Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В годовом докладе программы развития ООН «Миграция и развитие человеческого потенциала: возможности и вызовы» отмечается, что начиная с 1991 года из Армении эмигрировало от 700 тысяч до 1 миллиона 300 тысяч человек, или около 30% населения. Республику покинули высококвалифицированные специалисты, что крайне негативно сказалось на развитии страны, в частности, на воспроизводстве социального и культурного капитала.

В годовом докладе программы развития ООН «Миграция и развитие человеческого потенциала: возможности и вызовы» отмечается, что начиная с 1991 года из Армении эмигрировало от 700 тысяч до 1 миллиона 300 тысяч человек, или около 30% населения. Республику покинули высококвалифицированные специалисты, что крайне негативно сказалось на развитии страны, в частности, на воспроизводстве социального и культурного капитала.

По данным Государственной миграционной службы при Министерстве по территориальному управлению Армении, 65% мигрантов из Армении в качестве основного места проживания выбрали Россию, за нею следуют США и Украина.

Когда в конце 2007 года впервые зашла речь о программе «Соотечественники», задуманной премьер-министром России Владимиром Путиным и которую сегодня осуществляет Федеральная миграционная служба России, скептики в Армении недоумевали, как может такое быть… Вскоре выяснилось, что очень даже может.

Программа, грозящая обернуться для Армении трагедией, - государственная. Она именно так и называется – «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников». Под соотечественниками подразумеваются не только русские по национальности, но и любой человек, более или менее владеющий русским языком.

По этой программе Россия предлагает переезд и содействие тем, у кого нет работы, а через полгода предоставляет возможность получить гражданство. Выбор места работы и проживания для таких мигрантов ограничен Сибирью, отдаленными окраинными областями России.

За прошедшие два года, согласно официальным данным, около 600 семей только по этой программе, то есть, на государственном уровне, переселились из Армении и отправились на работу в Алтай, Архангельск, Забайкалье и ряд других отдаленных малонаселенных городов и областей России, где демография находится в плачевном состоянии.

В результате - в гораздо более плачевном состоянии оказалась демографическая ситуация в самой Армении, медленно, но верно приближающаяся к катастрофе.

Проблема миграции на сегодня является одной из самых болезненных в нашем обществе. Положение вызывает особенную тревогу на фоне расшатанной экономики, нерешенной Карабахской проблемы и, мягко выражаясь, - недоброжелательного соседства.

Происходящее превзошло самые мрачные прогнозы экспертов, занимающихся проблемой миграции. Согласно исследованию организации Gallup, около 40% населения хотело бы покинуть Армению. Этот показатель является самым высоким среди стран СНГ.

В рамках специальных программ или просто, без всякой программы, из страны утекают не только рабочие руки, но и работающие «мозги».

Взрослое население в большинстве армянских деревень составляют одни только женщины, чьи мужья, как это часто случается, отправляясь на заработок в Россию, заводят там вторую семью. И не возвращаются. Впрочем, «невозвращенцами» зачастую становятся не только жители деревень. Возникает новая для армянской действительности проблема - безотцовщина.

Каковыми могут оказаться последствия миграции для Армении, комментирует руководитель независимого социологического центра «Социометр» Агарон Адибекян:

«Сейчас проходит третья волна миграции, связанная с тем, что глобальный экономический кризис резко сократил инвестиции в Армении, особенно в такой наиболее работодающей области как строительство. Более того, сокращение денежных переводов в Армению, на которых зиждился малый и средний бизнес, также привело к тому, что люди были вынуждены эмигрировать.

Повысилась планка нищеты. По стандартам ООН у нас в 2008 году было официально 27% людей, который жили за чертой бедности, а сейчас эта планка поднялась до 46%.

Но проблема в том, что себя считают нищими 19%. Поэтому ухудшение экономического положения семей не приводит к социальному бунту: люди не хотят признаваться в том, что они плохо живут, что они отказываются от каких-то вещей. И 14% семей были вынуждены эмигрировать либо целиком, либо частично, чтобы найти работу за пределами Армении, и если ситуация останется стабильно такой же, то молодые кадры, которые выходят на рынок труда, будут тоже вынуждены эмигрировать.

В Армении и так сокращается рождаемость, и эта экономическая миграция приведет к тому, что в середине века в Армении будет проживать 1-1,5 миллиона человек. А там уже бессмысленно говорить о каких-либо более-менее серьезных проектах и национальных программах».

Правительство Армении не мешает реализации этой российской программы, к которой применимо определение: «дело ясное, что дело темное».

С одной стороны, офисы ФМС России в Армении действуют в соответствии с российско-армянским соглашением 1997 года, регулирующим двустороннюю миграцию. С другой стороны, новая редакция российского Закона о государственной политике в области работы с соотечественниками за рубежом, подписанная президентом РФ Дмитрием Медведевым 24 июля 2010, исключает армян из числа официально поддерживаемых в России зарубежных соотечественников как этнос, имеющий свою титульную государственность вне России. Поэтому непосредственно Государственная программа переселения в РФ армян не касается. Однако эта программа используется в качестве инфраструктуры организованного и легального вселения на территорию России - в противоположность стихийной, гораздо более массовой и часто нелегальной трудовой миграции из Армении.

Есть ли на государственном уровне соглашения с Россией относительно миграции? Не суть важно. Зато есть другое «соглашение», в результате которого практически все предприятия Армении давно уже переданы в собственность России в счет государственного долга. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: именно то, что эти предприятия бездействуют и создает благоприятные условия для осуществления программы оказания содействия «добровольному» переселению в Российскую Федерацию «соотечественников».

Более чем очевидно, что и руководству Армении выгодна эмиграция трудоспособного населения, которое на родине не нужно будет обеспечивать работой. Тем более, что уехавшие будут высылать трансферты и тем самым гарантировать рост розничного оборота.

Всю экономику и торговлю в Армении сегодня можно свести к новейшей в политэкономии формуле - полученные из-за рубежа деньги обмениваются на завезенные оттуда же товары.

Почему правительство Армении не препятствует осуществлению российского проекта и потакает претворению в жизнь великодержавного замысла – «Армения без армян»? Об этом можно только догадываться…