Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турция испытывает дефицит воды

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стоит ли нам продолжать идти на поводу у собственных амбиций неограниченного потребления воды и уничтожать жизнь на нашей планете? Или же мы будем контролировать наши объемы потребления и охранять природные ресурсы, сделав существование в мире более устойчивым и став примером для будущих поколений?

 

В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 22 марта «Всемирным днем водных ресурсов». Вопрос о нем обсуждался в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию и был нацелен на привлечение внимания к проблеме чистой воды (постепенно обостряющейся не только в государствах – членах ООН, но и других странах мира), а также обеспечение принятия конкретных шагов по защите и преумножению ресурсов пресной воды. 

 

С увеличением численности населения мира и ростом индустриализации проблемы окружающей среды усугубляются. Бассейн Средиземного моря и Альпы – регионы, на которых в наибольшей степени отразится негативное воздействие глобального потепления на европейском континенте в XXI веке. В первом из названных регионов климатические изменения приведут к засухе, лесным пожарам, исчезновению части посевных площадей, и порядка 14-38% населяющих бассейн Средиземного моря людей столкнутся с проблемой дефицита воды. 

 

Водные ресурсы Турции

 

Согласно нынешнему потенциалу водных ресурсов Турции, объем потребления воды на душу населения – 1,5 тысячи кубометров в год. В результате демографического роста в 2030 году этот показатель снизится до 1,2 тысячи. В соответствии с мировыми критериями страны, на душу населения которых в год приходится в среднем менее 1 тысячи кубометров воды, относятся к бедным водными ресурсами государствам. Если данный показатель составляет от 2 до 3 тысяч, речь идет о странах с низким потреблением воды, если более 8 тысяч – такие государства считаются богатыми водными ресурсами. Очевидно, позиция нашей страны в этой классификации весьма не утешительна. 

 

В настоящее время Турция может потреблять около половины своих водных ресурсов, однако к 2030 году ожидается потребление всех имеющихся водных ресурсов. Крупнейший потребитель в нашей стране – сельскохозяйственный сектор (особенно на орошаемых территориях), доля которого составляет порядка 70%. Около 15% потребляют муниципалитеты (бытовое использование воды), и столько же – промышленность. В ближайшие 20 лет ожидается сокращение доли сельскохозяйственного сектора, но при этом возрастут объемы потребления воды в области промышленности. 

 

Добыча металлов

 

Мероприятия по разведыванию месторождений металлов в последние годы в нашей стране и операции, проводимые в ходе очистки добытой руды, становятся причиной серьезного загрязнения наших подземных и наземных водных ресурсов. Добыча бора на таких месторождениях, как Балыкэсир-Бигадич, Эскишехир-Сейитгази-Кырка, а также золота, свинца и других металлов (гора Каз, Эгейский регион) и их переработка – лишь некоторые из примеров причинения непоправимого вреда нашим водным источникам и окружающей среде. 

 

Директива ЕС

 

Рамочная директива Европейского союза по водной политике «EU Water Frame Work Directive-WFD» нацелена на придание к 2015 году всем поверхностным водам государств – членов ЕС устойчивого «хорошего статуса» (Good Water Status). При этом WFD не предусматривает определенной даты для перехода к этому статусу в соседних государствах, не являющихся членами ЕС. 

 

Не обязательна к исполнению и заключенная в 1997 году Конвенция ООН (о праве несудоходных видов использования международных водотоков). Например, Дунай – вторая после Волги наиболее длинная река Европы протяженностью 2860 км – переносит промышленные, бытовые и сельскохозяйственные отходы всей Центральной Европы в Черное море и через пролив Босфор – в Мраморное море. Представляется важным, чтобы позитивные вклады реализации WFD в проблему загрязнения окружающей среды в таких трансграничных водотоках, как Дунай, можно было бы наблюдать до 2015 года. 

 

Азербайджан, 85% сельскохозяйственного производства которого составляют орошаемые территории, ежегодно потребляет 14-15 миллиардов кубометров воды. Река Кура, впадающая в Каспийское море, и ее главный приток Аракс – важнейшие водные источники данной страны – трансграничные водотоки, которые затрагивают интересы Турции, Ирана, Грузии, Армении и России. Обе реки берут начало в Турции, имеют многочисленные притоки и соединяются на территории Азербайджана. 

 

Для этих водотоков особенно остро стоит вопрос о загрязнении вследствие бытовых и промышленных отходов, а также сельскохозяйственных мероприятий. Приток Аракса Раздан – открытый коллектор, в который отводятся промышленные и бытовые сточные воды Еревана, Раздана и других городов Армении. Нахичеванская Автономная республика испытывает серьезный дефицит воды по причине искусственной переброски вод реки Арпа в озеро Севан. 

 

Пути решения

 

В силу чрезмерного роста в мире потребности в водных ресурсах владеющие наиболее обширными орошаемыми территориями страны, такие как США, Индия и Китай, в качестве первостепенной задачи стали отдавать приоритет поддержке технологий, обеспечивающих экономное потребление воды. В рамках антарктических экспедиций Россия проводит исследования источников пресной воды в Антарктике. Для пополнения водного баланса Испания использует опресненную морскую воду на островах, испытывающих проблему водоснабжения. 

 

Значение экономии

 

В Турции, не относящейся к богатым водными ресурсами странам, необходимо принятие новых мер, стимулирующих экономное потребление воды во всех секторах. Следует всевозможными путями и абсолютно бескомпромиссно предотвращать загрязнение подземных и наземных водных источников Турции.

 

Сельскохозяйственный, промышленный сектор и муниципалитеты за непреложное правило должны принять наиболее эффективное и устойчивое потребление воды. Великому национальному собранию Турции необходимо в кратчайшие сроки предписать соответствующие нормы в законодательном порядке.  

 

С другой стороны, при рассмотрении данного вопроса в глобальном измерении следует признать, что человечество стоит на пороге важного решения. Стоит ли нам продолжать идти на поводу у собственных амбиций неограниченного потребления и, разрушая человеческий род, уничтожать жизнь на нашей планете? Или же мы будем контролировать наши объемы потребления и охранять природные ресурсы, сделав существование в мире более устойчивым и став примером для будущих поколений?