Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия – США – Иран: ядерное жонглирование

Отношения между Россией и Ираном выдвигают на передний план трудноразрешимые проблемы ядерной дипломатии.

© коллаж ИноСмиРоссия Сша Иран
Россия Сша Иран
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На самом деле, американо-иранское противостояние свидетельствует о реальном конфликте – между империей и национальным суверенитетом. Об этом же свидетельствует и американо-российское противостояние в вопросе расширения НАТО и создания баз на российских границах. Но борьба против "нового мирового порядка" Вашингтона это по-прежнему бешеная пляска со смертью. Прежде всего, это касается полных осечек и оплошностей отношений США и России, что заставляет нас нервно хвататься за подлокотники.

Бразилия обвинила США в двойных стандартах.  Турция в четверг заявила, что отказ от сделки с Ираном, которой предусматривается отправка Тегераном примерно половины его запасов низкообогащенного урана в Турцию в обмен на подходящий для исследовательских и медицинских целей уран более высокой концентрации, является "неразумным" шагом. Анкара подчеркнула, что стремление США протолкнуть новые санкции против Тегерана создает "абсурдную ситуацию". "Тем, кто выступает за это, надо сначала ликвидировать ядерное оружие в своей собственной стране; поступив так, они принесут благую весть всему человечеству", - заявил турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на конференции ООН в Рио-де-Жанейро.

А теперь настала очередь Ирана обвинять Россию, пусть и весьма вежливо, в двойных стандартах. Спикер иранского парламента Али Лариджани (Ali Larijani) заявил в субботу: "Россия всегда старалась делать так, чтобы события, особенно в ядерной сфере, развивались в соответствии с ее собственными интересами". Лариджани добавил: "Что касается России, то здесь мы должны учитывать два момента: первый – что это наш сосед, и второй – что у нее определенно есть общие интересы с Ираном".

Иранское правительство "удивлено" тем, что Россия согласилась с американским предложением о введении более жесткого эмбарго, дабы наказать Иран за реализуемую им ядерную программу. Об этом заявил на прошлой неделе журналистам посол Ирана в России Махмуд Реза Саджади (Mahmoud-Reza Sajjadi). На самом деле, ставшее сенсацией согласие Ирана на предложение Турции и Бразилии (а оно практически идентично предложению США и МАГАТЭ, выдвинутому семь месяцев назад), которое прозвучало буквально в последнюю минуту, имело целью предвосхитить именно такое развитие событий.

В то же время,  старший советник Обамы по российским делам Майкл Макфол (Michael McFaul) самоуверенно заявил на прошлой неделе в Москве репортерам, что поддержка России введению санкций остается неизменной. "Мы считаем, что это конкретное достижение в перезагрузке отношений с Россией", - сказал он, отметив, что причина "успеха" это стремление Обамы начать с Россией все по-новому после периода непростых взаимоотношений во время правления Буша.

Иранский министр иностранных дел Манучехр Моттаки (Manouchehr Mottaki) позвонил своему российскому коллеге Сергею Лаврову, который сказал ему, что Россия всегда готова "содействовать продвижению иранских ядерных переговоров и помогать в разблокировании противостояния с Западом" в поисках "приемлемых дипломатических и политических решений". Лавров также заверил иранского министра, что "Россия будет активно поддерживать схему, предложенную Бразилией и Турцией".

Кому же верить? Что это – "да" или "нет"? Тут дело намного сложнее. У обеих сторон есть свои вопросы и претензии. Русские спрашивают, почему Иран не согласился на предложение МАГАТЭ в прошлом году, что помогло бы предотвратить последовавшее затем балансирование на грани войны.

Что касается Ирана, то он раздосадован задержками в запуске иранской атомной электростанции и неисполнением контракта на поставку систем ПВО С-300, которые крайне необходимы Ирану для защиты от израильско-американского воздушного нападения.

Причина понятна: очень мощное давление США на Россию. Но - о чудо! - как только Россия согласилась на прошлой неделе на новый пакет санкций, Соединенные Штаты заявили, что не будут препятствовать поставкам С-300. Еще одним пряником для России стал визит Макфола в Москву и заявление госдепартамента о том, что он отменяет санкции против российской государственной компании по торговле оружием и еще против трех российских компаний, обвиненных в оказании помощи Ирану в его попытках создать ядерное оружие.

Вот в чем смысл замечания Лариджани по поводу интересов России. Но факт остается фактом: российские компании подверглись карательным мерам за то, что поставляли ядерные технологии именно в Иран, а также планировали поставку в эту страну современных комплексов ПВО. Безусловно, все это полностью соответствовало интересам и самого Ирана тоже.

Президенту Махмуду Ахмадинежаду все это очевидно надоело, когда он потребовал от Москвы воздержаться от "создания ситуации, которая может заставить иранский народ поставить Россию в ряды своих исторических врагов". И тем не менее, прежде чем сжигать мосты, ему следует задуматься вот о чем: согласие Вашингтона на продажу Россией ракет С-300 и отмена санкций против сотрудничающих с Тегераном компаний - это на самом деле хорошие новости, поскольку они показывают, что Соединенные Штаты в действительности не намерены бомбить Иран.

"Для России неразумно отказываться от выполнения своих обязательств", - раздраженно заявил в Москве Саджади. Россия теряет "экономические и политические дивиденды, а также утрачивает доверие других покупателей ее вооружений. Министр энергетики России Сергей Шматко заверил посла, что Бушерская АЭС будет введена в строй этим летом. У сотрудничества Ирана с Россией в ядерной области "светлое будущее", а российским компаниям будет отдаваться приоритет, если стороны договорятся о строительстве новых реакторов в Бушере, пообещал Саджади. "По поводу военного сотрудничества у меня такого оптимизма нет", - жестко сказал посол, отметив, что задержка с поставкой систем С-300 "негативно влияет" на иранское общественное мнение. Иран будет действовать "более осторожно" при заключении новых соглашений с Россией на поставку вооружений, добавил Саджади.

Однако, если сделка с участием Бразилии, Турции и Ирана законна, Россия поддержит ее и поставит ракеты С-300, даже если санкции будут введены. Это тот пряник, который Россия протягивает Ирану руками Лаврова. Да, Россия во всем этом старается наилучшим образом соблюсти собственные интересы; однако главное здесь в отношении Тегерана заключается в том, что американо-израильское нападение на Иран для Москвы неприемлемо. И (может, благодаря России?) Вашингтон также уже не рассматривает такие возможности. Так или иначе, санкции, названные бывшим госсекретарем Колином Пауэллом в любом случае бесполезными, распадутся на части, если план "Бразилия-Турция-Иран" будет осуществлен.

Совершенно понятно, что именно Лавров сказал Моттаки, который в понедельник решил даже немного пошутить по поводу США. "Мы должны дать им немного времени, чтобы они отошли от первоначального шока", - сказал министр, а затем выразил надежду, что венская группа в составе США, Франции, России и МАГАТЭ придет к "рациональному" решению относительно гражданской ядерной программы Ирана.

Ричард Фолк (Richard Falk) утверждает, что цель этой попытки - отменить и аннулировать иранскую сделку -  заключается в изгнании пронырливых бразильских и турецких злоумышленников с геополитического игрового поля". Он указывает пальцем в основном  на США, но уклончивость России также говорит о том, что и она защищает свой статус большой шишки. Настоящей проверкой ее намерений станет то, сумеет ли она уравновесить свое стремление утихомирить Вашингтон, не поставив при этом под угрозу успех сделки "Бразилия-Турция-Иран". Фолк называет это "новым геополитическим ландшафтом, в котором страны глобального Юга начинают действовать как субъекты в написанных Севером сценариях, не довольствуясь больше ролью объектов".

На самом деле, американо-иранское противостояние свидетельствует о реальном конфликте – между империей и национальным суверенитетом. Об этом же свидетельствует и американо-российское противостояние в вопросе расширения НАТО и создания баз на российских границах. Но борьба против "нового мирового порядка" Вашингтона это по-прежнему бешеная пляска со смертью. Прежде всего, это касается полных осечек и оплошностей отношений США и России, что заставляет нас нервно хвататься за подлокотники.

Главное сейчас - довести этот страшный танец до мирного конца и выйти навстречу тому, что Фолк называет "реальным новым мировым порядком".

Обсуждение
Комментариев: 20
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
c
const
4 июня 2010, 06:59
Обвинять Россию... То, что сказал Лариджани - скорее, комплимент российским политикам: если бы они старались сделать не так, чтобы события развивались в соответствии с интересами России, то грош бы им была цена!
t
textliner
4 июня 2010, 10:44
"Россия всегда старалась делать так, чтобы события, особенно в ядерной сфере, развивались в соответствии с ее собственными интересами" Это не похвала - это выполнение обязанностей.
k
kompro-miss
4 июня 2010, 07:04
Объективный подход.Не проамериканский, а разумный.Четкая позиция автора- не искать правых и виноватых в сложившейся ситуации, а разложить все факты по полочкам, посмотреть и оценить все со стороны. Каждое государство в первую очередь должно заботиться о собственных интересах, а затем уже не забывать о партнёрах и друзьях. Так и поступает Россия.
A
Ansar01
4 июня 2010, 07:27
Очень даже умная статейка. За такую политику, Лаврову - респект. Лавировал, пока не получил дивиденты с обоих направлений - и с америкосами - ровно, а Иран и АЭС и С-300 получит. Недовольные пошипят, но проглотят. Так держать. Автору статьи - спасибо за объективность. Р.С. Удивляет одно: неужели иранцы всерьёз думают, что Россия может быть другом исламских фанатиков?
n
nicko073
4 июня 2010, 07:27
некрасиво как-то контракт на поставку ракет подписали деньги получили а теперь кидаем Иран. некрасиво
K
Kingg
4 июня 2010, 11:37
никто его не кидает.... Затянули немного... но от слов никто не отказывается... все ирану отдадут... и американцы уже как бы и не против...все ирану отдадут... короче: и волки сыты и овци целы....
S
Sonich24
4 июня 2010, 12:22
Хм Я бы на месте Ирана , не расслаблялся , америкосы от них не отстанут ! Никогда !
П
ПетроДворцовый
4 июня 2010, 07:45
Начинается процесс глобального передела мира. Опасное время... Запад падает, Восток поднимается... Как это не пардоксально, но тормозом беспредельной войнушки, как это было в предыдущие столетия, является наличие ядерного оружия. Без ЯО Россию уже растащили бы на куски.
Г
Грешник
4 июня 2010, 08:26
согласен с вами. только вот почему "парадоксально"? назначение ЯО в ПЕРВУЮ очередь именно психологическое сдерживание. нам бы обычное вооружение поднять на достойный уровень, поскольку локальные конфликты сейчас бич времён, а не ядерная война.
A
ASSCELL
4 июня 2010, 09:52
согласен и добавлю не только вооружение надо подтягивать, но и дисциплину в армии. Чтобы не только дедовщина или землячество были в армии основой порядка и подчинения, а наоборот - четкое понимание зачем ты здесь, кому служишь, и что за это получаешь...
П
ПетроДворцовый
4 июня 2010, 10:01
почему "парадоксально"? Казалось бы наличие большой дубины позволяет обладателю дубины "мочить всех в сортире". Но последствия применения ЯО таковы, что ЯО из средства нападения превратилось в средство сдерживания. Почему США сегодня вдруг захотели ликвидировать ЯО вообще? Да потому, что у них бесспорное преимущество в обычных вооружениях и средствах их доставки. И если ЯО в мире не останется, Америка вне всякого сомнения моментально развяжет кучу войн, том числе и с Россией за обладание природными ресурсами.
A
ASSCELL
4 июня 2010, 10:19
Честно говоря мрачноватая перспективка, но вполне реальная, только, вот с Россией вряд ли, мне кажется, что там люди то туповатые, хотя небольшой провокации с пропиаренным "нужным" мнением хватит, чтобы поднять их под ружье... взять хотя бы вариант с Грузией...
Т
Тучин
4 июня 2010, 14:20
Довольно интересный вариант развития событий на эту тему weandworld.ru/world/328-wariii.html
S
Silent173
4 июня 2010, 10:27
"новый мировойпорядок" Все новое, это хорошо забытое старое....такое уже было тысячилетия назад...запад падал, восток процветал...но тогда не было ЯО и это пугает!
P
Popovnin
4 июня 2010, 11:28
Заметьте, Восток процветал, не эксплуатируя запад И НЕ ГРАБЯ ЕГО.В 10-ом веке в Китае производилось больше металла, чем в 17-ом веке в Англии.А что потом? И разве Восток развязал обе мировые войны? Зачем мне, русскому, такой Запад? Это же клещ и паразит.
D
Dubolom
4 июня 2010, 19:54
Восток и ближний восток-вещи разные. Последний одно время ажно в европе земли захватывал. А первый распространил ИГО на нашу страну. Нету святых в этом мире. Есть география и народы.
b
befi
4 июня 2010, 12:04
АВСТРАЛИЯ блин точно, еще же есть Австралия ... спасибо автору за напоминание о ней, хоть так.
N
NooK
4 июня 2010, 16:19
Шикарная статья... Очень удивлён этой статьей, очень все хорошо изложено и без всяких уколов на кого либо, вот такой должна быть журналистика...
D
Dubolom
4 июня 2010, 19:57
Ога, про оружие они ещё пишут хорошо. Без всяких там "ржавых" относительно наших и без молитв на американское.
N
NooK
4 июня 2010, 16:21
это называется не русофобство, а неосведомлённость, русофобство находится у нас по соседству и за океаном, а именно в Северной Америке, в принципе все)
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем