Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия и Грузия: черкесский вопрос

© Фото : Franz Roubaud"Кавказская война". Франц Рубо
Кавказская война. Франц Рубо
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Череда прошедших недавно конференций вывела черкесский вопрос на международный уровень. Суфьян Жемухов в данной статье рассматривает историю взаимоотношений между Грузией и Северным Кавказом и возможное развитие событий в перспективе.

Череда прошедших недавно конференций вывела черкесский вопрос на международный уровень. Суфьян Жемухов в данной статье рассматривает историю взаимоотношений между Грузией и Северным Кавказом и возможное развитие событий в перспективе.

В российско-грузинских отношениях было много различных перепадов и отклонений, но до августа 2008 года неизменной в этих взаимоотношениях была точка зрения на территориальную целостность Грузии. В 1990-91 годах, когда Грузия предприняла первые официальные шаги навстречу независимости, советский президент Михаил Горбачев попытался остановить этот процесс. В этих целях он одобрительно высказывался по поводу различных сепаратистских деклараций, с которыми выступали парламенты Абхазии и Южной Осетии, официально входивших в состав советской Грузии в качестве автономных образований.

В отличие от политики Горбачева, первый президент России Борис Ельцин и первый президент Грузии Эдуард Шеварднадзе пытались наладить добрые отношения между двумя странами. Когда в августе 1992 года началась грузино-абхазская война, Россия выступила за сохранение территориальной целостности Грузии и даже отправила воинские подразделения в российскую республику Кабардино-Балкария (где проживает коренное черкесское/кабардинское население), чтобы помешать тысячам добровольцев-черкесов присоединиться к абхазам в их борьбе против Грузии.

Прошло примерно пятнадцать лет, и ситуация в корне изменилась. Кульминацией ухудшения российско-грузинских отношений стала пятидневная война 2008 года, после которой Россия признала Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств.

В ответ на вмешательство России в ее дела Грузия недавно обратила свое внимание на Северный Кавказ. В частности, она начала проявлять интерес к международному черкесскому движению, добивающемуся признания геноцида против черкесов со стороны царской России в 1864 году. Этот вопрос особенно своевременен, так как 150-я годовщина черкесского геноцида совпадает по времени с зимней Олимпиадой 2014 года, которая пройдет в Сочи, ставшем последней столицей независимого черкесского государства.

Черкесский вопрос во внешней политике Грузии

Грузия всегда играла важную роль среди кавказских народов. Но грузинское влияние на Северном Кавказе было серьезно подорвано в 1992 году, когда Грузия вторглась в Абхазию в разгаре спора по вопросу о том, какими должны быть их политические связи. По сути дела, этот шаг заставил черкесов сделать выбор и решить, на чьей они стороне. Черкесские неправительственные организации в России, в том числе, женские комитеты, журналисты и писатели, выступили против войны. Более 2000 черкесских добровольцев участвовало в той войне под командованием отставного советского полковника, уроженца Нальчика Султана Сосналиева. Он стал командующим всеми абхазскими силами во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов (Нальчик это столица Кабардино-Балкарии).

"Обычно набеги на аулы совершались по ночам, когда у застигнутых врасплох женщин и детей не было времени для бегства. Те ужасы, что творились под покровом тьмы, когда русские солдаты по два или по три входили в дома, не поддаются описанию рассказчика".

Граф Лев Толстой


После войны Сосналиев был назначен на должность министра обороны Абхазии. Черкесы, живущие в России и за рубежом в 50 странах мира, организовывали международные встречи и направляли абхазам гуманитарную помощь. Черкесский мир продолжал поддерживать Абхазию и после войны, поднимая вопрос о ее независимости и зачастую выступая против российской экономической блокады этой республики. В тот день, когда Россия признала независимость Абхазии, на площади Абхазии в Нальчике состоялась праздничная демонстрация.

Однако Грузия публично никогда не протестовала против черкесов. Отчасти это объясняется тем, что Грузия стремилась поддерживать межгосударственные отношения с Россией, не низводя свою политику до уровня зависимых черкесов. Кроме того, было совершенно бесполезно пытаться остановить антигрузинское черкесское движение, поскольку даже российское правительство не могло этого сделать. И наконец, у Грузии не было четкого взгляда на то, как следует подходить к черкесской общине в целом.

Тем не менее, Грузия расценила поддержку черкесов абхазам как реальную политическую и даже военную угрозу. В новой концепции национальной безопасности, принятой правительством Михаила Саакашвили накануне августовской войны 2008 года, угрозы со стороны негосударственных акторов рассматриваются как более вероятные, чем военная агрессия другого государства. На самом деле, единственными негосударственными акторами, угрожавшими Грузии в военном плане, были черкесские добровольцы, воевавшие на грузино-абхазской войне. Августовская война 2008 года представляла для Грузии нечто большее, чем военное поражение и потерю территории. Оказавшись в ситуации, когда ее не поддержали даже самые близкие союзники, Грузия была вынуждена расстаться со своей мечтой о вступлении в Организацию Североатлантического договора и в Европейский Союз. Это была ее главная потеря. Грузии не удалось сформировать коалицию против России, и в итоге она решила изменить соотношение политических сил, переосмыслив в рамках своей стратегии отношения с негосударственными акторами в кавказском регионе.

Новый интерес Грузии к Северному Кавказу

Соответственно, Грузия разработала в отношении России такой курс, который некоторые аналитики называют политикой симметрии. Цель такой политики – активизация усилий по налаживанию продуктивных контактов с Северным Кавказом с одновременной поддержкой существующего там антироссийского сепаратистского движения. Вице-спикер грузинского парламента Леван Вепхвадзе полагает, что в ближайшем будущем можно ожидать мощного взрыва сепаратистского движения на Северном Кавказе. За этой негативной с виду идеей скрывается более масштабный замысел: возродить лидирующую роль Грузии в регионе. Тбилиси в этом плане хочет стать политическим и интеллектуальным центром иберийско-кавказских наций.

В январе 2010 года был создан новый грузинский канал спутникового телевидения под названием "Первый кавказский". Он предназначен для северокавказской аудитории. Как сообщала российская газета "Коммерсант", главная цель этого канала заключается в предоставлении россиянам, и особенно жителям Северного Кавказа, правдивой информации о событиях в Грузии и на Северном Кавказе.

В феврале 2010 года грузинский парламент создал "группу дружбы и сотрудничества" с парламентами республик Северного Кавказа. Парламент Грузии призвал северокавказские парламенты к совместной работе по развитию кавказской цивилизации и по сохранению исторических дружественных связей между народами Северного Кавказа вопреки ухудшению политических отношений между Грузией и Российской Федерацией. Эти первоначальные шаги не возымели особого воздействия на Северный Кавказ из-за реакции российской стороны: французская компания Eutelsat, якобы под давлением России, в итоге отказалась транслировать передачи этого телеканала, которые, тем не менее, доступны в Интернете. А парламенты северокавказских республик так и не откликнулись на прозвучавший призыв.

Следующий шаг в политике Грузии по налаживанию контактов с черкесским миром оказался более успешным. Тбилиси спровоцировал, как сказал один обозреватель, "войну конференций".

"Война конференций"


В марте 2010 года вашингтонский Фонд Джеймстауна (Jamestown Foundation) и Международная школа кавказских исследований при государственном университете им. Ильи Чавчавадзе организовали в Грузии конференцию. Она называлась "Неизвестные нации. Непрекращающееся преступление: Черкесы и кавказские народы между прошлым и будущим". На это мероприятие собрались специалисты по Кавказу и черкесские активисты из диаспоры (в основном из США), а также депутаты грузинского парламента. В конце конференции ее черкесские участники подписали воззвание к парламенту Грузии с призывом признать в качестве геноцида массовые убийства и депортацию черкесов властями России в 19-м веке.

Российские власти весьма осторожно отреагировали на реанимацию черкесского вопроса иностранным государством. Традиционно Кремль проводит так называемую политику замалчивания, не признавая и не отвергая официально наличие черкесской проблемы. Так, ответная реакция российского парламента на прозвучавший в 2006 году призыв признать геноцид, была весьма расплывчатой. Депутаты пришли к выводу о том, что черкесов во времена Иосифа Сталина не депортировали – то есть, они просто обошли стороной этот ключевой исторический вопрос. На сей раз российский парламент быстро отреагировал на инициативу Грузии, назвав ее актом поддержки сепаратизма на Северном Кавказе.

Конференция Фонда Джеймстауна показала, что сегодня западные средства массовой информации лучше знакомы с черкесским вопросом. События 1864 года даже называли первым геноцидом в современной истории (за которым последовал геноцид армян и Холокост).

Официальной реакции российских властей не последовало, что позволило местным неправительственным организациям выступить от их имени. В мае 2010 года в столице Адыгеи Майкопе было открыто отделение российской неправительственной организации "Во имя Грузии", представляющей грузинскую диаспору. Такая приглушенная реакция свидетельствовала о том, что Кремль все же обеспокоен черкесской инициативой Грузии.

27 мая 2010 года российское информационное агентство "РИА Новости" провело круглый стол и пресс-конференцию на тему "Черкесский вопрос: Кому выгодно фальсифицировать историю Кавказской войны?" Грузинский парламент, со своей стороны, провел спустя месяц заседание, на котором ученые Грузии представили документ о геноциде на Северном Кавказе.

Затем Фонд Джеймстауна организовал вторую конференцию, прошедшую в Вашингтоне. Она носила название "Сочи в 2014 году: Можно ли проводить Олимпийские игры в месте изгнания черкесов 150 лет тому назад?" На этом мероприятии присутствовали некоторые депутаты грузинского парламента, которые приняли участие в обсуждении черкесского вопроса с позиций Грузии. Черкесские участники конференции призвали к объединению трех черкесских территорий на Северном Кавказе в единую республику.

Участники конференции и наблюдатели со всех сторон обменялись мнениями и аргументами по данной теме. Грузинские депутаты с самого начала выразили готовность обсуждать вопрос о массовом истреблении черкесов в 19-м веке. Депутат парламента Гия Тортладзе заявил, что считает вполне законным призыв черкесского народа. Еще один депутат, Нугзар Циклаури, представил на конференции доклад, озаглавленный "Сочинская Олимпиада и черкесы: Взгляд из Грузии". Он выразил мнение о том, что грузинский парламент примет справедливое решение в отношении геноцида черкесов.

Некоторые грузинские аналитики предсказали ухудшение абхазско-черкесских отношений, поскольку вполне можно было предположить, что Абхазия будет следовать российской политике молчания. В таком случае черкесские представители могли обвинить Абхазию в том, что она является "троянским конем" России и предает интересы черкесов. Однако абхазские активисты уже выразили свою поддержку черкесам. В открытом письме, направленном на черкесский Интернет-сайт, один такой активист по имени Ираклий Бжанава пожелал братскому народу успехов в деле признания геноцида. Он отмечает, что абхазы хотят участвовать в этой борьбе, поскольку они не меньше своих собратьев-черкесов пострадали в ходе русско-кавказской войны.

Черкесские организации и активисты, со своей стороны, выразили удовлетворение тем, что черкесский вопрос внесен в международную повестку, и что российские власти не могут больше его игнорировать. Вместе с тем, они неоднозначно отнеслись к тому, что данный вопрос был поднят в Тбилиси. Кто-то заявил, что поддержит признание факта геноцида со стороны любого государства. В то же время, некоторые черкесские участники конференции скептически отнеслись к грузинским намерениям, расценив конференцию в Тбилиси как пропагандистский шаг со стороны Грузии. Кое-кто из них даже заявил, что Грузия не имеет никакого отношения к черкесскому вопросу, и что решать его должна только Россия.

Российские аналитики откликнулись широким спектром аргументов. Самое позитивное мнение высказал известный российский журналист Александр Подрабинек. В своей статье "Олимпиада в память о геноциде?" он утверждает, что русские должны примириться со своим прошлым и выразить чувства сожаления черкесскому народу. Но другие отклики была намного более негативными; в них отрицается сам факт геноцида. Еще один аргумент состоит в том, что и сами грузины несут свою долю вины и ответственности, поскольку они, состоя в рядах царской армии, принимали участие в изгнании черкесского населения с его земель.

В самых негативных откликах звучали даже прогнозы о возможном черкесском и грузинском терроризме в Сочи. Московский аналитик Алексей Малашенко заявил, что Олимпиаду в Сочи необходимо защитить от террористических нападений, отметив, что экстремистские группировки на Северном Кавказе, и особенно черкесы, выступают против проведения Олимпиады в этом городе. Кроме того, политолог Михаил Александров отмечает, что на данном этапе крайне важно не допустить, чтобы грузины решились на проведение терактов и диверсий. Он высказал мнение, что грузинские лидеры вполне могут рассматривать такую возможность.

Заключение

Неразрешенная проблема Абхазии и Южной Осетии будет отравлять грузино-российские отношения во всем обозримом будущем. Если Грузия признает события 1864 года в Сочи геноцидом против черкесов, она поставит Россию в трудное положение. Черкесский вопрос, признанный в качестве легитимного государством-членом ООН, приобретет международный характер в преддверии Сочинской Олимпиады 2014 года. Если Грузия признает геноцид черкесов, в трудном положении окажется и Абхазия, поскольку ей придется делать выбор между черкесами, поддержавшими ее в войне с Грузией и в ее мечте о независимости, и Россией, которая осуществила эту мечту.

В этой сложной паутине грузино-абхазо-российских отношений черкесский вопрос многое дает Грузии. Он укрепит поддержку Грузии со стороны международного сообщества, которое уже пообещало не признавать самопровозглашенные территории Абхазию и Южную Осетию. Он также даст Грузии союзника в действиях против России – пусть даже этот союзник слаб и находится внутри самой России.

Россия остается сверхдержавой в кавказском регионе, и ни одно государство не осмелится присоединиться к тому вызову, который ей бросает Грузия. Даже госсекретарь США Хиллари Клинтон, выразившая в июле 2010 года в Тбилиси недвусмысленную поддержку территориальной целостности Грузии, не произнесла ни единой фразы, которую можно было бы истолковать как антироссийскую, и которая могла бы скомпрометировать политику перезагрузки между США и Россией. Международный олимпийский комитет отверг грузинскую просьбу пересмотреть решение о проведении Олимпиады 2014 года в России. Сейчас черкесский вопрос дает Грузии новую возможность встать на сторону черкесов в антисочинском движении. Симметрия такой политики заключается в том, что поддержка черкесов так же важна для Грузии, как признание Абхазии и Южной Осетии со стороны немногочисленных государств важно для России.

Антисочинские протесты набирают силу, и они уже стали для черкесов позитивным результатом так называемой войны конференций между Россией и Грузией. Во-первых, геноцид черкесов стал приемлемой и признанной темой для дискуссии в России. Историки и аналитики рассматривают события 1864 года как трагедию черкесской нации. Это само по себе большое достижение по сравнению с теми представлениями, которые доминировали в более ранних дискуссиях. Тогда черкесов называли хищниками, нападавшими на мирные российские войска на границе. Бытовало мнение, что их обманули британские и турецкие агенты, что они добровольно покинули свои земли, и что в результате собственной глупости пострадали от Османской империи. А второй положительный результат, как говорят в кино, состоит в том, что ни один черкес в ходе "войны конференций" не пострадал.

Суфьян Жемухов – заместитель директора Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований по внешним связям.

Обсуждение
Комментариев: 77
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
F
Fox111
9 ноября 2010, 10:16
Череда прошедших недавно конференций вывела черкесский вопрос на международный уровень Это как перед Пекинской олимпиадой ТИБЕТСКИЙ вопрос вывели не международный уровень. Олимпиада прошла - и на Тибет все стало начхать!!! Уверен на 100% - пройдет олимпиада в Сочи и весь мир забудет про черкессов еще лет на 100-200
n
nooker
9 ноября 2010, 11:15
ну, только если раньше еще одна олимпиада не будет.
C
Crny
9 ноября 2010, 13:12
В тему... Перед Пекинской Олимпиадой был в Чехии. На Лоретанской площади (рядом Чешский МИД) висел флаг независимого Тибета. Прикол в том, что большинству чехов что Тибет, что Гондурас - по барабану.
F
Fox111
9 ноября 2010, 10:23
на эту же тему..... Сочи в 2014 году: Можно ли проводить Олимпийские игры в месте изгнания черкесов 150 лет тому назад? Ответ: можно, также как можно проводить олимпиаду на земле североамериканских индейцев, истребленных и загнанных в резервации!!!!!!
s
sag
9 ноября 2010, 10:28
Черкесский вопрос, признанный в качестве легитимного государством-членом ООН, приобретет международный характер в преддверии Сочинской Олимпиады 2014 года Ох, преживаю как бы Грузию не разорвало от собственного международного величия.
вп
врач психиатр
9 ноября 2010, 12:37
Срочно записать грузию в совбез оон,а то без них как-то не клеется работа этого органа
z
zap/sib
9 ноября 2010, 22:42
низзя! Они любят войну в честь открытия Олимпиады начинать!!! Традыцыя! О_о
9 ноября 2010, 10:59
Волки в шкуре овец Англичане любят такие статьи. История предыдущих столетий это череда войн, грабежей, насилий и захватов. Кого там только не обидели. Грузины тоже не были в этой истории "чистыми и пушитыми", особенно последние годы. Грузия официальная- это волки в шкуре овец.
o
olegrz
9 ноября 2010, 13:58
рано или поздно (Грузия раньше) и те и другие скоро допрыгаются с "разработала в отношении России такой курс активизация усилий по налаживанию продуктивных контактов с Северным Кавказом с одновременной поддержкой существующего там антироссийского сепаратистского движения"
RN
Russkij Nemez
9 ноября 2010, 20:14
Грузия официальная- это волки в шкуре овец. А по моему они овцы в волчьей шкуре.
I
Iz_lesu
9 ноября 2010, 11:08
То, что Саакашвили может поднести фитиль к пороховой бочке, даже если на ней сидит, теперь уже известно всем. Но какого, простите, хрена э то делают всякие Фонды Джеймстаунов? Они когда слово "черкес" первый раз услышали?
SB
Sad Buddha
10 ноября 2010, 11:04
Вот и мне интересно Они вообще знают кто такие черкесы?? 60% русского населения об этом не ведают. А уж саксы... Самовозвеличенные варвары.
v
vvg
9 ноября 2010, 11:40
Че-то они ни зулусов, ни буров не вспоминают, опять "тут - помню, а тут не помню"
D
Detech
9 ноября 2010, 11:52
По мне - так самые подлые войны в истории - это две Опиумные войны, которые провела Великобритания против Китая. Вот где настоящая подлость и геноцид, Гитлер отдыхает. Но да, никто не вспоминает - там же не Россия в качестве агрессора...
вп
врач психиатр
9 ноября 2010, 12:39
не демократично рассуждаете товарищ
v
vvg
9 ноября 2010, 14:57
Много чего можно им припомнить, ткни пальцем в любую точку на глобусе, и свероятностью процентов в 80, что мелкобриты там насвинячили.
p
puh
9 ноября 2010, 11:54
Нужно развалить Грузию После развала Грузии не будет члена ООН, пукнувшего в сторону России, вопрос сам по себе замнется. Товарищи грузины будут сами слишком заняты дележкой власти.
t
textliner
9 ноября 2010, 15:00
Логично. Но некоторые, любящие говорить "А", не любят говорить "Б". Так и блажат на одной букве.
Л
ЛОМиК
9 ноября 2010, 11:58
Если Грузия признает события 1864 года в Сочи геноцидом против черкесов, она поставит Россию в трудное положение Да бред сивой кобылы! Россия положит на вас, а вы потявкаете и заткнетесь! Там столько бобла вложенно, что проще еще один геноцид устроить, в англии например!
t
takov
9 ноября 2010, 12:29
пускай горячие головы в майкопе задумаются, что им лучше:быть равным среди равных в России или быть под задницей у про-пиндосских проституток, которые могут использовать российских черкесов по назначению (подтереть жопу, образно выражаясь)
B
Britwa
9 ноября 2010, 13:10
Я уверен, что абсолютное большинство так называемых черкесов из Вашингтонов и Лондонов, по черкески даже на говорят.
t
textliner
9 ноября 2010, 15:02
Надо поставить условием признания геноцида черкесов возвращение всех черкесов из Лондона.
P
Pozval
9 ноября 2010, 17:12
100500!))) )
а
андэстэнд?
9 ноября 2010, 20:36
они все теперь черкесы :)
C
Crny
9 ноября 2010, 13:16
Все мысли Джорджии.... ....кого-бы ещё защитить назло России?
c
const
9 ноября 2010, 13:31
1864 - первый геноцид в сосвременной истории Ну, если считать с 1864 года, то очень мно-о-ого любопытного можно найти про геноцид коренного населения США! А если считать не с 1864, а с 1857, то много интересного можно накопать о подавлении восстания сипаев (особенно если сравнить "честное слово" русских и англичан: русские, как и обещали, сохранили жизнь сдавшемуся Шамилю и всего лишь сослали в Калугу (не в Сибирь!) Англичане, обещав сдавшимся сипаям жизнь, привязали их к стволам орудий и расстреляли)
t
textliner
9 ноября 2010, 15:03
Причём казнь эта была не только физическая, но и моральнвя.
п
простофиля
9 ноября 2010, 13:35
Утомили уже такие псевдоаналитические статьи Кому интересно - прочитайте серию статей об кавказкой войне www.apn.ru/publications/article22023.htm Все разложено по полочкам...
E
Elf564
9 ноября 2010, 14:04
первый Президент Грузии - Гамсахурдия! Заместителю директора Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований по внешним связям стоило бы об этом знать :-)
B
Break
9 ноября 2010, 14:13
Грузия тоже в двойственной ситуации Черкесский вопрос представляется как асимметричный ответ Грузии на признание Россией независимости Абхазии и Осетии. Но опасения же России могут также вызвать дальнейшие враждебные действия по отношению к весьма слабой экономически Грузии. Помню, как в 90-м Кравчук, взявший курс на независимость Украины, всячески избегал националистической риторики, но выдвигал скорее тезис об экономической независимости. Вспоминаются руховские листовки о том, сколько Украина выплавляет стали, собирает зерна. И вот главная мысль: вот, если бы всё это оставалось на Украине, какими бы богатыми мы были. У Грузии есть ряд народностей, у которых довольно таки разное отношение к лозунгу "Сокортвело". В общем, Грузия очень рискует с поднятием черкесского вопроса.
МужикКакойта
9 ноября 2010, 14:22
Солить Росси Бесконечно нельзя будет. Либо надоест, либо даведет.
с
сан4о
9 ноября 2010, 15:34
надо поднять армянский вопрос в грузии, и припомнить им Чавчавадзе который писал про армян не очень хорошо
Ko
Killer of the USA
9 ноября 2010, 15:40
Тупость грузин просто поражает, но не Сааки(тот просто отрабатывает известным местом амерский гонорар и позже свалит на квартиру к своему голландскому тестю),а рядовых грузин.Уже давно установлено,что вся так называемая Восточная Гузия по Тбилиси включительно - древние исконные земли дагестаноязычных народов,правда,к настоящему времени из-за многовековой ассимиляторской политики грызунов остались только немногочисленные удины,да и те стремительно исчезают.Территории Центральной Грузии изначально в древности населяли племена хурритского корня(нынешние чеченцы и ингуши их последние потомки),наконец,все западное побережье Грузии еще каких-то 1500-2000 лет тому назад населяли племена касков(касоги русских летописей) - предки тех же абхазов,адыгов,абазинцев,шапсугов и прочих "черкесов".Территория же картвел составляла совсем небольшую часть от нынешней Грузии где-то в районе чуть западнее Тбилиси.Собственно,это и есть историческая Грузия - Квемо-Картлия.И все,больше ничего.Учитывая больше демографические,земельные и национальные проблемы на Сев.Кавказе представляется вполне разумным провести,эдак в Грозном,научную коференцию на тему "Оккупация грузинами древних дагестанских,черкесских и вайнахских земель и методы исправления данной историчекой несправедливости".И отправить Кадырова с его кунаками возвращать свои(ихние) земли.А потом вообще перенести все северокавказские автономии за Большой Кавказский хребет,думаю,их население не будет против поселиться в более благоприятных климатических условиях.Опять же,и нам спокойнее без них будет.
M
Matador
9 ноября 2010, 22:16
Killer of the USA - смотри не обосрись киллер:))) такого умопоморочительного маразма про исконных земел Грузии еще не четал...мальчик лучше почитай книшки по истории и изучи кто жил на територии которая называеться РФ(Росииская Фаршивка)...жалко, очень жалко Вас русских :))))
M
M C M L X
10 ноября 2010, 00:45
А мне вас жалко. Россия на Грузию положила столько сил, и всё без всякой расчётливости , и что же получила взамен ? Одно хамство. Это ведь из за Грузии Россия долго и нудно воевала с черкесами. Грузия была растерзана абреками с одной стороны и турками с другой. Россия усмирила одних и отбила других. Что же русские на этом заработали ? Один геморрой. Да и саму Джорджию Россия вам, грузинам собирала вокруг малюсенькой Кахетии. Если бы мы действовали на Кавказе интригами и вероломством, как англичане, то давно бы уже не было ни грузин ни черкесов. А Грузия ? Грузия теперь сама поставила перед собой те же проблемы, от которых 200 лет назад чудом спаслась. Теперь её спасать никто не будет. Или пендосы будут ? За ними этого пока не водилось, чтобы они кого то спасали, скорее наоборот - от них шла погибель или в лучшем случае неприятности.
D
Demjen
10 ноября 2010, 17:58
Он не MATADOR. Он MASTRUBATOR! Так что стоит ли взывать к его отсутствующей совести? Если бы каждая проститутка была совестливой, такой профессии бы уже не существовало..
К
Краснобай
10 ноября 2010, 09:12
Я не буду валить тебя ссылками, сам откинешься Просто, если интересно, знай, ни одно из грузинских княжеств, например, не имело выход к морю... Ссылка на "золотое руно" и времена динозавров тебе не поможет. Подлые варвары - монголокацапы- ордами проникая за ГКХ оставляли за собой школы, театры и жестоко унизили грузин дав возможность оным поваляться на черноморском песочке. Как-то так...
z
zao
10 ноября 2010, 11:20
В школу! Учить русскую речь и историю! Но сначала в ясли, учиться гадить в горшок, а не в коммент!
10 ноября 2010, 11:41
Гамаджоба! Маймуна веришвила, генацвали!
K
Koenig
9 ноября 2010, 15:50
Сейчас черкесский вопрос дает Грузии новую возможность встать на сторону черкесов в антисочинском движении Все как обычно, английские скунсы портят воздух, а грузины пытаются его "донести до каждого"
X
XpeHyc
10 ноября 2010, 09:16
замечательно сказали :) .
r
rosomaha
9 ноября 2010, 15:56
Других тем нет? Да засуньте это Сакартвело в одно место. Других тем нет?
r
rosomaha
9 ноября 2010, 16:10
Черт опять влез По словам бичос и гогис в Картли осталась несколько сот русских семей. Дай Бог и эти скоро переедут. Эту тему пора закрвать. Избались от клеща и Слава Богу.
c
chit_chat
9 ноября 2010, 17:45
Легче сказать, чем сделать Одна моя приятельница убежала из Тбилиси, оставив кооперативную квартиру и всё "нажитое", и теперь живёт в рабочем общежитии.... Вторая приехала в Тбилиси после окончания института, работала прорабом на строительстве домов. Вышла замуж за грузина, родила ему двоих детей. Этери, её дочь, тоже вышла замуж за грузина. Им уехжать некуда. Третья - потомственная казачка, её семья жила в Грузии со времён царских войн. Ей тоже ехать некуда... Даже если бы они захотели уехать, возможности приобрести жильё в России у них бы не оказалось...
g
gavryusha
9 ноября 2010, 17:06
"... Грузия предприняла первые официальные шаги навстречу независимости.. высказывался по поводу различных сепаратистских деклараций, с которыми выступали парламенты Абхазии и Южной Осетии.." Суфьян Жемухов,как тонко! Всего в двух предложениях-здесь шаги навстречу независимости,а здесь сепаратистские декларации.Умница.
v
vc123
9 ноября 2010, 17:42
Такое ощущение что статья писалась на спор. Типа: "Спорим на бутылку, тебе слабо - за два часа написать статью размером с колонку о внешней политике!" Мне вот интересно почему черкесы собирались на войну не в Карачаево-Черкесии где они собственн в основном и проживают, да и до места ближе, а в Кабардино-Балкарии. А ещё довольно забавно, когда разговариваеш о грузино-абхазской и грузино-осетинской войнах например с чеченцами, то они утверждают что именно они внесли решающий вклад в победу над грызунами, особо вспоминая участие в них Шамиля Басаева. А если поговорить с осетинами и абхазами то они утверждают, что помощники им в общем-то были не нужны, и помощники эти в основном занимались мородёрством. А ещё можно поговорить с российскими военными которые расскажут как по указанию Москвы передавали осетинам и абхазам оружие и разведданные, и были готовы по зелёному свистку выступить на их стороне.
s
sh-postal
10 ноября 2010, 10:09
vc123 Мне вот интересно почему черкесы собирались на войну не в Карачаево-Черкесии где они собственн в основном и проживают, да и до места ближе, а в Кабардино-Балкарии. В Кабардино-Балкарии потому, что кабардинцы это черкесы живущие в Кабарде, теперь уже в Кабардино-Балкарии.
v
vc123
10 ноября 2010, 14:26
кабардинцы это черкесы Звонил друзьям кабардинцам - рассказал что на самом деле они черкесы, долго смеялись. Вот тебе ссылочка на историческую справку выложенную на сайте правительства КБР найди мне там, что кабардинцы это черкесы!!! www.pravitelstvokbr.ru/k-br/kbr-main.nsf/html/ISTORICHESKAYASPRAVKA
s
sh-postal
10 ноября 2010, 10:12
vc123 Мне вот интересно почему черкесы собирались на войну не в Карачаево-Черкесии где они собственн в основном и проживают, да и до места ближе, а в Кабардино-Балкарии. кстати говоря, черкесов в Кабардино-Балкарии раз в 10 больше чем в Карачаево-Черкесии
v
vc123
10 ноября 2010, 14:30
черкесов в Кабардино-Балкарии раз в 10 больше чем в Карачаево-Черкесии А вот тебе дорогой дружок ссылочка на раскладку по народностям населяющим КБР опубликованную на официальном портале правительства КБР, найди там черкесов! www.pravitelstvokbr.ru/k-br/kbr-main.nsf/html/NASELENIE
c
chit_chat
9 ноября 2010, 17:52
Конференции Фонда Джеймстауна нелигитимны Поскольку эти сборища организовываются на землях американских индейцев, украденные у них в результате геноцида их нации, все подобные конференции и их выводы - не лигитимны. Достаточно вспомнить "подарки" белых колонизаторов вроде одеял, пропитанных бациллой чёрной оспы, или заражении индейцев венерическими заболеваниями, уж не говоря о более "гуманном" отстреле. Все конференции, проводимые в Южной Африке также рекомендую считать нелигитимными.. Индия, Пакистан, Афганистан, Палестина и остальные регионы присутствия колонизаторов, объединяйтесь!
h
hizer
9 ноября 2010, 20:02
Не путать openDemocracy и Open Society Institute Цель вебсайта openDemocracy, как они сами утверждают, - "чтобы были услышаны маргинальные голоса". (We aim to ensure that marginalised views and voices are heard.) Особенно те из них, которые согласуются с мнениями их спонсоров (Дж.Сороса и др. en.wikipedia.org/wiki/OpenDemocracy).
С
Словен-Венед
9 ноября 2010, 20:03
геноцид черкессов? чушь! Чушь собачья!... Кстате напомню всем этим русофобам "дермократам" англо-саксам, что почти все эти северокавзакзкие народцы жили набегами на русские земли, жили грабежом и убийством, угоном в рабство людей!... Чего и им желаю!...Так вот Россия с этими набегами покончила координально! Так было с крыско-татарским крымом, астраханью и прочими. И нечего сейчас сопли распускать за черкесов... Кстате черкессы этого и не делают, могу напомнить про дикую дивизию с черкессами, что служили верой и правдой Российскому государству, аккурат после "завоевания" её Россией.
J
Juan
9 ноября 2010, 20:36
известный журналист Подрабинек Как журналист он никому не известен. Об этом подонке-журналисте общественность узнала впервые, когда он в своей обычной хамской манере оскорбил все советское поколение людей.Его мнение никого не интересует.Пусть и дальше воняет. Олимпиада в Сочи состоится, и ни Подрабинека, ни черкесов никто спрашивать не будет.
M
M C M L X
10 ноября 2010, 00:57
При этом сынок Подрабинека-старшего Подрабинек-младший работает на российском государственном канале "Моя планета". Туда устроиться очень сложно, так как всем охота в нахаляву путешествовать. И никто не репрессирует этих подрабинеков.
L
Ligapak
9 ноября 2010, 20:40
НЕ БОЛТАЙ - КРУГОМ ВРАГИ Для слишком болтливых членов сообщества хотелось бы высказать точку зрения человека славянской национальности, но живущего среди... вернее не среди черкесов, а так сказать в их значительном присутствии. 1) Даже адекватные высказывания любого нормального человека в прессе и оссобенно английской могут осветить так как в советском анекдоте: " Состоялся забег Брежнева и Форда. Конечно Форд прибежал первым. В американской прессе об итогах забега написали:Состоялся забег Форда и Брежнева. Форд-первый, Брежнев - предпоследний. В нашей прессе: вчера состоялся забег, в котором в т.ч. приняли участие Брежнев и Форд. Леонид Ильич финишировал вторым, а Форд - предпоследним. Это пример правильного освещения. А ДУРАК коментатор может задеть чуства своего соотечественника, который может ему ответить. ТАКИМ ОБРАЗОМ ОН (ОНИ, то есть МЫ с ВАМИ) попадает на крючок врага. 2)Проблема если хотите геноцида черкесов, если хотите Кавказской войны была. Из черкесского населения осталось тут маловато, оссобенно из немирных. Да и было трагическое для черкессов переселение в Турция (для тех кто не остался). Но у нас было Татаро монгольское иго, кто скажет что татары не наши братья?? У нас была были войны с Тверью, Новгород вообще два раза вырезан примерно на 100% (ну может процентов 5 ощибочка) Это что причина теперь целовать американско-британскую сволочь, а в своих братьев плевать? 3) Вопросы про геноцид поднимались здесь активно некоторыми товарищами в 90 гг. Частью потому что, это было, частью потому что "фонды Сороса" финансирвали, а в каждом народе есть паршивая овца. НО, черкесы и местные славяне молодцы. Славяне в большинстве своем деликатно промолчали (не все), а соросовской с позволения сказать черкесне, ответили уважаемые Черкессы. Все мудро и красиво. 4) Ремарка для болтуна (просто дурака или вражины) про Майкоп (один из самых спокойных городов). Ты здесь был, ты что либо знаешь? Тогда молчи. 5) Кстати в Мйкопе регулярно шли передачи в духе дружбы народов и религий, организованные местным органами Православия и Ислама. И они - просто МОЛОДЦЫ. Вот как надо. А не подкладывать дров в огонь который пытается развести грязная британская газетенка. БУДЕМ УМНЫ! НЕ БОЛТАЙТЕ! НЕ ОБИЖАЙТЕ СВРИХ БРАТЬЕВ!
л
лунь1
9 ноября 2010, 21:13
1000000 Россия многонациональная страна и нас опять как в 90-е хотят заставить наступить на старые грабли национализма. Нравится это кому-то или нет, но надо жить вместе, порознь нам будет только хуже.
M
M C M L X
10 ноября 2010, 01:12
1000 000 000 Это все уже понимают. Но всегда найдётся иудушка, готовый заработать свои 30 шекелей. Ивсегда найдутся те, кто готов заплатить.
н
нехристь
10 ноября 2010, 09:20
Спасибо. Приятно знать, что кто-то рассуждает так же как я. Чистокровный татарин, женат на хохлушке
V
Vlad2026
9 ноября 2010, 20:56
Бред полный, шиза косит наши ряды... Сочи в 2014 году: Можно ли проводить Олимпийские игры в месте изгнания черкесов 150 лет тому назад
i
inou
9 ноября 2010, 22:12
в ближайшем будущем можно ожидать мощного взрыва сепаратистского движения на Северном Кавказе. За этой негативной с виду идеей скрывается более масштабный замысел: возродить лидирующую роль Грузии в регионе Нельзя детям давать со спичкаим играть. Плохо это кончается.
M
M C M L X
10 ноября 2010, 01:08
Я согласен, что ...<<в ближайшем будущем можно ожидать мощного взрыва сепаратистского движения на ... Кавказе. >> Но более вероятно :B ближайшем будущем можно ожидать мощного взрыва сепаратистского движения на Кавказе и особенно в Джоржии, где проживает множество народов, насильно согнанные под ярмо Тбилиси.
m
matrosov
9 ноября 2010, 23:42
Шеварнадзе первый президент грузии.... Нальчик столица Абхазии...?! Какие безграмотные журналисты в Британии пишут, диву даешься!!!
d
divad
10 ноября 2010, 02:52
кстати о "геноцидах" Начнем с Геноцида амероиндейцев - сначала испанцами, а далее европейцами на американском континенте(если веритьнекоторым организациям, то было истреблено около 60 миллионов амероиндейцев ...).Цитировать источники не имеет смысла-любой человек может найти на интернете сотни источников. Далее Геноцид Африканцев,вывезенных в Америку, более половины умирало в пути, далее их рабство ... Все "геноциды" во французких и британских колониях ... . Геноцид китайцев и корейцев,учиненый японцами ... . Человеческая история, это сплошные "геноциды". Но самая крупномасштабная резня, это геноцид Русского народа учиненый Кровожадным Усатым Грузином, Иосифом Джугашвили и еврееями Когановичем и Ягодой!!
l
limuzin_22
18 ноября 2010, 15:58
Самый масштабный геноцид русского народа происходит у вас на глазах. Здесь и сейчас. А вы и не заметили? Усатый просто ангел с крылышками. У него были просто грубоватые допотопные методы.
r
rstslv
10 ноября 2010, 05:24
как в свое время сказал Путин.... "чтото выковыряли из сопливого носа и размазали " именно так стоит восприниматьь т.н. "черкесский вопрос"...
S
SERPENTUS
10 ноября 2010, 07:21
грустный парадокс: "геноцид" пошёл в народ...
w
wertttr
10 ноября 2010, 09:03
Андрей Епифанцев "Геноцид, которого не было" Вся история с черкессами разложена по полочкам.
k
ko9
11 ноября 2010, 23:29
Епифанцев тот еще сказочник... Хочешь я тебе разложу все по почкам? :) А если серьезно, то источники ищи посерьезнее, если хочешь докопаться до правды. Но ты же не хочешь?! Вот и весь ответ.
S
Shokolad
10 ноября 2010, 09:40
Суфьян Жемухов – заместитель директора Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований по внешним связям. А вот если бы был какой-нибудь Пётр Иванов - директор института Мексикано-Техасского института гуманитарных исследований по внешним связям, то как бы на это отреагировал Госдеп США - угадать не сложно. Куда только наши спецслужбы смотрят?
D
Demjen
10 ноября 2010, 17:33
уффф такое ощущение, что идёшь по улице, никого не трогаешь, а сзади привязался какой то вонючий карлик и зудит, зудит, зудит тебе вслед. И когда вдруг достаёт тебя своими культяпками, разворачиваешься и по макушке его, по макушке (08.08.08), но жалеешь его и отпустив идёшь себе дальше. Карлик тем временем отряхивается, догоняет тебя снова и опять что то там зудит и воняет невообразимо! Может его всётаки замочить?? ...
M
Matador
10 ноября 2010, 18:43
СОВЕТУЮ ПОСМОТРЕТЬ - www.1k-tv.com/index-3-videoinfo-878
А
Анатолий
11 ноября 2010, 04:56
Антигрузинская кампания Центр "Сова" считает, что российское правительство успешно проводит со времен войны антигрузинскую кампанию в СМИ, я думаю, что я согласен.
l
limuzin_22
18 ноября 2010, 15:00
Дым и туман. Понятно, что статья написана для англоязычной публики, которой очень трудно разобраться в пестрых кавказских реалиях, иначе как обьяснить то, что чуть ли не все жители Северного Кавказа вмиг оказались черкесами. На самом деле это далеко не так, и автору это наверняка известно. Не надо валить разные народы разного происхождения, с разными традициями, историей и интересами в одну большую кучу. В первую очередь сами народы не поймут. Что касается другой обширной темы данной статьи, то тут уж просто смеяться хочется. В принципе для любого горца грузин-ленивое грязное трусливое создание, недостойное называться мужчиной. О каком союзе здесь может идти речь. Какой может быть союз между боевым конем и домашим животным? Смех, да и только!
л
лион
4 апреля 2011, 14:50
Полностью с тобой согласен limuzin_22! Более трусливых и лживых созданий найти сложно. Как говориться полжалел волк кобылу... Жалко грузинам стало черкесов? Просто нашли наши грузины новых хозяев за океаном и дабы выслужится пытаются укусить старых московских хозяев. Но совсем позабыли как выслуживаясь в своё время перед теми же старыми московскими хозяевами, добивали в 1864 году на Крассной поляне остатки мужественно защищавшихся горцев. Это исторический факт! Грузинские дивизии даже принимали участие в параде на Красной поляне вместе с царскими войсками. А ещё грузины в последнее время абхазов стали жалеть. Дескать пропадёте вы бедные. уничтожат вас русские! Что жалко вам нас абхазов стало господа грузины? А не вы ли в 1992-93 хотели нас уничтожить?! Да и сейчас не прочь! Только вашим мечтам не суждено сбыться! Руки коротки!
l
limuzin_22
18 ноября 2010, 16:10
Геноцид? Почитав комменты, понял, что именно эта тема статьи вызвала активную реакцию. Сказывается плохое знание истории. То, что произошло с народами Западного Кавказа вполне укладывается в понятие "геноцид". Само понятие появилось, правда, гораздо позднее. Только не надо гнуть палку в одну сторону и обвинять во всем белого царя-освободителя. Кое кто сделал так, как просил царь, и остался жить на своей земле. Те же Абхазы тому пример. Сильно гордые и недогадливые отправились в Турцию не по своей воле. Подробности мне неизвестны, но, предполагаю, что немногие туда добрались и там выжили. Что было, то было, затыкать уши и завязывать глаза не стоит. Белый царь и его армия-штука страшная и беспощадная. Не нужно было с царем шутить и безобразничать.
l
limuzin_22
5 апреля 2011, 00:33
Какая удивительная бредятина! Конечно, черкесский вопрос очень интересен с исторической точки зрения, но вряд ли актуален. Попытки же автора, да и самой Грузии, изобразить грузинское государство в качестве некоего кавказского центра, не могут вызвать ничего, кроме хохота, особенно у представителей народов Кавказа. Ну нельзя тяглового быка поставить заведовать конюшней. Кони не поймут!
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем