Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Излишняя терпимость грозит возобновлением насилия в Грузии

США могут заставить Москву смягчиться, способствуя присоединению России к ВТО.

© коллаж ИноСМИроссия грузия
россия грузия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему деятельность России в Грузии должна беспокоить Соединенные Штаты Америки? Грузия это друг и союзник США. Если Россию не остановить, ее неоимперские наклонности могут привести к дестабилизации Южного Кавказа. Она может захватить Грузию и разрушить энергетическую безопасность Запада.

Грузинский президент Михаил Саакашвили обвиняет Россию в проведении жестоких нападений на линии административных границ Абхазии и Южной Осетии. Несмотря на соглашение о прекращении огня, положившее конец российско-грузинской войне 2008 года, отношения между ними остаются напряженными – и даже ухудшаются. Возобновление насилия создает опасность для перезагрузки в российско-американских отношениях, а также подрывает сотрудничество, имеющее критическое значение для недопущения распространения ядерного оружия в Иране и таких горячих точках как Афганистан и Ливия.

7 августа 2008 года 58-й батальон российской армии (так в тексте – прим. перев.) вошел в Южную Осетию, а российская боевая авиация нанесла серию ударов по целям на территории Грузии. Российские войска остановились всего в 40 километрах от Тбилиси. Несмотря на соглашение о прекращении огня из шести пунктов, которое положило конец боевым действиям, Россия проводит политику, направленную на ослабление Грузии и избавление от Саакашвили.

Россия оккупировала дополнительные территории в Грузии, такие как Ахалгори и Кодорское ущелье, а также незаконно создала буферные зоны вокруг Южной Осетии. Она заблокировала доступ в Южную Осетию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, запретила миссии наблюдателей ООН в Грузии работать в Абхазии, а теперь мешает миссии наблюдателей ЕС попадать в зоны конфликта. Россия ограничивает доступ наблюдателям от гуманитарных и правозащитных организаций. Признав независимость Абхазии и Южной Осетии, Россия подписала с ними соглашения об аренде сроком на 49 лет и развернула на их территориях 10-тысячную группировку войск, ударные вертолеты, танки и наступательные ракеты, причем сделала это там, где их до войны не было.

Почему это должно беспокоить Соединенные Штаты Америки? Грузия это друг и союзник США. После войны Соединенные Штаты предоставили ей помощь более чем на 1 миллиард долларов. В договоре о стратегическом партнерстве между США и Грузией от 2009 года закреплены положения о сотрудничестве. Грузия направила в состав группировки НАТО в Афганистане 1000 своих военнослужащих. Благодаря своему географическому положению Грузия является  крайне важной страной-транзитером энергоресурсов в Европу, способствуя наращиванию поставок на Запад. Если Россию не остановить, ее неоимперские наклонности могут привести к дестабилизации Южного Кавказа. Она может захватить Грузию и разрушить энергетическую безопасность Запада.

Главный приоритет это предотвратить возобновление конфликта. Администрация Обамы должна потребовать от России вывода войск с оккупированных территорий Грузии. Она также должна потребовать усилить прозрачность военной деятельности русских в зонах конфликтов и разрешить доступ европейским наблюдателям.

В дополнение к этому Соединенные Штаты и ЕС должны совместно с Грузией принять стратегию «кнута и пряника» в отношении России, чтобы та изменила свое поведение и замыслы. Сюда следует включить экономические стимулы, меры наращивания доверия и действия по выведению абхазов и южных осетин из-под контроля России за счет взаимовыгодных коммерческих контрактов с грузинами.

Соединенные Штаты должны способствовать присоединению России к ВТО в этом году. Если Россия будет вести себя более сговорчиво на Южном Кавказе, то США смогут повлиять на рынки частного капитала, которые жизненно важны для российского экономического развития и планов приватизации, нацеленных на преодоление бюджетного дефицита.

Дискуссии лучше провокаций. Женевские переговоры это трудный, но необходимый форум для контактов между российскими и грузинскими представителями. Они не приведут к мирному соглашению, но могут стать полезным инструментом для недопущения выхода из-под контроля отдельных инцидентов.

Доверие можно также восстановить благодаря заключению декларации о принципах неприменения силы между Грузией, Россией и непризнанными властями Абхазии и Южной Осетии. Поскольку декларация не является договором между суверенными государствами, она не будет подразумевать признание Грузией самопровозглашенных республик. Эта декларация подкрепит грузинские требования о выводе российских войск. Она также покажет, что Грузия всерьез настроена на взаимодействие.

Взаимодействие и непризнание не являются взаимоисключающими понятиями. Облегчение режима поездок будет способствовать контактам между людьми. Восстановление агропромышленного производства чая и цитрусовых в зоне административной границы может привести к появлению целого комплекса общих интересов. Черноморский туризм и Олимпиада в Сочи в 2014 году также создают возможности для торгового сотрудничества. Следует ослабить ограничения на международное морское и воздушное сообщение с Абхазией, особенное на паромное сообщение с Турцией. А гуманитарные обмены, обмены в области здравоохранения и образования можно расширить.

Хотя нажатая в свое время кнопка перезагрузки позволила США и России взаимодействовать более эффективно, напряженность в основе их отношений сохраняется. Некоторые россияне смотрят на Соединенные Штаты как на соперника. В официальной военной доктрине России НАТО по-прежнему определяется как главная внешняя угроза российскому государству, что служит основанием для военных расходов и существования российских ядерных сил. Администрация Обамы признает, что у России есть особые интересы на постсоветском пространстве, но отвергает идею о наличии у России сферы влияния.

Полное выполнение соглашения о прекращении огня между Россией и Грузией это оптимальный способ для обеспечения мира и стабильности на Южном Кавказе. Стратегическое терпение это один способ не допустить ухудшения ситуации. Однако проблемы от этого не решатся, а будут только усугубляться, если Соединенные Штаты не возьмутся более инициативно за устранение их причин.

Дэвид Филлипс – директор Программы мирного строительства и прав человека (Program on Peace-Building and Rights) при Институте исследований прав человека (Institute for the Study of Human Rights) Колумбийского университета. Он также научный сотрудник Проекта будущего дипломатии (Project on the Future of Diplomacy) при Гарвардском университете.