Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Поймите слово "оккупация"

Три условия, которые должны выполнять русскоязычные партии, чтобы завоевать доверие латышских партий

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лидер фракции "Новое время" в Рижской думе Эдгарс Яунупс вчера в своем "программном" интервью "Латвияс Авизе" фактически озвучил условия, которые русскоязычные партии и их избиратели должны выполнить, чтобы претендовать "на равноправие с латышами и на политическую власть", а также на доверие латышей.

Лидер фракции "Новое время" в Рижской думе Эдгарс Яунупс вчера в своем "программном" интервью "Латвияс Авизе" фактически озвучил условия, которые русскоязычные партии и их избиратели должны выполнить, чтобы претендовать "на равноправие с латышами и на политическую власть", а также на доверие латышей.

 

Итак, условие первое — русскоязычные партии должны отказаться даже от мысли о введении двуязычия. Интересно: как можно отказаться от мысли о том, что де–факто существует?

 

Условие второе — пора прекратить "бессмысленные разговоры о предоставлении избирательного права негражданам". Видимо, г–н Яунупс до сих пор не знает, что эти "бессмысленные разговоры" ведутся не только в Риге, но и в Страсбурге, и в Женеве, и в Вене — причем на уровне Совета Европы, ОБСЕ и ООН приняты даже соответствующие рекомендации в адрес Латвии о предоставлении негражданам права голоса на муниципальных выборах. Кстати, в Эстонии неграждане уже давно могут голосовать на выборах в местные органы власти, и никакой трагедии не произошло.

 

Условие третье — представители русскоязычных партий должны признать факт оккупации Латвии Советским Союзом. "Если мэр Риги, молодой человек с современным образованием, европейским мышлением, не хочет понять значение слова "оккупация"…" — говорит Яунупс, имея в виду отказ Нила Ушакова признать факт оккупации. Стоит заметить, что слово "оккупация" не фигурирует даже в знаменитой американо–балтийской хартии — базовом документе, который юридически закрепляет партнерские отношения США и трех стран Балтии.

 

В хартии говорится лишь об аннексии и инкорпорации. Слово "аннексия" используется и в справке об истории Латвии на официальном сайте госдепа США. Да и потом почему русскоязычные политики должны давать свою юридическую оценку событиям 70–летней давности, к которым они не имеют ни малейшего отношения? Может, сперва латышским партиям попытаться честно оценить свои действия уже новейшего периода истории Латвии? Например, для начала признать, что лишение гражданства четверти населения Латвии было политическим беспределом и что подобная политика массового безгражданства аморальна?

 

Но даже "молодой человек с современным образованием и европейским мышлением" Яунупс не хочет признать очевидных вещей. Более того, он полагает, что "все те, кто не в состоянии выучить латышский язык, не могут получить гражданство, несмотря на то что живут здесь уже десятки лет, не имеют права предъявлять претензии этой стране. Особенно на политическом уровне". Яунупсу как юристу вообще–то следовало бы знать, что претензии "этой стране", как и любой другой стране, могут предъявлять даже иностранцы, если они считают, что конкретная страна нарушила их права. Как это ни покажется странным лидеру думской фракции "Новое время", но предъявление претензий на "политическом уровне" или ином другом не зависит от того, владеет человек госязыком на достаточном уровне или нет. Мы в стране ЕС живем, а не в Третьем рейхе.

 

Молодой политик Яунупс призывает русскоязычные партии сделать шаг навстречу латышским партиям и латышам. При этом он утверждает, что латышские партии уже свои шаги навстречу русским сделали. "Например, в направлении уменьшения радикализма". Вот только Яунупс "забыл" уточнить, в чем же это уменьшение радикализма выражается? Может, в том, что латышские партии не решаются претворять в жизнь призывы Гарды и Ко к "деоккупации и деколонизации"? Так в этом заслуга не латышских партий, а международного сообщества и тех организаций (ЕС, НАТО, Совета Европы), в которые Латвия вступила и, значит, была вынуждена принять цивилизованные правила игры.

 

Партнеры "Нового времени" по правительству — "тевземцы" — свой радикализм, например, нисколько не уменьшили и требуют перевода всех школ нацменьшинств исключительно на латышский язык обучения. Примечательно, что Яунупс не скрывает: новое объединение "Единство" хочет объединить всех латышских избирателей (то есть консолидация будет проходить по этническому признаку). И после этого Яунупс еще будет упрекать русскоязычных политиков в недостатке европейского мышления!

 

"Мы предложим новое мышление", — не моргнув глазом, вещает Яунупс. В чем же оно новое? Все такое же, до боли знакомое — деление на "титульных" и "остальных", национальная риторика и попытка, извините, одурачить избирателей путем нехитрой перегруппировки: в "новом" объединении соберутся те, кто раскалывал свои прежние партии, и кто в политике еще со времен 90–х годов.
"Избиратель — не дурак", — считает Яунупс, и результаты выборов в Рижскую думу это подтверждают.