Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конфликты в борьбе за воду в Центральной Азии не исключены и в ближайшем будущем

© РИА Новости / Перейти в фотобанкИ. Маннтойфель на пресс-конференции
И. Маннтойфель на пресс-конференции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эксклюзивное интервью Trend News c главным редактором русской редакции и руководителем отдела Восточной Европы Deutsche Welle Инго Маннтойфелем.

Эксклюзивное интервью Trend News c главным редактором русской редакции и руководителем отдела Восточной Европы Deutsche Welle Инго Маннтойфелем.


- Как вы расцениваете проблему водного и энергетического обеспечения стран региона? Каким вы видите компромисс, который может помочь разрешить разногласия между странами-соседями в борьбе за воду и электроэнергию?

 

- На первый взгляд представляется абсурдным то, что регион испытывает проблемы с обеспечением водными и энергетическими ресурсами. Исходная ситуация выглядит так, что центральноазиатские страны легко могут найти компромисс. Действительно, Таджикистан и Кыргызстан обладают водными ресурсами, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан - большими запасами энергоносителей.

 

Было бы логично, если бы эти страны сообща решили свои водные и энергетические проблемы, включая строительство новых нефте- и газопроводов для экспорта в Китай и Европу. Для этого необходимы долгосрочные соглашения и ясные механизмы взаимных расчетов. Однако во всех государствах региона явно доминирует национальная близорукость. Это обуславливается и тем, что, на мой взгляд, у политических лидеров пяти стран нет достаточного доверия друг к другу, чтобы заключить совместный "Водный и энергетический союз". В целом, в Центральной Азии налицо явный недостаток региональных объединений.

 

К сожалению, центральноазиатские государства ведут себя все еще так, как в советские времена. Вместо того, чтобы объединить усилия для совместного развития, отдельные страны смотрят на Москву и пытаются выбить там индивидуальные преимущества для себя. Но единственным победителем в этой игре является Россия, которая в зависимости от ситуации всегда может осуществить выгодные для себя сделки. В этом случае на обочине остаются интересы всего центральноазиатского региона. Однако пока политические элиты пяти стран не смогут найти общее видение решения проблем, ситуация не изменится. Столкновения и конфликты в борьбе за воду не исключены и в ближайшем будущем.

 

- Как вы расцениваете кандидатуру Казахстана на председательство в ОБСЕ? В каких областях деятельности организации страна может добиться максимальных успехов и почему?

 

-- Казахстан 1 января станет первым постсоветским государством, которому доверено председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это большой символический жест, который нельзя как недооценивать, так и переоценивать. Тот факт, что в этом году председателем ОБСЕ была Греция, остался относительно незамеченным для мировой политики.

 

С другой стороны, для Казахстана это большая честь и большая ответственность, тем более, что президент Назарбаев намерен организовать в июне 2010 года саммит ОБСЕ и должен будет позаботиться о его содержании. Важнейшей темой этого года может стать так называемый "Процесс Корфу", то есть дискуссия о структуре безопасности в Европе. Этот вопрос является особым направлением российской внешней политики. Лишь недавно президент Медведев опубликовал проект нового евроатлантического договора о безопасности, который без интереса был воспринят в Европе, так как он не дает европейцам ничего нового. Перед Казахстаном может встать сложная задача в ближайшие шесть месяцев найти точки соприкосновения между российскими интересами и целями США и Европы.

 

Другой темой является Афганистан и то, удастся ли ОБСЕ выработать совместную линию для обеспечения безопасности и стабильности в стране. Я думаю, что председательство в ОБСЕ, может быть, в большей степени изменит сам Казахстан. Страна, которая стоит во главе этой организации, берет на себя особую ответственность за соблюдение стандартов ОБСЕ, прав человека и реализацию гражданских свобод. Ситуацию с положением гражданского общества в Казахстане будут рассматривать, без сомнения, очень пристально. Поэтому в этой сфере могут произойти - вольно или невольно - большие изменения.

 

- Как вы расцениваете степень угрозы, исходящей из Афганистана, для стран Центральной Азии? Какими вы видите пути решения этой проблемы?

 

- Из Афганистана сейчас исходит целый ряд угроз для других стран. Прежде всего, они затрагивают, конечно, соседнее с ним государство - Пакистан, а также ряд стран бывшего Советского Союза, особенно пять центральноазиатских государств. Главными из этих опасностей являются наркотики и исламский терроризм, причем они все чаще переплетаются между собой. Многое говорит о том, что террористические организации используют для своего финансирования доходы, полученные от производства и продажи опиума. Опасность состоит не только в распространении влияния террористических групп исламских фундаменталистов на Центральную Азию. Гораздо большую угрозу представляет разрушение политических систем этих стран из-за растущей коррупции. Наркоторговцы и организованная преступность создают благоприятную атмосферу для расцвета коррупции в центральноазиатских странах, что, в свою очередь, представляет огромную опасность для политической стабильности. Коррупция тормозит экономическое развитие, подтачивает государственные структуры и в среднесрочной перспективе может привести к обострению социальной ситуации. Поэтому необходима борьба с наркоторговлей, для достижения успеха в которой необходимо объединить усилия всех стран региона.

 

- Какое значение Европа придает развитию газовых отношений между Европой и Туркменистаном? Какими вы видите перспективы развития этих отношений?

 

- Туркменистан, как и Азербайджан, является для Европы центральной страной для реализации проекта Nabucco. Газопровод должен пройти из прикаспийского региона через Турцию и южноевропейские страны в Центральную Европу и ослабить ее зависимость от российского газа. Без Туркменистана в проекте мало смысла. Поэтому немецкий энергетический концерн RWE подписал в этом году соглашение с Туркменистаном на право заниматься разведкой газовых и нефтяных месторождений у побережья Каспийского моря. Если предположения об имеющихся там запасах газа или нефти подтвердятся, концерн RWE получит от Туркменистана лицензию на промышленную эксплуатацию месторождения сроком на 20 лет. После этого, согласно подписанному соглашению, лицензию можно будет продлить еще на 5 лет.

 

До сих пор существует, однако, много открытых вопросов. К примеру, обладает ли Туркменистан достаточными запасами газа, чтобы транспортировать их в Китай, Европу и Россию. Или действительно ли заинтересован Туркменистан в Европе как в партнере в области энергетики, или же Nabucco служит лишь рычагом давления для переговоров с Москвой и Пекином. На оба этих вопроса пока с уверенностью ответить нельзя. Поэтому трудно делать долгосрочные прогнозы.

 

Кроме того, не следует забывать, что в стране существуют серьезные проблемы с соблюдением прав человека и реализацией гражданских свобод. В целом Туркменистан не является для Европы легким партнером.