Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турция намерена построить новый крупный водный путь в обход Босфора

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПролив Босфор в Стамбуле
Пролив Босфор в Стамбуле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Турецкий премьер-министр в среду объявил, как он сказал, «безумный и блистательный» план строительства нового судоходного канала в Черное море, пообещав, что переполненный танкерами Босфор возле Стамбула будет скоро использоваться для занятий спортом и лодочных прогулок.

Анкара – Турецкий премьер-министр в среду объявил, как он сказал, «безумный и блистательный» план строительства нового судоходного канала в Черное море, пообещав, что переполненный танкерами Босфор возле Стамбула будет скоро использоваться для занятий спортом и лодочных прогулок.

Этот водный путь, получивший название «Канал Стамбул» свяжет Черное море с Мраморным, которое далее выходит в Эгейское море. Длина его составит от 28 до 31 мили (40-45 километров), глубина 25, а ширина 150 метров. Реджеп Тайип Эрдоган объявил об этом в ходе предвыборной кампании накануне голосования, которое состоится 12 июня.

«Мы сегодня приступаем к осуществлению величайшего проекта нынешнего столетия», - сказал Эрдоган, отметив при этом, что данный проект будет масштабнее Панамского и Суэцкого каналов.

Новый канал пройдет по европейской стороне Босфора, заявил он. Однако премьер не стал раскрывать ни точное местонахождение будущего водного пути, ни стоимость этого колоссального проекта. Строительство должно быть завершено к 2023 году, когда страна будет отмечать столетний юбилей со дня основания Турецкой Республики, созданной после падения Османской империи.

«Турция с лихвой заслужила право войти в 2023 год с таким безумным и блистательным проектом, - заявил Эрдоган под аплодисменты собравшихся. – Стамбул станет городом, через который пройдут два моря».

Эрдоган, надеющийся в июне остаться у власти на третий срок, обещал объявить об этом «блистательном» стамбульском проекте еще в самом начале кампании в текущем месяце, заставив турок неделями теряться в догадках.

Лидер Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу (Kemal Kılıçdaroğlu) отмел этот проект, заявив, что контракты на строительство только обогатят людей, близких к правящей партии Эрдогана.

«У них проекты, отвечающие только на один вопрос – как сделать их сторонников богаче, – процитировало информационное агентство Anatolia слова Кылычдароглу. – Этой стране не нужны сумасшедшие, ей нужны думающие люди».

Планирующие столичные органы предполагают, что канал будет проложен западнее города Силиври, что в турецкой Фракии, поскольку расположенные ближе к Стамбулу районы густо населены. Правительство уже объявило о планах строительства нового аэропорта возле Силиври.

По словам Эрдогана, опасные вещества из танкеров представляют угрозу для Стамбула, где проживает более 13 миллионов человек. Однако этот проект наверняка вызовет возмущение у защитников окружающей среды и подстегнет споры по поводу экосистемы.

«Трудно оценить последствия, когда человек столь искусственно вмешивается в естественную систему», - сказал профессор экологической инженерии Кемаль Сайдам (Cemal Saydam).

Разрезающий Стамбул на две части 30-километровый Босфорский пролив вместе с Дарданеллами создает единственный  проход между Средиземным и Черным морями. Он перегружен танкерами, идущими из и в Болгарию, Румынию, Грузию, на Украину и на юг России. В прошлом там часто происходили крушения судов, и экологи предупреждают, что крупная катастрофа только ждет своего часа.

«Судоходство в Босфоре будет сведено к нулю, - заявил Эрдоган. – Люди начнут заниматься там водными видами спорта, будет создана система городского транспорта, и Стамбул вернется к своим прежним дням».

Крушения судов в прошлом приводили к закрытию Босфора на долгие дни. В 1994 году в результате  столкновения нефтяного танкера и грузового судна погибло 29 моряков.

В декабре 1999 года в устье залива раскололся на две части танкер российской постройки, в результате  чего в море вылилось 890000 литров топлива, а загрязнению подверглось почти 10 километров побережья.

По словам Эрдогана, суда ежегодно перевозят по Босфору 139 миллионов тонн нефти, 4 миллиона тонн сжиженного газа и 3 миллиона тонн химикатов, что создает угрозу 2 миллионам человек, живущим и работающим на берегах этого водного пути.

Эрдоган заявил, что на разработку технико-экономического обоснования проекта уйдет два года. По его словам, он будет держать в тайне место прокладки канала, очевидно, чтобы избежать спекуляции землей в этом районе. Вынутый грунт будет использоваться при строительстве порта и аэропорта, а также для засыпки заброшенных местных шахт.

Мэр Стамбула и член партии Эрдогана Кадир Топбаш (Kadir Topbas) приветствовал данный проект, сказав, что новый канал устранит угрозы, создаваемые танкерным судоходством для города и окружающей среды.