Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нет ничего плохого в определении "еврейское государство"

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОртодоксальные евреи на улице Иерусалима
Ортодоксальные евреи на улице Иерусалима
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В бесконечной дискуссии, касающейся термина "еврейское и демократическое государство", не стоит ожидать, на данной стадии, особых откровений. "Как государство может быть одновременно еврейским и демократическим?" - задаст традиционный вопрос пытливый читатель. "А как может истинный демократ отрицать право еврейского народа на свое государство?" - ответит ему оппонент.

Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)

В бесконечной дискуссии, касающейся термина "еврейское и демократическое государство", не стоит ожидать, на данной стадии, особых откровений. "Как государство может быть одновременно еврейским и демократическим?" - задаст традиционный вопрос пытливый читатель. "А как может истинный демократ отрицать право еврейского народа на свое государство?" - ответит ему оппонент.

А, может быть, проблема заключается не в праве на собственное государство, а в формулировке "еврейское государство", подразумевающей антидемократические толкования? Может быть, стоит найти иной термин, выражающий тот же самый принцип? Но ведь термин "еврейское государство" абсолютно приемлем с точки зрения международного права, более, чем какой-либо иной термин. Решение ООН от 1947-го года гласит, что в Палестине будут созданы два государства – "арабское" и "еврейское", чтобы предоставить независимость двум народам, живущим на этой земле. ООН также потребовала от двух государств (арабского и еврейского) ввести демократический режим правления и обеспечить соблюдение прав национальных меньшинств. Так как же можно утверждать, что еврейское государство "по определению" не может быть демократическим? Факт – очень даже может.

Автор недавней статьи в "Гаарец" (09.08.) Сальман Мацальха жалуется на то, что в израильской действительности определение "еврейское и демократическое государство" нередко используется в целях дискриминации арабского меньшинства. Разумеется, используется. Вопрос, однако, заключается в том, поможет ли отказ от этого определения ликвидировать дискриминацию израильских арабов. Это иллюзия. Допустим, что мы отказались от термина "еврейское государство". Что сделает в этом случае тот самый владелец ресторана, которого Мацальха подозревает в том, что он намерен провозгласить свое заведение "еврейским и демократическим" (чтобы оправдать отказ принимать арабских клиентов)? Он, без всяких проблем, назовет свой ресторан "израильским" и объявит, что его заведение предназначено только для "настоящих израильтян", для тех, кто относится к народу Израиля. Кто запретит ему толковать понятие "израильский" так, как ему заблагорассудится?

Сегодня, когда определение "еврейское государство" фигурирует в официальном лексиконе, сторонники этнической дискриминации и религиозного диктата с радостью используют этот термин в удобном и выгодном для них ключе. Им не составит никаких проблем использовать в своих целях термины "Израиль" и "израильский" - и даже понятие "израильская нация", в случае необходимости. Определение "Израиль" может с легкостью вместить в себя легитимные смысловые составляющие понятия "еврейское государство", включая все его этнократические и религиозные толкования.

Так может быть корень зла заключается в самом названии "Израиль"? Может быть стоит подобрать государству более нейтральное имя – "Швейцария на Ярконе", например? Возможно. Пока что стоит обратить внимание на то, что происходит в настоящей Швейцарии. На знамени этого государства, как известно, фигурирует христианский крест. Однако гражданам Швейцарии этого недостаточно. Недавно они стройными рядами, как и подобает швейцарцам, отправились к голосовательным урнам, и проголосовали подавляющим бльшинством за принятие закона, запрещающего строительство минаретов в своей прекрасной стране.

Название этого государства – "Швейцарская Конфедерация" - можно толковать и подобным образом. Факты говорят сами за себя. Ошибается тот, кто полагает, что речь идет о настроениях, присущих одним лишь швейцарцам. Согласно различным социологическим опросам, причиной того, что подобные законы не были приняты в целом ряде западноевропейских государств, является то, что в этих странах сложно инициировать всенародный референдум. Согласно этим опросам, около половины европейцев хотели бы запретить строительство мечетей в своих странах. Мечетей, а не только минаретов.

Мы далеки от того, чтобы быть второй Швейцарией – многовековой демократией, спокойной, богатой, процветающей, расположенной в центре Европы. Разумеется, в нашей стране есть немало людей, имеющих предрассудки, да и просто расистов – владельцев ресторанов и представителей других профессий. Однако если мы сравним стуацию, в которой находится Швейцария с той, в которой находимся мы, то станет понятно, что нам нечего стыдится.