Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Истина сделает вас свободными

© REUTERS / David MdzinarishviliЗдание Министерства внутренних дел Грузии
Здание Министерства внутренних дел Грузии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По всем мыслимым и немыслимым календарям - Новый год в Грузии окончательно наступил. Хотел было написать банальность - «сложный год» - но какие из последних 20-ти наступивших были легкими?

По всем мыслимым и немыслимым календарям - Новый год в Грузии окончательно наступил. Хотел было написать банальность - «сложный год» - но какие из последних 20-ти наступивших были легкими?

Если бы не Николай Островский, застолбивший за собой сие название, заголовок «Как закалялась сталь», вполне мог украсить учебник по новейшей истории Грузии. Год обещает быть судьбоносным, ибо вновь сфокусирует на себе как знаковые политические события (чего стоят одни лишь выборы в России, США и Грузии), так и возможный перелом во внешне благообразном, но обманчивом и коварном политико-церковном православном мире.

Если бы в моих силах было объявление наступившего года каким нибудь звучным девизом, я бы назвал его «Годом Истины» и вплоть до общественной экзекуции, строго обличал бы любые слои общества, пытающиеся по «традиционной» старинке на лжи, клевете, сплетнях, мифах, и что еще хуже - полуправде, пытаться воплотить в жизнь свои личные и общественные амбиции на лучшую долю в этом бренном мире...

Читайте еще: Политическое возрождение на Кавказе и Грузия

Я далек от иллюзий изменить догматические представления части грузинского общества, замешанные на ненависти, физиологическом отторжении альтернативной мысли, тотальной лени к саморазвитию, гордыни, бахвальстве, отсутствии аналитического и ассоциативного мышления, полном неприятии идеологического оппонента - простой силой убеждения. Как показывает практика - на уровне рядовых адептов этих чудовищных антагонистов, строящих друг другу зверские рожицы и посылающих «безобидные» пожелания с двух концов расширяющейся между собой пропасти - изменить что либо практически невозможно. В обоих случаях это уже невосполнимый пробел на индивидуальном интеллектуальном уровне, когда с одной стороны устойчив миф о сатанизме либеральных идей и их адо-проводниках, с другой - о мракобесии околоправославных традиционалистов и тотальном нанесении фатального вреда основам свободомыслия через церковную жизнь и культовую обрядность.



Эти две точки зрения меня не интересуют, ибо на данном этапе не подлежат излечению, а стало быть законсервировав проблему на какой то промежуток времени (но не навсегда - ибо «православно-либеральный ботулизм» страшная штука), попытаюсь призвать к Истине (через которую возможно в мире все, даже обретение Свободы всеми законсервированными частями общества) - носителей по крайней мере Правды, которым какие то быть может, меркантильные причины, не давали до сего времени стать бесстрашными борцами за Истину. И обращусь я в первую очередь к священнослужителям грузинской православной церкви...

Являясь в течение последних 16 лет прихожанином ГПЦ, я вкусил все «прелести» тех мифов и легенд о своем в том числе «мракобесии и шаманстве», которые скромно опущу, дабы не отвлекаться от главного. Замечу тут же, с ходу - что мифы сии и легенды, по большей мере суть порождения самих отдельных священнослужителей. То, что среди их числа, как и среди прихожан - есть личности воистину выдающиеся, как с патриотической, морально-нравственной, так и с Христологической точки зрения - лично для меня не подлежит обсуждению и сомнению.

Точно также, как десятки светил медицины всегда будут оттеняться устойчивым мнением одной части общества, что «все врачи шарлатаны и убийцы», так и священнослужители, как один из сегмент того же общества и его объективное порождение, должны быть готовы...скажем мягко, к неповсеместной по отношению к себе любви. Это - нормально, стакан для кого то полупуст, для кого то полуполон. Но основной заповедью общественного служения как лекарей тела, так и лекарей духа, должна оставаться одна - не навреди. А можно ли навредить с амвона? Можно.

Представьте себе больного в операционной, с минуты на минуту готовящегося к операции. Естественное его состояние - он волнуется. Пару раз в палату входит хирург с трясущимися руками и следами серьезного ответного волнения на лице, пару раз медсестра укоризненно взглянет на пациента со словами: «ну что вы с таким кислым лицом, не видите - доктор и так нервничает...».

Как вы думаете - поможет ли ему анестезия? Я несколько раз в различных тбилисских храмах, был свидетелем, как перед удрученными маловерием и бытом, прихожанами - с амвона провозглашали полуполитические проповеди с полунамеками в полутонах, общий смысл которых сводился к классически кинематографическому: «...все пропало, гипс снимают, клиент уезжает...». Так низкий общеобразовательный ценз отдельно взятого священника, который с трясущимися руками вошел в операционную к своим пациентам, вызывает (поверьте!) страшное отчаяние и депрессию у приходящих в храм за Верой, Надеждой и Любовью, пусть и не так сильно политологически подкованных людей.

Я не знаю, в чем кроется эта причина и не мне, маловерному грешнику, обвинять кого бы то ни было в недостаточности веры и знания Христова учения, но если у кого то и возникает периодическое желание превратить амвон в кафедру, а толкование на воскресное Евангелие - в политологическую беседу, то на все нужно умение и квалификация.

Еще по теме: Грузия может принять отношения с ЕС в швейцарском стиле

В связи с этим (почему бы и нет) - вероятно настала насущная потребность преподавания основ политологии и социологии и в стенах духовных семинарий со стороны специалистов данного дела. Быть может в таком случае - либо снизится количество будущих священнослужителей, не одолевших эти общеобязательные предметы, либо количество действующих «непрофессионалов», которые по крайней мере будут вселять в людей Веру, Надежду и Любовь несмотря ни на какие мировые политические потрясения.

Я отлично представляю себе - какой огромный вклад в сужение увеличивающейся между двумя частями общества, пропасти, могут внести умные и вдумчивые проповеди с аамвона. Сколько мифов они могли бы развеять, сколько уверенности вселить в людях, боящихся и паникующих сегодня по любому поводу, а особенно - без такового. Нужно просто доносить до людей Истину и ничего при этом не бояться. Не заниматься обличением своих инакомыслящих ближних, а начать с себя, углубляясь в себя, обогащая себя, оздоровляя себя - чтоб без лишних слов, но на деле стать привлекающими к себе внимание, интерес, доверие и излучающими уверенность в завтрашнем дне. А пока, на пути к Истине - начать по крайней мере с той правды, которую по какой то непонятной мне причине, с одной стороны обходят нужным акцентированием, а с другой - как бы активно на нее намекают.

Речь идет об уникальнейшей ситуации, аналогов которой (пусть меня поправят специалисты) не припоминаю и которая напрямую касается истории взаимоотношения двух православных церквей - грузинской и русской. Почему то бытует мнение, что не время называть вещи своими именами, а с другой стороны решения Священного Синода ГПЦ периодически напоминают об этом нонсенсе: в одной из православных поместных церквей появился прецедент причисления мучеников и праведников к сонму Святых, пострадавших от рук другой православной поместной церкви. Мне действительно сложно судить о прецеденте, но есть ли случаи канонизации мучеников к примеру Иерусалимской церкви, пострадавших от церкви Антиохийской? Не знаю. Но у нас они есть... Мало кто сегодня помнит бесценный труд Николая Дурново, летописца российско-грузинских отношений 19-го века. Уместно было бы привести лишь некоторые выдержки...



«До 1811 года у Грузинской Церкви были 15 епархий в Картли, Кахетии и Самцхе, 7 в Имеретии, 2 в Мингрелии, 2 в Гурии. В настоящее время у грузин есть одна епархия в Имеретии, одна в Гурии, одна в Абхазии и два епископатства в Картли. С 1818 года епархиями Картли, Кахетии и Мцхеты управляет экзарх, который не знает язык прихода. С 1811 года были закрыты 15 монастырей и более 800 церквей. Вот плод произвола и управления бюрократии русского духовенства в Грузии…»

«Если какой-нибудь грузинский автор возьмется написать настоящую историю о действиях русских экзархов-узурпаторов, нам придется краснеть, настолько они срамят русское духовенство. Русские экзархи находились в Грузии для того, чтобы грабить доверившуюся им церковную паству, и разорять имущество древнейшей Иверии, подавлять язык ее населения и затем, возвращаться в Россию с награбленным имуществом и деньгами, как и вернулись: Евсевий (подразумевается архиепископ Евсевий Ильинский, экзарх Грузии в 1858-1877 годах), оставивший после своей смерти 200 тысячи рублей (тогда это были большие деньги), Павел (подразумевается архиепископ Павел Лебедев, экзарх Грузии в 1882-1887 годах), потрясая посохом проклявший иверскую церковь и сбежавший из Грузии, проклятый народом…»

«Можно бы было на этом завершить перечень той прискорбной мерзости и бесчинства, которое по сегодняшний день совершают русские экзархи в Грузии, однако некоторых нечестивцев все же следует упомянуть. Это: развратный Феофилакт (митрополит Феофилакт Русанов, экзарх Грузии в 1817-1821 годах), который притеснял и ущемлял всех местных архиепископов, копал могилы, своей нечистой рукой коснулся самой могилы святой Нино, распространительницы христианства в Грузии. Не успокоился до тех пор, пока Божья воля не покончила с его зловредностью и самоуправством: он умер у могилы святой Нино от удара паралича и был съеден червями; Евгений Баженов (подразумевается архиепископ Евгений Баженов, экзарх Грузии в 1834-1844 г.)- разоритель монастырей и пустынь; Исидор (подразумевается митрополит Исидор Никольский, экзарх Грузии в 1844-1858 г.), который отнимал у церквей принадлежащие им земли и этим положил начало церковной бедности и упадку обителей; Евсевий Ильинский - крайне развратный, несдержанный в жизни человек, прелюбодей; Когда ему понадобились деньги, с помощью своих приспешников он продал всю сокровищницу церковной кассы бывшего патриаршества католикосов, снял драгоценности с одеяний, митры и икон, и способствовал расхищению богатой церковной кассы Гелати (монастырь в Грузии, основанный святым царем Давидом IV строителем в XII веке).

Из гелатской кассы исчез золотой оклад иконы, известный во всем ученом мире своей бесценной перегородчатой эмалью. После этого Евсевий присвоил сотни тысячи рублей. В его экзархии (в Грузии) было расхищено церковных сокровищ стоимостью более двух миллионов… Экзарх Павел - вспыльчивого характера, буйный, зверски необузданный человек… Разрушитель православия в Бессарабии, где он закрыл свыше 340 церквей, предал огню тысячи напечатанных на молдавском языке книг церковного священнодействия. Он внес страшный беспорядок в Грузинскую Церковь. После постыдных отношений с женой бывшего ректора тбилисской семинарии, протоиерея Чудецкого (которого перевели из Кишинева вместе с ним, а затем убил грузин) он произнес речь во время обряда погребения убитого и предав анафеме проклял грузинскую Церковь и грузин, вызвав тем самым безмерную ненависть народа.

Читайте еще: Генсек НАТО считает, что реформы приведут Грузию в альянс

В связи с этим предводитель дворянства кутаисской губернии, господин Кипиани 8 июня 1887 года отправил ему письмо из Кутаиси. Он просил его: «Отречься от сказанного, или извиниться перед приходом за произнесение этих необычных кощунственных слов», то есть за проклятие. По просьбе экзарха князь Дондуков-Корсаков сослал Кипиани в Ставрополь. «Когда его вызвали в Петербург для объяснений, его нашли убитым в гостинице, где он проживал. Наемных убийц не нашли»(есть версия, что Дмитрия Кипиани убил русский монах ударом утюга по голове). Экзарха Павла перевели в Казань, где он вскоре помер страшной смертью. Не избежал гнева Божьего».

«Имеретинцы (Имеретия область Западной Грузии) жаловались, они писали: «Мы долгое время были в руках порочных агарианцев, много страданий испытали, но агариане не касались наших духовных дел. Мы тот народ, что сохранил веру почти со времен распятия Христова, и не можем стать ненавистнее тех иуд, которые своевольничают от имени российского правления. Наша скорбь безгранична, когда мы видим, как закрывают наши святые церкви, как отдаляют нас от заботящихся о нашем духовном спасении священников, как отнимают украшенные народным имуществом кресты и иконы и, наконец, как отчуждают церковное имущество, приобретенное кровью на протяжении веков, или переданные в дар нашими прежними царями». Митрополиты Гелати и Кутаиси (подразумеваются Еквтиме Генатский и Доситеос Кутатели), которые противились закрытию церквей, были арестованы.

«Арест митрополитов был непростым делом и требовал осторожности, чтобы не вызвать возмущения народа». Для их ареста выбрали темную ночь. Принятые благодаря воле экзарха меры «завершились полным успехом». 4 марта 1820 года в одно и тоже время были задержаны оба митрополита, и сразу же в сопровождении усиленного конвоя сосланы в Россию. Митрополит кутаисский Доситеос, как полагают, был умерщвлен в пути.»Долго не знали, как поступить с его трупом, и его смерть утаивали даже от конвоя. Тело отвезли в город Ананури и спустя почти четыре дня похоронили во дворе монастыря. Однако довольно!.. (Доситеос Кутатели был местоблюстителем католикоса Абхазии-Имеретии, как видно из документов, в конце был установлен католикосом Имеретии-Абхазии. Еквтиме Генатели скончался в ссылке).

«Во время экзарха Евсевия с чудотворной иконы Богородицы Хахули гелатского монастыря, написанной самим евангелистом Лукой, были сняты «четыре больших и семь малых рубинов, которые некогда украшали корону царицы Тамары (святая царица Грузии в 1182-1213 г.).

Это всего лишь малая часть тех ужасающих фактов, которые обрушились на голову грузинского народа от антигрузинских действий русских церковных и светских чиновников, которые на самом деле в конечном итоге оказались также и антирусскими действиями. Кроме того, русские политики искусственно создали в Грузии наносящую вред грузинскому народу демографическую картину, переселили сектантов, «бунтовщиков».

Н. Дурново пишет: «Со времен императора Николая I православную Грузию стали заселять немцами, русскими сектантами: молоканами, субботниками, духоборами, штундистами, баптистами и иными. Для чего это делалось трудно сказать, однако не делалось во благо грузинского народа и России. Каждое переселение представителей других наций в Грузию, которых грузины считали еретиками и неверными, оскорбляло религиозное чувство грузин и сеяло в них ненависть к России. В защите православной веры и борьбе за независимость грузины христианской кровью окропили грузинскую землю. И что? Близорукая и преступная российская бюрократия поселила на земле, усеянной мощами грузинских святых, более 150 тысячи еретиков и разного рода неправославных, не обратив ни одного из них в православие. Поэтому в настоящее время (в 1907 году) сотням тысячам грузин не хватает пастбищ и угодий. В настоящее время в Западной Грузии одна десятина земли стоит больше 1000 рублей.

Читайте еще: Личные цели за соглашением между российской и грузинской церквями


«Неужели мы по своей воле присоединились к России потому, говорят грузины, чтобы пропитанную нашей кровью родную землю, где мы живем не одну тысячу лет, отняли у нас и отдали разным инородцам?».

…»С точки зрения бюрократии в отношении грузин и их языка, вероисповедания, территории нарушены трактат 1783 года и все действующие исторические права»…

«Изучение союзнического трактата 1783 года, пунктов прошения Ираклия II и манифеста Александра I о присоединении Грузии к России, проясняет то несомненное обстоятельство, что к основе российского царского трона Грузию привело желание объединения в исторически нормальных границах, стремление сохранить свою национальность, которую по современным научным данным составляют язык, религия, территория, и общие исторические интересы в прошлом и в будущем»…

Русское светское и духовное чиновничество искусственно создало и разожгло ненависть к грузинскому народу среди проживающих на протяжении веков в грузинском царстве представителей других этносов, которые до того были лояльно настроены к автохтонным грузинам и их государству. Союзниками сделали самых продажных из грузин, сторонников русификации, неприемлемых для общества. А тех умеренных, которые требовали автономной государственности и восстановления автокефалии церкви в рамках России, либо уничтожили, либо нанесли такое оскорбление, провели через такое репрессивное давление, что превратили в ярых врагов России.


Отдельная книга должна быть посвящена гонениям и запретам на древнейшие грузинские церковные песнопения, приравненные экзархами Русской Православной Церкви к «собачьему лаю». Только ценой самоотверженности энтузиастов и патриотов Грузии, песнопения эти были сохранены для потомков и переведены на ноты. История не забыла имена своих героев: 20 декабря 2011 года Священный Синод принял решение причислить к лику святых выдающихся личностей новейшей грузинской истории.

Так, братья Карбелашвили: диакон Андриа и священник Пэтрэ, были причислены к лику мучеников, а епископ Стэпанэ, диакон Полиевктоси и священник Филимон были причислены к святым праведникам. Также за выдающие заслуги перед Грузинской Православной Церковью к лику святых был причислен Филимон Коридзе, которого по решению Синода нарекли святым Филимоном Псалмопевцем. Этот последний, талантливый оперный певец, сотрясавший стены миланской «Ла скалы», бросил все, Европу, карьеру, достаток и всю свою жизнь посвятил катакомбной деятельности перевода древнейших грузинских песнопений на ноты. Умер в полном забвении и нищете - но великий свой подвиг все же совершил...

В конце 20-го века сонм мучеников и праведников Грузинской Православной Цервки, пострадавших от рук представителей Русской Православной Церкви и возсиявших Небесной славой пополнили упомянутые выше митрополиты Доситеос Кутатели и Эквтимэ Гаэнатели, а также Дмитрий Кипиани. На протяжении почти двух веков, под мифы и легенды единоверного братства двух церквей, со стороны одной части грузинского общества, главным образом - духовенства, им же, в лице Священного Синода пополняется сонм мучеников, пострадавших за Христа со стороны «единоверной церкви». Думаю список сей далеко не исчерпан...

Господь, создавший человека по своему образу и подобию - дал ему бесценный дар: Свободу. Свободу выбора в том числе. Было бы замечательно, если наряду с номенклатурной правдой о единоверии, о приоритетах северных ценностей перед западными или восточными - коль без политики вообще современная проповедь считается тщетной, с аамвона звучала Истина по отношению к Святым Доситеосу, Эквтимэ, Димитри, Андриа, Пэтрэ, Полиевкту, Филимону (Карбелашвили) и Филимону (Коридзе). Давно пора определиться по крайней мере по отношению к этому отрезку истории грузинского государства и Церкви. Особенно с амвона..