Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турция: Делая ставку на велосипеды как способ решения проблемы с дорожными пробками

© flickr.com/jeremyhughesЕС запретит машины в городах к 2050 году
ЕС запретит машины в городах к 2050 году
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно выводам Японского агентства по международному сотрудничеству, разработавшего в 2009 году генплан транспортного развития Стамбула, количество автотранспорта в этом городе с населением в 13 млн. человек – одном из крупнейших мегаполисов Европы – вырастет в ближайшие пятнадцать лет в четыре раза. Поэтому жители города, вслед за европейскими горожанами, осваивают велосипед как транспортное средство.

«Вы что, сошли с ума?» – часто спрашивают велосипедистов в Стамбуле. Крутые спуски и подъемы, неудовлетворительное состояние дорог и небезопасная манера вождения испугают любого владельца двухколесного транспорта. Но Стамбул постоянно стоит в пробках, и велосипедисты решили отстаивать свои права.

Согласно выводам Японского агентства по международному сотрудничеству, разработавшего в 2009 году генплан транспортного развития Стамбула, количество автотранспорта в этом городе с населением в 13 млн. человек – одном из крупнейших мегаполисов Европы – вырастет в ближайшие пятнадцать лет в четыре раза.

Раз в месяц десятки велосипедистов собираются в Гозтепе Парке, что в азиатской части Стамбула, и выезжают на улицы города. Они – участники движения протеста велосипедистов под названием Critical Mass, регулярно устраивающего на улицах городов акции с целью напомнить водителям, что они – такие же равноправные участники уличного движения.

В начале этого года на площади Таксим в европейской части города стартовала очередная ежемесячная акция велосипедистов. Для кинематографиста Имре Баланли (Imre Balanli), в течение ряда лет жившего в Париже и Нью-Йорке, где также не понаслышке знают о проблеме пробок, велосипед является единственным из возможных средств передвижения. «В Стамбуле не слишком развита система общественного транспорта, автобусы ходят переполненные, не по графику, а мне не хочется тратить часы на поездки на транспорте. Так что на самом деле это самый эффективный способ добраться на работу и обратно», – говорит Имре Бананли.

Но велосипедистам на дорогах пока еще не слишком уютно. Согласно выводам Велосипедного союза – турецкой организации, занимающейся лоббированием интересов велосипедистов – лишь 10 тысяч людей регулярно пользуются в городе велосипедным транспортом. «Если мы расширим свое присутствие на дорогах, тогда, надеюсь, на велосипеды пересядет больше людей, – говорит Имре Бананли. – Как бы там ни было, это наше право и мы должны иметь возможность реализовать его, не подвергая себя опасности».

Сотрудник компании PepsiCo Эркал Гашкан на себе испытал опасности, поджидающие велосипедистов на дорогах Стамбула. В минувшем году он начал ездить на велосипеде на работу. Дорога занимала порядка 45 минут в одну сторону. «Другие водители на дороге едут так, как будто не видят тебя. Ты призрак, фантом», – говорит он.

Проездив так два месяца, он в один прекрасный день оказался на асфальте со сломанной ключицей. Совершенно неожиданно его подрезал автобус, заставив резко подать в сторону, в результате чего велосипедист перелетел через руль. «Думаете, кто-нибудь из водителей остановился? – вспоминает он, говоря по-английски. – Они только гудели своими клаксонами: "Давай, вставай и убирайся с дороги!"»

По словам энтузиастов велосипедного транспорта и аналитиков, проблема частично состоит в том, что по дорогам с опасным движением станет ездить не так-то много народу, а поскольку велосипедистов на дороге немного, вряд ли кто станет заниматься вопросом создания соответствующей инфраструктуры для повышения безопасности движения.

Протяженность велосипедных дорожек в городе на настоящий момент составляет около 50 км, включая немалый маршрут вдоль азиатского побережья Босфора, используемый главным образом как прогулочная трасса.

В 2008 году Мурат Шуюбатмаз (Murat Suyubatmaz), в прошлом капитан сборной Турции по велосипедному спорту, основал Велосипедный союз с целью лоббирования интересов велосипедистов и улучшения соответствующей транспортной инфраструктуры. «В Турции в людях еще жива любовь к велосипедам, идущая из детства. Удерживает их от использования велосипеда как вида транспорта лишь страх за свою безопасность, – говорит он. – Если бы по дорогам ездить было безопасно, а для велосипедистов были выделены специальные дорожки, то велосипеды вновь вернулись бы к жизни».

В городе ощущается насущная потребность в альтернативных видах транспорта. По имеющимся оценкам, каждый год население Стамбула увеличивается на 3,45%. В первом квартале 2011 года экономика страны выросла на 11 процентов. Рост численности населения вкупе с повышением благосостояния ведет к резкому увеличению количества автовладельцев.

«В плане решения транспортной проблемы будущее не сулит ничего хорошего», – подчеркивает директор Центра развития транспорта Турции Сибел Бюлай (Sibel Bulay). Хотя правительство, по ее словам, и осознает серьезность проблемы, экономические интересы подталкивают город все шире и шире использовать автомобильный транспорт.

Особую тревогу у экологов и градостроителей вызывает запланированный третий мост через Босфор к северу от Стамбула. По заявлению чиновников, проект поможет разгрузить поток транспорта по существующим двум мостам, пустив междугородний транспорт в объезд города. Оппоненты же указывают на то, что транзитные машины составляют лишь пять процентов потока, следующего сейчас по двум означенным мостам.

Они также опасаются, что этот проект приведет к дальнейшему разрастанию города и, в конечном итоге, к уничтожению лесов к северу от Стамбула. «Что нам действительно необходимо, так это чтобы люди более ответственно подходили к решению своего транспортного вопроса», – говорит Сибел Бюлай.

Но даже самые активные сторонники использования велосипедного транспорта признают, что велосипед не может кардинально решить проблему транспортных пробок в Стамбуле с его крутыми спусками и подъемами, летним зноем и зачастую морозными зимами. И все же сторонники этого вида транспорта, которых, по мнению некоторых, становится больше и больше, все громче заявляют о себе.

По словам владельца магазина велосипедов в районе Бешикташ по имени Озан Бозкурт (Ozan Bozkurt), в последние два года у него прибавилось и покупателей, и конкурентов, а на дорогах теперь все чаще и чаще можно увидеть велосипедистов – не то, что прежде. «Почти восемь лет назад, когда мы ездили вдоль Босфора и видели на другой стороне велосипедиста, то останавливались, чтобы поздороваться и пожать друг другу руку. Оба были счастливы увидеть друга по увлечению. Сейчас же на улицах велосипедист уже не редкость».

По собственному признанию Озана Бозкурта, ему доставляет удовольствие бороздить улицы города в надежде, что когда-нибудь к нему присоединятся и другие любители этого вида транспорта. «Езда по Стамбулу – это настоящий впрыск адреналина. Это опасно, но это действительно здорово!»

Александр Кристи-Миллер является независимым журналистом. Живет и работает в Стамбуле, пишет для «Таймс». Дэвид Триллинг является центральноазиатским редактором EurasiaNet.