Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Египетский Исламский университет Аль-Азхар выступает за свободу вероисповедания

© REUTERS/Asmaa WaguihРамадан Египет
Рамадан Египет
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самый почитаемый религиозный центр в суннитском исламе опубликовал обращение к египтянам, в котором подчеркнул необходимость соблюдения основополагающих прав человека. В их числе значатся свобода вероисповедания, мысли, научных исследований и творческой деятельности.

Самый почитаемый религиозный центр в суннитском исламе опубликовал обращение к египтянам, в котором подчеркнул необходимость соблюдения основополагающих прав человека.

В их числе значатся свобода вероисповедания, мысли, научных исследований и творческой деятельности. 

Если верить Самиру Халилю, речь идет о «большом шаге вперед» для Египта. В вышедшей на итальянском информационном портале AsiaNews публикации этот родившийся в Каире в 1938 году иезуит и профессор теологии в бейрутском Университете Святого Иосифа объясняет смысл обращения, которое выпустил несколько дней назад египетский исламский университет Аль-Азхар.

В своем кратком и аргументированном заявлении наиболее влиятельная исламская организация в Египте (и самый почитаемый суннитский центр в мире) выступила за свободу вероисповедания, мысли, научных исследований и творческой деятельности. Пока не ясно, смогут ли подобные предложения успокоить египетских коптов, в то время как арабская весна вызывает опасения насчет возможной радикализации ислама в Египте.

Недавнее обращение стало вторым посланием Аль-Азхара к египетскому народу с начала восстания на площади Тахрир. Первое заявление было обнародовано 11 июня прошлого года. Тем не менее, в новом послании затрагиваются моменты, которые вызывают беспокойство среди христиан и умеренных мусульман, особенно на фоне успеха «Братьев-мусульман» на последних выборах. 

«Исламская концепция свободы отличается от той, что существует на Западе»

Как считает Самир Халиль, эти заявления свидетельствуют о стремлении к открытости со стороны назначенного в 2010 году нового ректора Ахмеда эль-Тайеба. Этот бывший студент Сорбонны с самого начала прикладывал все силы, чтобы вернуть университету его независимость и отстаивать умеренный ислам. 

В обращении подчеркивается важность открытости ислама, особенно в научной сфере: университет напоминает, что раньше ислам был на острие научного прогресса, тогда как сегодня лишь Запад демонстрирует достижения в данной сфере. Другими словами, исламскому миру пора «пробудиться». Что касается литературного творчества, Аль-Азхар настаивает на необходимости предоставить каждому мыслителю «свободу самовыражения» с одним лишь ограничением: он не должен уязвлять «религиозные чувства народа».

По мнению Самира Халиля В двух этих пунктах прослеживается «критика Запада». Арабский мир все еще не забыл о скандале вокруг датских карикатур, объясняет он. «В этом исламская концепция свободы отличается от той, что существует на Западе, - говорит он. - В то же время нужно отметить, что в ней запрещены оскорбления и двух других религий откровения, то есть христианства и иудаизма».

Обращение «положительно воспринято христианами»


Кроме того, университет Аль-Азхар говорит о необходимости «гармонии» между принципами шариата и основополагающими правами человека, признавая значимость Всеобщей декларации прав человека Организации объединенных наций.

В обращении Аль-Азхара делается упор на отсутствии конфликта между демократией и шариатом, а также звучит критика исламистских тенденций, которые «не соответствуют» развитию современного Египта. Таким образом, считает Самир Халиль, университет «критикует исламистские и салафистские тенденции». Тем не менее, хотя в послании и говорится о «свободе вероисповедания», в нем нет ни слова о «фундаментальной проблеме обращения в другую веру».   

Как считает христианский наблюдатель, с которым удалось связаться La Croix, нынешнее и июньское послания (в нем описан взгляд на египетское общество как гражданское и демократическое государство) были «положительно восприняты христианами», хотя у тех и «остаются опасения». Отмечает он и следующий важный момент: «Египетского ислама не существует: есть только различные группы мусульман. Некоторые уважают христиан, так как всегда жили рядом с ними, а многие ходили в католические школы. Другие уже сделали антихристианские заявления». По его словам, «ничего определенного о будущем сейчас сказать невозможно».