Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Образцовая страна еврозоны обгоняет российского гиганта

© коллаж ИноСМИевро эстония
евро эстония
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Спустя 20 лет после развала Советского Союза между его бывшими республиками зияют глубокие экономические провалы. Только Эстония впечатляет хорошими экономическими показателями.

Спустя 20 лет после развала Советского Союза между его бывшими республиками зияют глубокие экономические провалы. Только Эстония впечатляет хорошими экономическими показателями.

Сложно сказать, откуда в последнее время исходит эта активность. Владимир Путин не упускает возможности представить себя как энергичного политика. То главу российского правительства можно увидеть на рыбалке, то он ныряет за амфорами. Он привносит энергию в большое количество проектов, и все они служат тому, чтобы вновь прочно соединить раздробленную империю – бывший Советский Союз.

Примером может служить Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией. А также расширение Единого экономического пространства (ЕЭП), в рамках которого эти три страны с 2012 года  получат возможность свободно перемещать товары и услуги. В 2013 году за этим должно последовать создание более глубоко интегрированного Евразийского экономического союза.

Лихорадочная активность Путина, возможно, связана с некоторыми годовщинами, число которых стремительно накапливается с прошлой субботы: 20 лет назад в течение короткого промежутка времени 15 республик вышли из состава Советского Союза и провозгласили свою независимость. Начало этому 20 августа 1991 года положила Эстония, через день за ней последовала Латвия, а после этого Украина и Белоруссия. Сегодня экономическое положение этих 15 государств сильно отличается друг от друга, и спектр этот очень широк – от образцовой с точки зрения еврозоны Эстонии до Белоруссии, представляющей собой последнюю диктатуру Европы.

Белоруссия пережила только короткую фазу свободы, после чего в 1994 году эксцентричный бывший директор колхоза Александр Лукашенко взял в свои руки бразды правления. До сих пор он руководит своей страной по старым правилам и делает ставку на плановую экономику якобы для того, чтобы предотвратить появление олигархов. В настоящее время белорусское государства все еще контролирует 70% экономики, и только некоторые ее сектора, включая телекоммуникации, были приватизированы. Десять предприятий обеспечивают 55% производства.

Белоруссия изолирована от остального мира

Сельскохозяйственная техника и сельскохозяйственная продукция из Белоруссии имеют на постсоветском пространстве хорошую репутацию. Поэтому Лукашенко в течение долгого времени мог говорить о белорусском «чуде». Но теперь это время прошло. Перелом произошел в 2007 году, когда Россия прекратила предоставлять непрямые миллиардные субвенции в форме поставок энергоносителей по низким ценам. До этого Белоруссия, через которую осуществляется пятая часть экспорта в Европу российской нефти и природного газа, представляла собой оффшорное государство, получавшее значительные доходы от перепродажи энергоносителей.

После 2007 года Лукашенко был вынужден инициировать целый ряд либеральных реформ, однако он остановился на полпути. Для того, чтобы улучшить свои шансы на проходивших в декабре выборах, президент повысил заработную плату и пенсии – в некоторых случаях на 50%. После выборов он жестоко расправился с протестами, и страна оказалась в изоляции от остального мира.

После этого в стране резко вырос дефицит платежного баланса. С начала этого года белорусский рубль обесценился более чем на 70% относительно корзины иностранных валют. Только за первые пять месяцев этого года валютные резервы страны сократились на четверть. Согласно официальным прогнозам, инфляция в 2011 году составит от 33% до 39%. Печатные станок работает в полную силу.

Только Россия еще готова сотрудничать с Белоруссией, если в качестве ответного шага она сможет получить некоторые прибыльные государственные предприятия. Без приватизации Лукашенко все равно уже не сможет обойтись. Ведутся переговоры и о приобретении второй половины активов государственной газотранспортной системы.

Интерес представляют также нефтеперерабатывающие предприятия, но еще большее внимание привлекает компания «Беларуськалий» , которую сам Лукашенко оценил в 30 миллиардов долларов. На 17-ый год правления Лукашенко его модель оказалась несостоятельной. И в начале третьего постсоветского десятилетия стрелки будут переведены в другом направлении. Но в каком именно – этот вопрос пока остается открытым.

В России мало инвестиций


С подобной проблемой столкнулась и Россия, хотя она развивалась совершенно иначе. Нынешняя российская экономическая модель является неэффективной и зависит от цены на нефть – такой самокритичный итог в июне этого года подвел президент Дмитрий Медведев. Представление о том, что государство всегда право, приводит, по его мнению, к коррупции. «Потенциал этого пути исчерпан», - отметил он.

В отличие от Белоруссии, Россия – так же как Казахстан и Азербайджан – строила свою экономику на основе полезных ископаемых. Ничего в этом отношении не изменилось и тогда, когда Путин ограничил роль ставших чрезмерно влиятельными в ходе приватизации 90-х годов олигархов и вновь усилил контроль государства над ключевыми отраслями экономики. Благодаря министру финансов Алексею Кудрину страна рачительно сберегала полученные в период бума нефтедоллары и тем самым смогла предотвратить полное крушение финансовой системы во время финансового кризиса.

При помощи накопленных средств можно было также обслуживать иностранные долги, в результате чего государственная задолженность составляет теперь скромные 11% от валового внутреннего продукта (ВВП). С другой стороны, поток нефтедолларов приводит к обесцениванию национальной валюты и давлению со стороны импорта. В результате другие отрасли, не связанные с сырьевым сектором, не могут развиваться такими темпами, чтобы стать конкурентоспособными на мировом рынке.

Согласно проведенному Сбербанком исследованию уровня модернизации промышленности, две трети опрошенных предпринимателей считают свое оборудование посредственным или плохим. Поскольку пока не ясно, кто будет править страной после выборов 2012 года и какой будет выработан курс, в настоящее время в России мало инвестируется средств. Только за период с сентября 2010 по май 2011 года из страны было выведено 60 миллиардов долларов (42 миллиарда евро). А полученные исследовательским центром ВЦИОМ данные свидетельствуют о том, что примерно 22% опрошенных хотели бы эмигрировать.

Цены на нефть больше не могут выполнять функцию мотора экономики. Правительство надеется на то, что в 2011 году экономический рост составит от 4% до 4,5%. Но такого рода показатели являются «слабыми и нестабильными» для экономики переходного типа, отметил сам министр финансов Кудрин. Россия должна провести диверсификацию и модернизацию. Однако до 2014 года, согласно данным бюджетного планирования, государственный долг увеличится до 17% от ВВП.

Эстония получила кредитный рейтинг A+

Белоруссия и Россия проспали свои шансы, связанные с возможностью проведения радикальных изменений, тогда как пример Эстонии показывает, что можно продвигаться вперед совершенно другим путем. Именно самая маленькая из бывших советских республик, которая во времен Советского Союза являлась предметом шуток из-за якобы присущей ей медлительности, сейчас уже является членом еврозоны и считается там образцовой страной. Эстония своевременно вышла из состава Советского Союза, и это северное прибалтийское государство с населением 1,34 миллиона человек и 1500 островами доказало несостоятельность стереотипа относительно своей неторопливости.

Сегодня, спустя полгода после перехода на евро, Эстония и Люксембург являются единственными странами из 17 членов еврозоны, отвечающими критериям Маастрихтских соглашений, согласно которым новые долги не должны превышать 3%. Что касается государственной задолженности, то и здесь Эстония имеет лучшие в Европе показатели по государственному долгу – 6,6% от ВВП. Это и явилось одной из причин того, что агентство Fitch повысило кредитный рейтинг Эстонии до уровня A+.

Экономический рост, который в прошлом году составил 3,1%, в первом квартале 2011 года превысил отметку в 8%. Объем внешней торговли после введения евро стал стремительно расти. Однако следует учитывать, что при этом большую роль играют энергоносители, транспортируемые из России в Европу через территорию Эстонии. Что касается деревообработки и производства бумаги, то они имеют невысокие показатели добавленной стоимости.

Вместе с тем Эстония обладает «значительным собственным производством в различных областях металлообрабатывающей промышленности, частично в сфере ИТ, а также в некоторых других секторах экономики, в которых технологии играют заметную роль», - констатирует Германское общество инвестиций и торговли (GTAI).

Эстония делает ставку на интернет-технологии

Небольшой корабль обладает лучшей маневренностью. Но он должен также создать себе предпосылки для проведения необходимого поворота. Сделать этот маневр Эстонии помогла имеющая родственный язык Финляндия – многие инвестиции пришли именно из этой страны, которая является главным торговым партнером. Сама Эстония в ускоренном темпе провела приватизацию государственных предприятий. Консервативная бюджетная политика сочетается в этой стране со умеренными налогами, которые составляют здесь  21%. Поскольку реинвестируемая прибыль с 2000 года в этот стране не облагается корпоративным налогом, туда потекли обильные иностранные инвестиции.

Государственное управление здесь не раздуто. Эстония сделала ставку на развитие интернет-технологий и уже реализовала программу, обеспечившую повсеместный доступ в интернет, а в 2005 году она стала первой страной, в которой можно проголосовать при помощи всемирной     паутины. Эстонцы в 2003 году разработали программное обеспечение Skype для видеотелефонии.

Настоящим стимулом к бурному развитию послужило вхождение Эстонии в 2004 году в Евросоюз. И инфляция с двузначными процентными показателями. А также кредитный бум. С 2008 по 2009 год экономика страны сократилась на пятую часть. В случае необходимости Эстония могла воспользоваться резервами из стабилизационного фонда. Поэтому за счет принятия радикальных мер она даже в кризисные годы смогла удержать бюджетный дефицит ниже 3% от ВВП.