки для важного исторического поворота.

Комментарии:192

Видео:Тысячи протестующих в Москве 24/12/2011
Видео:Михаил Горбачев vs Владимир Путин 26/12/2011
Видео:Россия протестировала ракету 22/12/2011
Видео:Иран показал перехваченный американский беспилотник 10/12/2011
Фото:От Ватикана до Индонезии: католическое Рождество в мире 26/12/2011
Фото:Митинг оппозиции на проспекте Сахарова в Москве 24/12/2011







