Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наш парламент не спешит обсуждать вопрос ратификации армяно-турецких протоколов, и это абсолютно логично. Зато столь же логично, что парламентарии поспешили ратифицировать договор ОДКБ, а также принять поправки к закону "О международных договорах". Вышеуказанные поправки дают возможность государственной машине в случае необходимости очень быстро оперировать международными договорами и в считанные дни выбросить на свалку, как старую перчатку, те договоры, которые начинают наносить вред национальным интересам Армении.

Наш парламент не спешит обсуждать вопрос ратификации армяно-турецких протоколов, и это абсолютно логично. Зато столь же логично, что парламентарии поспешили ратифицировать договор ОДКБ, а также принять поправки к закону "О международных договорах". Вышеуказанные поправки дают возможность государственной машине в случае необходимости очень быстро оперировать международными договорами и в считанные дни выбросить на свалку, как старую перчатку, те договоры, которые начинают наносить вред национальным интересам Армении.

Что касается турок, то Анкара пока что упорствует, и премьер-министр Эрдоган по любому поводу заявляет, что прогресс в ратификации протоколов невозможен без прогресса в карабахском урегулировании. Тем не менее, очевидно, что начиная с 4 марта американская сторона включает счетчик, так как Конгресс США в этот день начинает процесс принятия резолюции по Геноциду. Последняя "цифра" на счетчике появится 24 апреля, когда президент США должен произнести или не произнести слово "геноцид".

Что касается Армении, то хотя общий курс направлен на то, чтобы ратифицировать протоколы после ратификации их в Анкаре, тем не менее принят в расчет и тот вариант, когда может стать целесообразным ратифицировать их до ратификации турецкой стороной. Предположительно это может быть 4 или 5 марта, если 4 марта принятие резолюции по Геноциду Конгрессом США станет свершившимся фактом. Но, естественно, на данный момент никто в Ереване точно не может сказать о предстоящих в Вашингтоне событиях.

Что касается динамики армяно-турецких отношений, то согласно российскому аналитику Станиславу Тарасову, непосредственно после Цюриха у Турции были сильные позиции, но в результате нежелания Европы принять Турцию в ЕС, а так же в связи развитием событий в Иракском Курдистане, сейчас ситуация "перевернулась", и Анкара вынуждена встать в позицию защищающейся стороны.

В плане карабахского урегулирования бурную активность развил новый председатель ОБСЕ Канат Саудабаев, который уже заявил об инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева представить сторонам конфликта "дорожную карту" урегулирования. По всей видимости новый председатель ОБСЕ пока что "отыгрывает" время, чтобы 17 марта начать совместную игру с председателем ПАСЕ Мовлютом Чавушоглу. В этот день в Париже стартует работа подкомиссии ПАСЕ по Карабаху, которая была заморожена с 2008 года в связи со смертью председателя комиссии лорда Рассела Джонстона.

Естественно, совместная игра казаха Саудабаева, чья страна мечтает о ликвидации "карабахской пробки" и перекачке энергоресурсов в Европу в обход России, и турка Чавушоглу, приведет к возрастанию международного давления на Ереван в плане карабахского урегулирования. Тем не менее, армянская сторона показывает решимость противостоять любому давлению. Так, пресс-секретарь Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов заявил, что скорее небо упадет на землю, чем Карабах войдет в состав Азербайджана. То есть, Армения готова заплатить за удержание Карабаха любую, в том числе, военную цену. Именно в этом раскладе полностью умещается логика быстрой ратификации в парламенте договора ОДКБ.

Кстати, именно вокруг ратификации "выдали" себя проамериканские силы в парламенте. Так, во время доклада замминистра обороны Ара Назаряна председатель фракции "Жарангутюн", которая ранее отличилась в Страсбурге своим предательством, Степа Сафарян рвал и метал, что в результате ратификации в один прекрасный день армянские солдаты окажутся в Абхазии или в Южной Осетии и даже вынуждены будут оборонять Кремль. В ответ на это возмутился республиканец Вардан Айвазян, который напомнил, что наши деды обороняли Кремль и ничего плохого нет в том, что бы внуки повторили дела дедов.

Кстати, тот же Степа Сафарян возмущался и пунктом договора о скрытном управлении силами ОДКБ, и поднимал риторический вопрос - а почему Армения не должна передавать эти сведения "партнерам" по НАТО. Так что из выступлений депутатов от "Жарангутюн" уж очень явственно торчат американские уши. Те же американцы срочно "озаботились" безопасностью государственных границ Армении, и этот вопрос обсуждался во время встречи председателя Совбеза Армении Артура Багдасаряна и заместителя помощника госсекретаря США Анн Ганзер. Естественно, единственное место куда американцы надеются сунуться - это армяно-грузинская граница, так как границы с Турцией и Ираном охраняют российские пограничники, а на границах с Азербайджаном находятся боевые позиции армянской армии. Ну уж очень хотят американцы закрепиться на той линии, которая разделяет Армению от армянонаселенного Джавахка. Видимо, Вашингтон чего-то боится на этом направлении…

Что касается позиции России по карабахскому урегулировании, то весьма симптоматично, что аккурат в день ратификации договора ОДКБ произошла замена российского председателя Минской группы ОБСЕ. Многоопытного Юрия Мерзлякова заменил не Григорий Карасин (как прогнозировали аналитики), а практически ничего не знающий по теме Игорь Попов, который до этого занимался африканскими делами в Мозамбике. Этим шагом Москва продемонстрировала, что абсолютно не спешит что-либо менять в карабахском статус-кво: естественно, России абсолютно не нужно разблокирование "карабахской пробки", которая пока что является основным заслоном на пути "побега" стран Средней Азии, и в первую очередь - Казахстана, в НАТО.

Сохранению статус-кво весьма решительно подыграл и Тегеран. Не случайно, что посол Ирана в Армении Сеид Али Сагигияни очень четко и недвусмысленно дал понять, что Иран на своих границах в Южном Арцахе не намерен терпеть присутствие каких-либо "миротворцев", особенно натовских. Неслучайно посол упомянул о том, что у Ирана с Карабахом общая граница, что вызвало бурю возмущения в Баку. Правда, потом он заявил, что переводчик его не совсем правильно понял, но факт остается фактом, что грозный мессидж уже был отправлен. Кстати, что касается Ирана, то по прогнозам Станислава Тарасова, если Турция откажется от ратификации протоколов, то образуется геополитический вакуум, который заполнит Иран, имеющий сложившиеся отношения с Арменией и стабильный диалог с Россией.

В общем и целом, ситуация на Южном Кавказе похожа на шахматный цугцванг, когда любые действия игроков ведут к осложнению ситуации. Впрочем, бездействие тоже ведет к тому же, так как таким игрокам как США, Казахстан, Турция, позарез нужно карабахское урегулирование. Ситуация такова, что может привести к геополитической фрустрации, которая обернется новой агрессией Азербайджана против Армении. Но в этом случае Россия уже будет иметь законные основания в рамках своих обязательств по ОДКБ ввести войска в район конфликта и навечно закрепить военное присутствие на юге Карабаха, прямо на границе с Ираном. В этом случае американцам уже придется надолго, если не навсегда, забыть о своем присутствии на Кавказе.