Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Книги о России

Книги о России picture
Книги  о России picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
М.Макфол 'Незаконченная революция в России: политические изменения от Горбачева до Путина'. Книга впервые издана Cornell University Press в 2001 г., переиздана в 2003 г. В центре внимания автора период распада коммунистической России и постепенное формирование новой российской демократии, продолжающееся до сих пор. По мнению Макфола, основной проблемой новой российской демократии выступает наследие советского режима, к которому относятся и силовики, и стремление общества к сильной централизованной власти, закрепленное на уровне менталитета

ИноСМИ.Ru представляет очередной тематический аналитический продукт:

M.Macfaul 'Russia's Unfinished Revolution: Political Change from Gorbachev to Putin'

М.Макфол 'Незаконченная революция в России: политические изменения от Горбачева до Путина'

О КНИГЕ: Книга впервые издана Cornell University Press в 2001 г., переиздана в 2003 г. В центре внимания автора период распада коммунистической России и постепенное формирование новой российской демократии, продолжающееся до сих пор.

По мнению Макфола, основной проблемой новой российской демократии выступает наследие советского режима, к которому относятся и силовики, и стремление общества к сильной централизованной власти, закрепленное на уровне менталитета. Макфол системно анализирует поступки российских политиков, демонстрируя, что немалая часть истории России состоит из откровенных глупостей, стремления обмануть государство и разбогатеть за счет казны.

Вместе с тем Макфол выражает надежду, что Россия, "застрявшая между коммунизмом и демократией", все-таки найдет в себе силы для дальнейшей активности, направленной на построение либеральной демократии прозападного типа.

Комментарии Макфола традиционно востребованы в СМИ: презентация книги в вашингтонском Центре Карнеги активно освещалась прессой. Основные тезисы книги стимулировали появление в СМИ дискуссии о перспективах развития прозападной демократии в России.

В рамках этой дискуссии неоднократно выступал и сам автор, который, будучи самым востребованным прессой ньюсмейкером, стремится транслировать свои позиции и экспертные заключения не только на представителей "фабрик мысли", но и на самые широкие слои общества.

Структура и основные тезисы книги:

Книга состоит из четырех частей: "Эра Горбачева" (1985-1991), "Первая российская республика" (1991-1993), "Вторая российская республика" (1993 - наши дни) и глава-прогноз перспектив развития российской демократии. Макфол стремится проследить процессы, которые были направлены на построение нового прозападного демократического общества, а также выявить причины срыва этих процессов. Базовым тезисом выступает утверждение о том, что многовековое правление в России диктаторских режимов негативно повлияло на менталитет жителей РФ, сформировав в них предрасположенность к покорению сильной власти и принципиальное неприятие демократических ценностей. Именно этот тезис выступает основным объяснительным принципом провала попыток российских реформаторов привить западные ценности посткоммунистическому обществу.

Часть 1. Эра Горбачева:

Основной вопрос, который Макфол ставит при анализе российской истории с 1985 по 1991 годы, почему в этот период не удалось построить в России демократическое общество. Фиксируются следующие причины:

- Реформы М.Горбачева начались не с исследования потребностей масс и элит, а с попытки спустить сверху новые правила игры. Массы приняли эти правила с таким же рвением, с каким принимали новые коммунистические идеи.

- М.Горбачев изначально не планировал проведение политических реформ, а только реформирование экономики. Именно поэтому во главе новых политических институтов оказались не наиболее талантливые и предприимчивые люди, а советские управленцы, которые имели больше связей и возможностей для маневрирования.

- Перестройка привела к тому, что государство потеряло контроль над процессами в экономике и отчасти в региональной политике.

Часть 2. Первая российская республика:

Основные причины срыва демократических реформ в 1991 - 1993 годах:

- Ни в политике, ни в экономике не были сформированы единые правила игры: имеющиеся правила оставляли большое пространство для маневра, что и привело к развитию коррупции и резкому расслоению общества на очень бедных и очень богатых.

- Коммунистам была оставлена возможность реванша: неокоммунисты не были обвинены в преступлениях времен СССР.

- Демократические силы имели антиплатформу - противостояние коммунизму, - но не имели конструктивной программы долгосрочного развития страны.

- Вместо того чтобы стать на путь мирных переговоров с оппозицией в кризисный момент 1993 года, Б.Ельцин продолжал гнуть свою линию, что привело к тому же результату, что и у М.Горбачева - поляризации общества, росту конфронтации и в итоге - к вооруженному конфликту.

Часть 3. Вторая российская республика:

Период второй российской республики рассматривается как время, когда в России начали появляться демократические институты. Этому способствовали следующие события:

- Принятие ельцинской Конституции вводило единые правила политической игры - появился базис, отталкиваясь от которого можно было развивать политическую систему прозападного типа.

- Ни одна из партий в парламенте не имела большинства, что заставляло политических противников идти навстречу друг другу, внося позитивную динамику в политическую систему РФ.

Среди проблем периода:

- Несистемность реформ: несмотря на многочисленные политические и экономические реформы, судебная система, система правоохранительных органов и армия оставались такими же, как были при СССР.

- Отсутствие единства в Думе: сохранение поляризации общества.

- Не была налажена система взаимодействия с региональной элитой, что привело к потере государственной централизации и временами приводило к потере контроля за регионами.

Худший тому пример - Чечня.

Часть 4. Будущее российской демократии

Падение коммунистического режима не означает автоматического перехода к демократии, и Россия, застрявшая между этими вариантами правления, является лучшим доказательством данного тезиса.

В качестве основных направляющих, которые требуют дальнейшего реформирования, в случае если Россия намерена и далее стремиться к демократическому правлению, Макфол выделяет:

- Партийную систему: отсутствие четких политических платформ практически под всеми партиями, кроме коммунистов, приводит к тому, что их поддержка растет, в то время как либеральные идеи все менее востребованы в обществе (анализ центристских сил у Макфола отсутствует).

- Гражданское общество: наследие коммунистической морали и 70 лет, проведенных россиянами в бесправии, делает их неготовыми к новому типу общественных отношений.

- Свободную прессу: скандалы вокруг каналов НТВ и ТВ-6 демонстрируют, что о свободе прессы в России говорить не приходится.

Макфол приходит к выводу, что политическая система, установившаяся в России после более чем десятилетия посткоммунистических реформ, может рассматриваться как переходная электоральная демократия, которая поразительным образом сочетается с суперпрезиденционализмом. В качестве дальнейших возможных путей развития России Макфол выделяет, соответственно, суперпрезиденционализм, развитие которого закончится для России авторитарным правлением и возвращением сталинских реалий. Альтернатива, на приход которой выражает надежду Макфол, - дальнейшее развитие России по демократическому пути, который приведет РФ к процветанию.

Майкл Макфол (Michael MacFaul)

Имя старшего сотрудника влиятельного вашингтонского Фонда Карнеги Майкла Макфола получило громкую известность в коридорах власти США сравнительно недавно: из всех многочисленных экспертов по России именно Макфол был приглашен помочь подготовить президента Дж.Буша к его первым встречам с В.В.Путиным. Впрочем, свою репутацию эксперта Макфол завоевал задолго до этого события. Выпускник американского Стэнфорда и Британского Оксфорда, Макфол уже почти пятнадцать лет профессионально занимается российской тематикой. В середине 90-х он проработал два года в России - в московском филиале Фонда Карнеги.